467 Работа Энгельса “К истории первоначального христианства” принадлежит к числу основополагающих произведений научного атеизма. Она явилась результатом многолетнего исследования Энгельсом проблем возникновения и сущности христианства, интерес к которым он, по его собственным словам, проявлял еще с 1841 года. Частично взгляды Энгельса на эти вопросы были изложены им в статьях: “Бруно Бауэр и первоначальное христианство” (см. настоящее издание, т. 19, стр. 306— 314) и “Книга откровения” (см. т. 21, стр. 7—13).

Написанная для журнала “Neue Zeit” и опубликованная в нем в №№ 1 и 2 за 1894 г. эта работа при жизни Энгельса была напечатана также на французском языке в журнале “Devenir social” в №№ 1 и 61 апрель и май 1895 г., в переводе дочери Маркса Лауры Лафарг. На русском языке работа Энгельса была впервые опубликована в 1906 году.

“Le Devenir social” (“Социальное развитие”) — французский ежемесячный социалистический журнал; выходил в Париже с 1895 по 1898 год. — 465.

468 А. Меngеr. “Das Recht auf den vо11еn Arbeitsertrag in geschichtlicher Darstellung”. Stuttgart, 1886, 8. 108. Критику этой книги см. в работе “Юридический социализм” (настоящее издание, т. 21, стр. 495— 516). — 468.

468а Своеобразную противоположность этому представляют религиозные восстания мусульманского мира, особенно в Африке. Ислам — это религия, приспособленная для жителей Востока, в особенности для арабов, следовательно, с одной стороны, для горожан, занимающихся торговлей и ремеслами, а с другой — для кочевников-бедуинов. Но в этом лежит зародыш периодически повторяющихся столкновений. Горожане богатеют, предаются роскоши, проявляют небрежность в соблюдении “закона”. Бедуины, которые живут в бедности и вследствие бедности придерживаются строгих нравов, смотрят на эти богатства и наслаждения с завистью и жадностью. И вот они объединяются под предводительством какого-нибудь пророка, махди, чтобы покарать изменников веры, восстановить уважение к обрядам и к истинной вере и в качестве вознаграждения присвоить себе богатства вероотступников. Лет через сто они, естественно, оказываются точно в таком же положении, в каком были эти вероотступники; необходимо новое очищение веры, появляется новый махди, игра начинается сначала. Так обстояло дело со времен завоевательных походов африканских Альморавидов и Альмохадов в Испанию до последнего махди из Хартума, который с таким успехом сопротивлялся англичанам (469). Так же или почти так же обстояло дело с восстаниями в Персии и в мусульманских странах. Все эти проходившие под религиозной оболочкой движения вызывались экономическими причинами; но, даже в случае победы, они оставляют неприкосновенными" прежние экономические условия. Таким образом, все остается по-старому, и столкновения становятся периодическими. Напротив, в народных восстаниях христианского Запада религиозная оболочка служит лишь знаменем и прикрытием для нападения на устаревающий экономический строй; последний в конце концов ниспровергается, его сменяет новый, мир развивается дальше.

469 Энгельс имеет в виду, национально-освободительное восстание нубийцев, арабов и других народностей Судана во главе с мусульманским проповедником Мухаммедом-Ахмедом, называвшим себя “махди”, то есть “спасителем”. Восстание началось в 1881 г. и достигло особых успехов в 1883—1884 гг., когда от войск английских колонизаторов, проникновение которых в Судан происходило с 70-х годов, была освобождена почти вся территория страны. В ходе восстания образовалось самостоятельное централизованное махдистское государство. Лить к 1899 г. войска английских колонизаторов, используя внутреннее ослабление этого государства в результате непрекращающихся войн и межплеменной розни, а также опираясь на подавляющее превосходство в вооружении” завоевали Судан. — 468.

470 Табориты — революционно-демократическое крыло в гуситском национально-освободительном и реформационном движении в Чехии (первая половина XV в.), направленном против немецких феодалов и католической церкви; свое паз ванне получили от города Табор, основанного в 1420 г. и являвшегося их политическим центром. В своих требованиях табориты отражали стремление крестьянских масс и городских низов к ликвидации всего феодального строя. Среди таборитов получили распространение облеченные в религиозную форму призывы к установлению имущественного равенства и предпринимались попытки ввести в область потребления начала уравнительного коммунизма. Создав свою военную организацию, табориты составили ядро гуситской армии, отразившей пять крестовых походов, которые были организованы против Чехии папой и германским императором. Только предательство чешских дворянско-бюргерских элементов, неоднократно выступавших против таборитов и заключивших против них компромисс с чужеземными силами феодальной реакции, привело к поражению таборитов в 1437 г., а вместе с этим и к подавлению гуситского движения. — 468.

471 Е. Renan. “Histoire des origines auf christianisme”. Vol. 1—8, Paris, 1863—1883 (Э. Ренан. “История происхождения христианства”. Тт. 1—8, Париж, 1863—1883). — 469.

472 Текст приводимых Энгельсом выдержек из сатиры Лукиана “О кончине Перегрина” соответствует немецкому переводу этого произведения А. Паули [см. “Lucian's Werke”. Bd. 13, Stuttgart, 1831, 8. 1618-1620 1622. (“Сочинения Лукиана”. Т. 13, Штутгарт, 1831, стр. 1618 -1620 и 1622)]. — 469.

473 Лукиан. “О кончине Перегрина”, главы 11—14 и 16. — 470.

474 Энгельс имеет в виду общины тайной организации немецких рабочих и ремесленников Союза справедливых, основанные Вильгельмом Вейтлингом в начале 40-х годов XIX века. Освещена история Союза справедливых в работе Энгельса “К истории Союза коммунистов” (см. настоящее издание, т. 21, стр. 214—232). — 470.

475 G. Kuhlmann. “Die Neue Welt oder das Reich des Geistes auf! Егdеn Verkuendigung”. Genf, 1845, 8. VIII и IX.

“Пророчества” Кульмана разоблачены Марксом и Энгельсом в их работе “Немецкая идеология” (см. настоящее издание, т. 3, стр. 535— 544). - 471.

476 “Свободные общины” — общины, выделившиеся из официальной протестантской церкви в 1846 г. под влиянием движения “Друзей света” — религиозного течения, направленного против господствовавшего в протестантской церкви пиетизма, который отличался крайним мистицизмом и ханжеством. В 40-е годы XIX в. эта религиозная оппозиция была одной из форм проявления недовольства немецкой буржуазии реакционными порядками в Германии. — 472.

477 Тюбингенская теологическая школа — школа исследователей и критиков библии, основанная в первой половине XIX века. Приверженцы этой школы критиковали противоречия и исторические несообразности книг Нового завета, но стремились сохранить некоторые положения библии как якобы исторически достоверные. Однако помимо своей воли эти исследователи содействовали подрыву авторитета библии. — 473.

478 Критика Нового завета содержится в следующих работах Б. Бауэра: “Kritik der evangelischen Geschichte des Johannes”. Bremen, 1840 (“Критика евангельской истории Иоанна”. Бремен, 1840) и “Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker”, Bd. I—II, Leipzig, 1841 (“Критика евангельской истории синоптиков”. Тт. I—II, Лейпциг, 1841); третий том этой книги под заглавием “Kritik der evangelischischen Geschichte der Synoptiker und des Johannes" (“Критика евангельской истории синоптиков и Иоанна”) вышел в Брауншвейге в 1842 году. Синоптиками в литературе по истории религии называют составителей трех первых евангелий — “от Матфея”, “от Марка” и “от Луки”. — 473.

479 Стоическая философия возникла в Древней Греции в конце IV в. до н. э. и просуществовала до VI в. н. э.; представители этой философии колебались между материализмом и идеализмом. В эпоху Римской империи философия стоиков превратилась в реакционное религиозно-идеалистическое учение. Проявляя особый интерес к моральным проблемам, стоики трактовали их в духе мистицизма и фатализма; они отстаивали внетелесное существование души, культ покорности человека судьбе, непротивление злу, самоотречение и аскетизм и т. и.; учение стоиков оказало значительное влияние на формирование христианской религии. — 474.

480 Имеется в виду сочинение Коммодиана “Carmen apologeticum adversus Judaeos et gentes" (“Апологетическая песнь против иудеев и язычников”). — 475.

481 Каббала (древнееврейское слово, означающее традицию, предание) - мистическое, связанное с магией, толкование старинных “священных” текстов посредством приписывания отдельным словам и числам особого символического значения; было распространено среди последователей иудаизма, откуда перешло в христианство и ислам. — 475.

482 Гностики — последователи гностицизма, религиозно-философского учения, возникшего в I—II вв. н. э. на почве объединения некоторых элементов христианства, иудаизма, языческих религий и идеалистической греко-римской философии. В основе гностицизма лежало мистическое учение о “гносисе” (древнегреческое слово, означающее “знание”) — познании путем откровения божественного первоначала мира. Для гностиков были характерны подчеркивание греховности материи" проповедь аскетизма, отрицание святости Ветхого завета и двойственной, “богочеловеческой" природы мифического основателя христианства Иисуса Христа. Ортодоксальные христианские круги, объявившие гностицизм ересью, вели против гностиков ожесточенную борьбу и уничтожили почти все их сочинения. — 475.

483 Тацит. “Анналы”, кн. 12, гл. 52 и “Истории”, кн. 2, гл. 62. — 476.

484 Сивиллина книги — собрание прорицаний, приписывавшихся одной из странствующих “прорицательниц” древности (Сивилле Кумской); играли большую роль в религиозной жизни Древнего Рима. — 476.

485 Никейский собор — первый так называемый вселенский собор епископов христианской церкви Римской империи, созванный в 325 г. императором Константином I в г. Никее в Малой Азии. На Никейском соборе был принят обязательный для всех христиан символ веры (основные положения вероучения ортодоксальной христианской церкви), непризнание которого каралось как государственное преступление. В решениях собора нашли отражение тесный союз церкви и государства и превращение христианства в государственную религию Римской империи. — 477.

486 E. Renan. “Saint Paul”. 1869. Книга составляет третий том работы Ренаиа о происхождении христианства (см. примечание 471). — 479.

487 Ириней. “Пять книг против ересей”, кн. V, гл. 28—30. — 487.

488 Е. Renan. “L'Antechrist. 1873. Книга составляет четвертый том работы Ренана о происхождении христианства (см. примечание 471). — 489.

489 Зенд-Авеста — принятое в XVIII—XIX вв. неправильное название Авесты — священной книги религии зороастризма, распространенной в Дровней Персии, Азербайджане и Средней Азии. В основе зороастризма лежала дуалистическая идея борьбы в мире добра и зла. Авеста составлялась, предположительно, с IX в. до н. э. вплоть до III—IV вв. н. э. — 490.

490 Имеется в виду так называемое “вавилонское изгнание” (или “вавилонское пленение”) древних евреев в VI в. до н. э. — насильственное переселение знати, чиновников, торговцев и ремесленников в Вавилон после взятия Иерусалима в 597 г. до н. э. и окончательного разгрома Иудейского царства вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н. э. В 30-х годах VI в. до н. э. персидский царь Кир, завоевавший Вавилонское царство, разрешил большинству пленных евреев вернуться на родину. — 490.

491 J. Рh. Fallmeraуег. “Geschichte dег Halbinsel Могеа waehrend des Mittelalters”. Stuttgart und Tuebingen; Erster Theil — 1830, Zweiter Theil — 1836 (Я. Ф. Фаллмерайер. “История полуострова Морей в средние века”. Штутгарт и Тюбинген; часть первая — 1830, часть вторая — 1836). — 490.

492 Эдда — собрание мифологических и героических сказаний и песен скандинавских народов; сохранилось в виде рукописи XIII в., открытой в 1643 г. исландским епископом Свейнсоном (так называемая “Старшая Эдда”), и в виде трактата о поэзии скальдов, составленного в начале XIII в. поэтом и летописцем Снорри Стурлусоном (“Младшая Эдда”). Песни “Эдды" о языческих богах и героях отразили состояние скандинавского общества в период разложения родового строя и переселения народов. В них встречаются образы и сюжеты из народного творчества древних германцев. — 492.