Глава шестая. Архитекторы Апартеида

Предвыборная кампания Национальной партии 1948 года проходила под лозунгом введения в стране апартеида. Комиссия по его разработке была создана еще на фольксконгрессе 1944 года. В конце 1947 года она опубликовала доклад, который вошел в предвыборную брошюру Национальной партии. Среди прочего там говорилось: "В ЮАС должна проводиться политика полного апартеида как конечная цель естественного процесса раздельного развития. Отдавая себе отчет в том, что эта задача может быть лучше всего выполнена путем сохранения в чистоте и неприкосновенности белой расы, Национальная партия провозглашает это в качестве основного руководящего принципа своей политики". В брошюре излагались также три главных принципа христианского национализма: апартеид, система христианско-национального образования и борьба против коммунистической опасности.
28 марта 1948 года была издана еще одна предвыборная брошюра, которая называлась "Политика партии по отношению к цветному населению". Автор текста Поль Сауер отмечал здесь, что апартеид должен противостоять расовому равенству, "ведущему к уничтожению белой расы", для чего необходимо "переселение африканцев в резерваты, которые должны, находясь под властью белого правительства, стать настоящей родиной африканцев". Далее Сауер призывал объявить всех индийцев иммигрантами в ЮАС.
26 мая состоялись всеобщие парламентские выборы, в результате которых партия Малана получила 70 мест и в союзе с Африканерской партией Альберта Герцога (сына Джеймса Герцога) составила парламентское большинство. Особенно большую поддержку оказали африканерским националистам фермеры (из 72 сельских округов Национальная партия и Африканерская партия победили в 64).
Спустя почти полвека после поражения в Англо-Бурской войне, африканеры почувствовали себя в достаточной мере сильными, чтобы, наконец, избавиться от назойливой опеки Великобритании, которая всегда была для них не заботливой матерью-метрополией, а злой мачехой, тщетно пытавшейся удержать в своих злокозненных объятиях жирный кусок пирога - богатый ископаемыми ресурсами осколок разваливающейся Империи,
"Возблагодарим Всевышнего! Мы победили!" - кричали заголовки южноафриканских националистических газет весной 1948 года. Однако окончательная победа была еще впереди. Лишь в 1961 году Южно-Африканский Союз окончательно перестал быть доминионом Англии и стал независимой республикой.
И, тем не менее, это был триумф. Англия уже не могла диктовать африканерам свою волю в надежде на безропотное подчинение. Кампания Смэтса полностью провалилась. Националистические газеты писали, что "наш премьер прославлял советское оружие и снимал шляпу перед Сталиным". Африканеры придумали для премьера, которого они считали предателем и коллаборационистом, презрительную кличку "лайгер" (что на африкаанс означает "ни рыба - ни мясо": лайгер - это гибрид африканского льва и бенгальской тигрицы). Отвечая на пропаганду Объединенной партии, которая твердила о том, что при Смэтсе в стране уменьшилась безработица, сократился государственный долг и была расширена внешняя торговля, националисты заявляли: "Безработица уменьшилась, но вам никто не говорит, что для сравнения взяты цифры, относящиеся к периоду величайшего мирового кризиса тридцатых годов. А за снижение государственного долга мы можем благодарить только войну и военную конъюнктуру".
Кстати, Смэтс вообще не прошел в парламент: в избирательном округе Стандертон его забаллотировали. Тем не менее, он занял, довольно достойное место в южноафриканской истории. Это был единственный африканер, который удостоился звания фельдмаршала. Кроме того, он теоретически мог бы стать премьер-министром Великобритании - еще в начале войны был разработан документ, по которому эта должность переходила бы к Смэтсу в случае смерти Черчилля. В ЮАР до сих пор стоят несколько памятников Смэтсу и, похоже, их никто не собирается сносить (хотя премьер-министр и был автором термина "апартеид"!).

Памятник Яну Смэтсу в Претории.

Сегодня Южная Африка снова принадлежит нам. Впервые после образования Союза страна стала нашей. Помоги, Господи, чтобы она осталась нашей навсегда! - заявил лидер Национальной партии Даниэль Франсуа Малан в день своей победы.
Правительство Малана состояло исключительно из африканеров - членов "Брудербонда". Поэтому наиболее важной задачей, которая встала перед ними сразу после прихода к власти, стало укрепление африканерского господства в Южной Африке. Однако для того, чтобы провести через парламент все законопроекты, Национальной партии надо было полностью обезопасить себя и укрепить свои позиции у руля страны.
С этой целью были внесены поправки к закону о Юго-Западной Африке: белые жители этой подмандатной территории теперь слали избирать своих депутатов в парламент ЮАС, что удвоило парламентское большинство голосов партии Малана. Несколько позднее был снижен минимальный возраст избирателей (до 18 лет), что также привело к увеличению числа голосов, подаваемых на выборах за националистов.
В 1948 году для дальнейшей разработки теоретических и практических основ апартеида было создано Южноафриканское бюро по изучению расовых отношений. "Выбор, стоящий перед нами, - говорилось на учредительном собрании бюро, - это один из двух противоположных путей: либо путь интеграции, который, в конечном счете, приведет к уничтожению белой нации, либо путь апартеида (раздельного существования)".
Предложенные бюро конкретные решения тут же превращались в законопроекты, а затем и в законы. На парламентской сессии 1949 года был принят закон о запрещении смешанных браков, который объявил противозаконными браки между белыми и небелыми. Если же гражданин ЮАС женился или выходил замуж за пределами страны, такой брак считался недействительным. Следующей инициативой стала поправка к закону о земельных правах азиатов. Она усилила существующее законоположение, направленное против проникновения индийцев в городские районы в Натале и Трансваале, и запретила приобретение ими недвижимости в Капской провинции (въезд в Оранжевую провинцию и Юго-Западную Африку индийцам по закону был вообще запрещен). Поправка к закону о туземцах создала бюро по найму рабочей силы, которые обеспечивали постоянное изобилие африканских рабочих на рудниках и фермерских хозяйствах белых.
На следующей парламентской сессии был принят закон о регистрации населения. Он предписал провести расовую классификацию населения по трем группам: европейской, цветной и африканской, причем две последние были также подразделены на этнические подгруппы. По завершении регистрации каждому полагалось получить удостоверение личности, в котором его расовая принадлежность заверялась несмываемой печатью. Нарушение расовых границ людьми, которые были названы "маскирующимися под белых" становилось с этого момента невозможным. Расовая принадлежность определялась по внешности человека, а также (в спорных случаях) на основании "общего мнения на этот счет".
Поправка к закону о борьбе с безнравственностью запретила внебрачные связи между белыми и небелыми (первоначальный текст закона, принятого еще в 1927 году, запрещал только связи между белыми и африканцами). По данным, которые огласил в парламенте министр юстиции, с 1950 по 1960 годы по этому закону было осуждено 3890 человек.
Закон о расселении по расовым группам предусматривал создание расовых локаций и резерватов, в которых право землевладения и поселения закреплялось за определенной расовой группой.
На сессии 1951 года был принят закон о властях банту. В резерватах создавались племенные, региональные и территориальные управления банту, которые назначались министром по делам туземцев.
Закон о туземных строительных рабочих разрешил обучение и регистрацию африканцев как квалифицированных рабочих, но только на территориях их локаций и резерватов и для работы там. Им запрещалось наниматься даже на случайную работу на городских территориях, в то время как белым рабочим не разрешалось заключать трудовые контракты с небелыми подрядчиками.
Закон о борьбе против незаконных вселений запретил всякому въезжать на любую территорию или вселяться в любое здание, любой африканский поселок или деревню без разрешения.
На сессии 1952 года - последней перед следующими парламентскими выборами - был принят закон об отмене пропусков для туземцев и о введении для них единообразных личных документов. Закон фактически усилил систему пропусков. Вводилась контрольная книжка, которая выдавалась всем африканцам с 16 лет. Первые страницы книжки представляли собой удостоверение личности, затем шли отметки бюро по найму, контрольные отметки о передвижениях, подписи нанимателей, расписки об уплате налогов. У владельца снимали отпечатки пальцев и отправляли их в министерство по делам туземцев. Африканцы обязаны были всегда иметь контрольную книжку при себе и предъявлять ее по первому требованию.
Поправка к закону о туземцах запретила африканцам оставаться на какой-либо городской территории дольше 72 часов без особого разрешения, если он не является уроженцем этого города и не проживает в нем. Исключения делались для проработавших на одного работодателя не менее 10 лет или на нескольких хозяев - не менее 15 лет. Десятки тысяч африканцев были согласно этому закону выписаны и выселены из городских районов.
Наконец, закон о взимании сбора за обслуживание туземцев обязал нанимателей уплачивать специальные сборы за снабжение африканцев водой, светом и за содержание дорог и канализации.
Правительство Малана сразу же начало укреплять позиции африканеров в различных отраслях жизни общества. Экономического господства удалось добиться уже через два года. В 1950 году фольксконгресс констатировал, что "проблемы белых бедняков больше не существует" и что "африканеры к настоящему времени заняли стратегически важные позиции в системе городской торговли". Рост африканерской торговой буржуазии в 1938-1948 годах произошел в основном за счет трансваальской экономики, где африка-нерским торговцам удалось оттеснить с лидирующих позиций индийскую буржуазию (в 1948 году было предложено вообще отправить всех индийцев на родину). "Основная цель достигнута, - говорилось на конгрессе, - африканерский капитал удалось консолидировать, создать как кооперативные, так и другие формы африканерских предприятий в сельском хозяйстве, торговле и промышленности".
Не были забыты также белые фермеры и рабочие. С 1948 года их экономическое положение неуклонно повышалось. Было принято несколько законов, благодаря которым процесс утечки рабочей силы из сельскохозяйственных районов в города был приостановлен. Важную роль здесь сыграло введение системы пропусков для неевропейцев и создание бюро по найму рабочей силы, которое существенно ограничило численность африканцев в городских районах. Правительство оказывало значительную финансовую помощь фермерам в виде прямых дотаций и повышения цен на их продукцию, а также путем финансирования научно-исследовательских работ в области сельского хозяйства.
В промышленности было усилено положение белых рабочих, которые неизменно оказывали националистам свою полную поддержку. Альберт Герцог заявлял в парламенте: "С одной стороны, наша партия является партией фермеров, но в еще большей степени она - партия рабочих". Эту мысль развил Балтазар Форстер: "Существует лишь один человек, перед которым мы обязаны держать ответ. Потому что именно он, именно белый рабочий Южной Африки, возвысил Национальную партию до ее нынешнего положения и сохранит ее на этом месте и в будущем".
Параллельно с этим правительство Малана приступило к реформированию системы школьного и университетского обучения. В программе образования 1948 года провозглашались следующие "основные принципы": "Должно изучаться все, что создано Богом, и все, что является делом рук человеческих. Но все преподавание должно вестись в христианско-националисти-ческом духе; ни в каком предмете недопустима пропаганда антихристианских или антинациональных взглядов". Была введена система полностью раздельного образования, причем не только для неевропейских школ и университетов, но и для английских и африканерских учебных заведений (для белых образование становилось в Южной Африке бесплатным). Уже с 1949 года обучение английских и африканерских детей велось отдельно (кроме На-таля). В тот момент эта мера вызвала полное одобрение не только африканеров, но и самих англичан, большинство из которых были настроены по отношению к Национальной партии оппозиционно.
В школьных учебниках пропагандировался принцип обоснования иерархии рас. Это касалось и других детских книг по истории и географии. Так, например, в популярном учебнике географии П. Фонсэна, в главе, посвященной африканским расам, говорилось, что бушмены "не достигли еще уровня объединения в племена", что им "свойствен грубый фетишизм", что они "низкого роста и на вид уродливее обезьян", "на более высоком уровне стоят готтентоты" и т. д. В этой книге на основании целой системы критериев была выстроена иерархия народов по уровню их развития: в занятиях, в строительстве жилища, в организации общества. На вершине африканской иерархии, по мысли автора, оказываются арабы, берберы и мавры. Вот довольно характерный отрывок из учебника для 3-го класса: "Разумеется, банту из-за недостатка образования подчас не вполне понимают природу технических приспособлений. Они, например, избегают селиться близ телеграфных столбов, боясь, что по проводам их разговоры передаются в полицию. Фотографирование или снятие отпечатков пальцев кажется им какими-то таинственными манипуляциями, секретом которых владеет белый человек".
В 1948 году был создан Африканерский студенческий союз, объединяющий всех африканерских студентов для защиты их интересов и содействия развитию "белой христианской цивилизации в качестве альтернативы коммунизму".
Главным университетом страны являлся Преторийский, которому подчинялись университеты Почефстрома. Блумфонтейна и Стелленбоша. Во всех из них преподавание велось на африкаанс, и принимались только белые студенты. На английском языке преподавание осуществлялось в Университете Родса, а также в Кейптаунском и Витватерсрандском университетах, причем два последних считались открытыми, однако студенты разных расовых групп, разумеется, учились раздельно. Помимо этого, для неевропейцеа существовал отдельный университетский колледж в Форт-Хэйре (ученые степени его выпускникам присваивались Университетом Родса).
В 1949 году правительство назначило комиссию во главе с доктором В. Эйзеленом для доклада об образовании африканцев и разработки программы их обучения с целью более эффективной подготовки туземцев к труду. В итоге все школы для банту из ведения властей провинций были переданы в ведение министра по делам туземцев. Незадолго до этого занимающий этот пост X. Фервурд заявил: "Когда контроль над образованием туземцев перейдет ко мне, я реформирую это образование таким образом, чтобы туземцев с детства приучали к тому, что равенство с европейцами не для них. Люди, верящие в равенство, нежелательны в качестве учителей туземцев. Для банту нет места в европейской общине, за исключением некоторых видов физической работы. По этой причине ему незачем давать образование, которое рассчитано на его ассимиляцию с европейской общиной. До сих пор система обучения банту вырывала туземца из его собственной общины и только дезориентировала его, раскрывая перед ним картину утопающих в зелени роскошных садов европейской цивилизации, вход в которые ему запрещен. Существующая система образования африканцев привела к созданию класса "псевдоевропейцев", для которых нет дороги в жизни и которые в итоге становятся разочарованными и недовольными собой".
Усилия были сосредоточены на создании системы профессионального обучения туземцев. Им также давались общие знания в объеме начальной школы, чтобы они могли писать, читать и считать. Преподавались и основы христианской религии.
Значительная работа была проделана правительством Малана по нейтрализации коммунистической угрозы. Закон о подавлении коммунизма, запретивший в ЮАС компартию и аналогичные ей организации, был принят на сессии 1950 года. Согласно закону, коммунизм определялся как "социалистическое учение Маркса в трактовке Ленина или Троцкого, III коммунистического интернационала (Коминтерна) или коммунистического информационного бюро (Коминформа), или любые родственные формы этого учения, распространяемые или пропагандируемые в Союзе для насаждения основных принципов этого учения, в том числе, всякой доктрины и всякого плана, которые:
a) ставят своей целью установление деспотической системы правления, основанной на диктатуре пролетариата, при которой признается только одна политическая организация, а все остальные подавляются или уничтожаются, или
b) ставят своей целью осуществление любых политических, индустриальных, социальных или экономических преобразований в Союзе путем организации волнений и беспорядков, путем незаконных действий или бездействия, или путем применения угрозы таких действий..., или
c) ставят своей целью осуществление любых преобразований в Союзе в соответствии с директивами, или под руководством, или в сотрудничестве с любым иностранным правительством, иностранным или интернациональным учреждением..., или
d) ставят своей целью разжигание чувств вражды между проживающими в Союзе европейскими и неевропейскими расами в расчете использовать результаты этой вражды для достижения какой-либо из целей перечисленных выше".
Коммунистическая партия благоразумно самораспустилась еще до принятия закона. Однако Б. Бантинг - единственный коммунист в парламенте -был все равно лишен депутатского мандата в соответствии с требованием закона.
Еще одной целью правительства в связи с нейтрализацией красной опасности стало советское консульство и его дочерние организации. Они не только распространяли коммунистическую пропаганду, но и подстрекали Африканский и Индийский национальные конгрессы к сопротивлению властям. Кроме того, сотрудники консульства постоянно нарушали закон о спиртных напитках, подавая их на приемах небелым гостям (спиртное небелым в ЮАС было запрещено).
В марте 1949 года министр экономики Эрик Лоу публично выступил против наличия в ЮАС представительства СССР Он заявил, что "торговые отношения между Южной Африкой и Россией не оправдывают существования советского консульства в Претории. Коммунистическая пропаганда, которая достигла в ЮАС страшных размеров, берет начало главным образом из советского генерального консульства в столице. В стране не имеется советских подданных, которые нуждаются в защите. Штат генерального консульства слишком велик для осуществления необходимой работы, специальный русский курьер ежемесячно отправляется в Москву с секретными документами. Ситуация крайне опасна".