Глава 15. ДОМУСУЛЬМАНСКОЕ И ЭТНОМУСУЛЬМАНСКОЕ В КУЛЬТУРЕ КАЗАХОВ

 

Ислам и тенгрианство у казахов. Музыкальная культура. Обряды, праздники, игры. Календарь. Медицина. Юрта. Одежда. Пища. Посуда и утварь.

 

У казахов распространён ислам суннитского вероисповедания ханифитского толка.

Ислам стал религией тюркской империи Караханидов, возникшей на юге Казахстана в десятом веке. Отдельные группы кочевников приняли ислам, но большинство осталось верным природным культам. Тем не менее, в течение столетий позиции ислама на территории Казахстана укреплялись, а другие религии, в том числе конфессии буддизма, христианства постепенно вытеснялись. Укрепление ислама в регионе традиционно связывают с культурным влиянием государств Центральной Азии и Поволжья. Среди миссионеров были ишаны, представители суфизма; самый известный – Ходжа Ахмед Ясави. Исследователи полагают, что в шестнадцатом веке казахов признают мусульманами все источники. С конца восемнадцатого века известны факты применения ислама как политической идеологии. Царская администрация поддержала ислам, рассматривая его как условие политической и культурной стабилизации степи. Исследователи, в том числе Чокан Валиханов, отмечали факты поверхностного усвоения ислама народом, Абай оставил образцы обличения деятельности нерадивых мулл, что не противоречит общей тенденции укрепления ислама. По мере распространения письменной культуры на казахском языке, увеличения числа мектебе и медресе утверждение ислама ускорялось. В начале двадцатого века идеи исламского модернизма в форме джадидизма, сформировавшегося среди татар, проникают в степь. В годы советской власти позиции ислама среди казахов, как религии в целом по стране, были значительно ослаблены. Согласно социологическим исследованиям семидесятых годов, подавляющее большинство казахов считало себя свободным от религии. Мусульманский ренессанс среди казахов начался во второй половине восьмидесятых годов двадцатого века.

О домусульманских верованиях казахов очень мало достоверных данных. Некоторые исследователи полагают, что для реконструкции тенгрианства (так назвали домусульманские верования казахов) нет достаточного основания. Известно, что у древних тюрков была политеистическая религия с верховным небесным божеством Тенгри (бог). С приходом ислама места прежних божеств заняли мусульманские святые; проникали персонажи мусульманской культуры. Древние верования прослеживаются в культе пещер, образе Коркута. Казахи верили в различных духов: джиннов, пери, дэва, албасты, жезтырнака. Духам придавали человеческий облик. Исследователи полагают, что шаманство среди казахов является ярким примером доисламских традиций. Шаману (баксы или бахсы) приписывали множество свойств; он мог лечить, гадать, совершать чудеса. Шаманство обычно было наследственным занятием; ведущим признаком шамана считалась способность к галлюцинациям, в которых духи якобы принуждали человека стать шаманом. Шаманские обряды предполагали общение бахсы с духами. Духов-помощников призывали, вредоносных изгоняли. Есть свидетельства непосредственного вмешательства шамана в лечение тела человека. Полагают, что социальный статус шамана в степи был близок статусу жреца в Древнем Египте. К XIXвеку шаманский культ наполнился мусульманской традицией. Близким к шаману был образ казахского дуана (думана у киргизов), своеобразного бродячего дервиша. С практикой шамана, дуана сочеталась деятельность знахарей и колдунов. Болезни объяснялись, как правило, воздействие духов, дурного глаза, колдовства. Поэтому основой знахарства было обрядовое лечение. Лечение травами, массаж и тому подобное рассматривались как приложение к обрядовым действиям. Знахарские действия осуществлялись многими, в том числе муллами. Значительное место в верованиях казахов занимал культ предков. Духам предков (аруахам) приносились жертвы. Особое почтение оказывалось могилам предков; им приписывались защитные функции. Гнева духа предков остерегались. Имена выдающихся предков становились ураном (боевой клич). Видимо, у древнетюркского урана «алаш» аналогичная основа. Аруах обычно представлялся в облике животного или птицы.

Доисламские верования и обычаи сохранились в погребально-поминальных обрядах, хозяйственной деятельности. Принесение в жертву животных – устойчивая традиция скотоводов. Очищение огнём животных и людей называли алас, аластау. Интересно, сходство между «алаш» и «алас» кажущееся или сущностное? Достаточно долго кумыс сохранял роль ритуального напитка. Почтение, оказываемое молоку, также относят к реликтам скотоводческого культа.

Духовную культуру казахов невозможно представить без музыки. Традиционная музыкальная культура складывается из инструментального и песенного искусства.

Народные музыкальные инструменты представлены ударными, духовыми и струнными. Древний музыкальный инструмент кочевых казахов – сыбызгы – изготовлялся из стебля курая. Название инструмента переводится как шептание, жужжание, дребезжание. Среди распространённых музыкальных инструментов называют смычковый двухструнный кылкобыз. «Кыл» идёт от струн из конских волос. Множество волос (до 104 волосков на две струны) в руках умельца помогали получить любые звуки. Кылкобыз употреблялся разными исполнителями, в том числе бахсы, жырау; бахсы оказались самыми верными последователями традиции кылкобыза. Излюбленным инструментом народных музыкантов остаётся домбра (домбыра). В древности струны домбры изготавливались из кишки козла. Происхождение названия инструмента связывают с деятельностью бахсы, по древним поверьям, своей игрой (на добре или бубном) возрождающего животного к жизни. Многозначное слово «кюй», в одном из смыслов объединяет понятие инструментальной и вокальной музыки. Исполнители на домбре – кюйши – считаются профессионалами устной культуры.

Песенное искусство выражается народными песнями. Музыкально-поэтическая сторона народных песен предполагает сотворчество певца-исполнителя и слушателей в песенно-поэтическом искусстве.

Народное творчество, как правило, представляет органичный комплекс видов искусства. Исполнители – акыны, жыршы, домбристы – развивали и сохраняли многие виды народного музыкального искусства. В условиях устного общения кочевого общества песня-импровизация акына становилась общественно-духовным праздничным событием. Наиболее распространёнными были лирические песни. Песня, сопутствующая обряду, поясняла его смысл. Лирические и обрядово-бытовые песни звучат и в настоящее время.

Обряды, праздники, игрыимеют особое социальное значение в традиционной культуре. Посредством игр выражается реальная жизнь, усваивается социокультурная традиция. В условиях жизни скотовода-кочевника игра-песня и игра-действие воспроизводила многие стороны трудовой, материальной и духовной деятельности. В игровой культуре казахов исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных направлений. Во-первых, игры и развлечения выполняли общественные функции, содействуя бытию этноса в целом. Во-вторых, у детей в игре формировались навыки, необходимые мужчине и женщине. В-третьих, игры помогали сохранять и развивать военные, хозяйственные умения. В-четвёртых, игры и развлечения были составной частью обрядов.

Среди особо почитаемых общественных событий называют поминки (ас). Поминки, устраиваемые в честь старейшего в роде, собирали множество людей и проводились несколько дней. Каждый день удовольствий и угощений сопровождался играми; заключительный день завершался главным украшением поминок - скачкой.

Исследователи отмечают, что не меньшее значение придавалось свадьбе. Торжество начиналось угощением. В программу развлечений входили айтысы, игры, песни. Главным событием развлечений были скачки (байга).

Среди крупных праздников народов Центральной Азии называют Наурыз – Новый год, отмечаемый в день весеннего равноденствия. Некоторые исследователи видят истоки ритуалов праздника в культе зороастризма; другие возводят начала праздника к ещё более древним временам. К Наурызу каждая семья готовила ритуальное блюдо из семи традиционных компонентов. Обычно трёхдневное празднование Наурыза начиналось айтысом и заканчивалось играми и состязаниями.

Популярным был праздник в честь перекочёвки, проводимый весной и осенью. Впереди каравана ехала красивейшая девушка с знаменем. По прибытии устраивалось угощение, сопровождаемое играми.

Традиционным мусульманским праздникам - ураза-айт и курбан-айт, - отмечают исследователи, в степи придали свой характер: обряд был значимее мистического содержания. Ритуальное жертвоприношение завершалось играми и развлечениями.

Большой популярностью пользовалась борьба. Казахша курес, напоминающий вольную борьбу, проводился на всех празднествах.

В числе молодёжных игр выделяют кыз куу (догони девушку), алты бакан (шесть столобов), ак суек (белая кость). Самыми любимыми играми у детей были альчики (асыки) и разновидности пряток (жасырынбак), лапты (орда доп), загадок (мырыш-мырыш).

Среди интеллектуальных игр распространённой была настольная игра тогыз кумалак (девятка). Тогыз кумалак стал популярным видом состязаний в современном Казахстане.

Ведущей особенностью народных обрядов, праздников, игр было участие всех присутствующих. Торжества были частью жизни людей, поэтому они были регламентированы обычным правом казахов; каждый участник в деталях знал программу предстоящего события. Поэтому праздники нередко приобретали значение серьёзного состязания, в том числе с вооружёнными конфликтами. Другой органичной особенностью праздников казахов-кочевников исследователи называют любовь к конным состязаниям. Байга, другие виды конных состязаний и в настоящее время являются атрибутом торжеств.

Казахи использовали народный календарь, основанный на двенадцатилетнем животном цикле (мушель). Система использовалась для счёта лет. Счёт месяцев проводился наблюдателями-астрономами по факту покрытия (закрытия) Плеяд Луной. Месяц состоял приблизительно из 28 суток. Согласно народному представлению вторник считался несчастливым днём, а среда и четверг днями, сопутствующими удаче. Скотоводы в повседневной жизни использовали циклы луны и прекрасно ориентировались по заметным небесным светилам (планеты и яркие звёзды). Полярная звезда, например, получила образное название «железный кол».

Народная медицина. Опыт народной медицины передавался из поколения в поколение. Врачевателей называли по роду их деятельности. Среди них были врачи, прошедшие специальное обучение в культурных центрах региона. Врачеватели широко применяли препараты, в том числе сильнодействующие. Основой большинства лекарств были растения. Среди лекарственных средств часто встречались животные жиры и продукты питания. Опытные лекари, особенно хирурги и костоправы, хорошо знали анатомию человека. Были известны наружные и внутренние, заразные и незаразные болезни. Простудные заболевания лечили согревающими средствами (горячая пища и натирание), с бронхитом и туберкулёзом боролись преимущественно усиленным питанием свежими продуктами. При желудочно-кишечных заболеваниях предписывали диету. Для лечения болезней суставов применяли тепловые ванны (сухие песчаные летом, теплые водяные зимой). Были широко распространены согревающие ванны в шкуре только что забитого животного. Больного заворачивали в такую шкуру и накрывали войлоком на необходимый срок. Успешно применялись целебные свойства солёных озёр и минеральных источников. Хирурги успешно лечили кровопусканием, пиявками. Дезинфекцию раны осуществляли свежей золой или обожжённым куском кошмы. Костоправы умели вправить переломы конечностей, ключицы, бедра, а также суставные вывихи. Для фиксации переломов использовали шину.

Казахи были опытными врачевателями домашних животных. Успешно боролись с сибирской язвой. Умели применять простое прививание посредством искусственного заражения здоровых животных от больных оспой, ящуром. Аналогично прививались от оспы и люди. Для преодоления вспышек инфекционных заболеваний скота широко применяли изоляцию животных, закапывание в землю павших от болезни и смену пастбищ.

Кочевой образ жизни скотоводов степей Евразии привёл к изобретению оптимального жилища – юрты. Экстенсивную форму ведения хозяйства и юрту казахи наследовали от предков-кочевников.

Исследователи выделяют четыре части каркасаюрты. Кереге – круговая стенка юрты, состоящая из секций решеток. Уык – жердь купола; из них образуется крыша юрты. Шанырак – круглое завершение крыши, выполняющее функции крепежа жердей крыши, дымохода и окна. Есик – двустворчатая дверь. Войлочное покрытие состоит из трёх видов полотен; для стены, крыши и шанырака. В центре юрты находился очаг. За очагом напротив входа - почётное место. Справа от входа – место отдыха хозяев, слева находилось место для сна младших членов семьи. Остальное пространство юрты использовалось для хранения необходимых вещей, утвари, продуктов. Размеры и убранство юрты зависели от социального статуса кочевника, его состояния. Кочевой аул – поселение казахов, - как правило, состоял из нескольких хозяйств. Малочисленность аула исследователи объясняют экстенсивным способом хозяйствования, требующим сравнительно обширных пастбищ для скота. Оседлые жилища представлены землянками (полностью в земле), полуземлянками и надземными домами. Специалисты по домостроительству не известны; дома строились семьёй из подручных материалов простейшими инструментами (топор, лопата, нож, долото). Основными строительными материалами были саманный кирпич, плетень из тонких стволов и веток, камыш. Комплекс надворных построек непосредственно примыкал к дому.

Древнейшими материалами, из которых изготовлялась одежда казахов, были шкуры и шерсть домашних животных. Из шерсти получали войлок, используемый для одежды, обуви и головных уборов. Ткани привозились издалека и были доступны зажиточным людям. К середине девятнадцатого столетия ткани повсеместно потеснили шкуры и войлок, но материалы домашнего изготовления по-прежнему пользовались спросом.

Традиционный мужской костюм состоял из двух видов нательной рубахи, нижних и верхних штанов, лёгкой туникообразной верхней одежды, кожаного и матерчатого пояса. Обязательный элемент верхней мужской одежды – халат (шапан). В отсутствие меховой одежды одевали несколько утеплённых халатов один на другой. Обычной зимней одеждой были тулупы из овчины. Зажиточные люди носили крытые сукном шубы с ценным мехом. Круглая матерчатая шапочка носилась даже дома. Верхние головные уборы шили из меха и войлока. Летом носили шляпу (калпак) из белого войлока. Зимняя шапка (тымак) закрывала уши, лоб, шею и верхнюю часть спины. Основной обувью были кожаные сапоги – домашние, летние и зимние. Зимние сапоги одевались на высокие войлочные чулки.

Женский костюм по составу повторял мужской, но отличался более яркими расцветками, украшениями, деталями и предметами одежды. Поверх платья носили нагрудник, закрывающий его спереди почти до талии. Женские головные уборы указывали на семейное положение; девушки и замужние женщины носили резко отличающиеся уборы и причёски. Свадебный головной убор – саукеле – высокая конусообразная шапка из войлока, украшенная тканью красного цвета. Саукеле дополнялся подвесками и накидкой из белой ткани. С появлением ребёнка, женщина носила белый головной убор, состоящий из двух частей. Среди распространённых украшений были металлические детали одежды, головного убора, серьги; на руках носили браслеты и кольца.

С переменами в социальной жизни костюм становится проще, утилитарнее, изживается возрастная специфика.

Пищаказахов была тесно связана с традиционным образом жизни.

Основой питания является мясо, молочные продукты. Остальные являются редким дополнением. В рационе преобладает мясо лошади, овцы, козы, верблюда. Чаще всего употреблялась баранина, конина считалась лакомством. Степень употребления мяса связана с социальным положением казаха. Зажиточный питался деликатесным мясом круглый год. В системе питания бедняка скудное потребление мяса дополнялось растительной пищей и рыбой. Традиционное мясо (согым) заготавливалось поздней осенью. Разделанная туша лошади солилась, вялилась. Делали колбасу-деликатес (казы, шужык, карта). Баранину вялили, коптили, часть хранили в мёрзлом состоянии. Согласно древнему этикету старейшему и наиболее уважаемому из присутствующих преподносилась голова барана. Остальным гостям по степени старшинства и оказываемого почёта распределялись 12 крупных костей с мясом. Мясо, отваренное кусками (ет, бесбармак), было торжественным блюдом. Готовили блюдо типа шашлыка. Реже встречался плов. Поджаренные субпродукты (куырдак) были излюбленным блюдом. Употреблялось мясо дичи. Рыбу ели преимущественно в Приаралье.

Молочные продукты заготавливались впрок. Кипячёное молоко употреблялось для забеливания чая. Изготовлялись квашеное молоко (катык, айран), кислый и пресный сыры, масло. Кумыс изготовлялся из молока кобылиц. Из верблюжьего молока делали шубат.

Из растительной пищи самыми известными были изделия из ржаной муки. Из неё пекли лепёшки. Распространёнными были жареные в масле кусочки кислого теста (баурсак). Из муки делали лапшу для супа. Пшеница употреблялась реже. Из зёрен пшеницы изготовляли напиток, зёрна жарили в масле или сале. В ритуальную похлёбку Наурыз коже кладут мясо, пшеницу, пшено, рис, курт, лук, квашеное молоко. Типичным блюдом бедняков была жидкая каша из прожаренной в бараньем сале муки, пшеницы, проса с последующим добавлением воды и кипячением содержимого. Из числа дикорастущих растений казахи употребляли лук и чеснок, собирали ароматные травы, ягоду. Из ягод и дыни делали пастилу.

Посуду и утварь изготовляли из кожи, дерева, костей животных. Из кожи шили подойник в виде чайника. В большом кожаном сосуде (саба) изготовляли кумыс, шубат. Для перевозки кумыса изготовляли кожаные фляги ёмкостью до десяти литров. В брюшине животных хранили продукты. Из дерева делали подойники в форме ведра, маслобойки, блюдо для подачи мяса (табак), глубокие миски для напитков, ковши, ступы с пестами. Металлическую посуду – чугунные котлы (казан) – использовали для варки пищи. Для хранения круп шили сумки из шкур. Из шерсти готовили хозяйственные мешки (кап). Как правило, посуда украшалась резьбой по дереву, вышивкой и окраской, реже костью и серебром.

Достижения духовной и материальной культуры казахов вошли в современную казахскую культуру, культуру народов Казахстана.