Понятие истории культур. Этноконфессиональная культура. Культурное единство человечества. Евразийская культура.

 

История применительно к культуре есть бытие социокультурного во времени и пространстве. В понимании истории, как и культуры, есть различные подходы исследователей, обусловленные многозначностью бытия человека. Культурология изучает артефакты и совокупности артефактов культуры, включая прошлое и настоящее. В отличие от философии культуры, в культурологии как науке, особенно в разделе истории культуры (культур), внимание акцентируется скорее на важнейших событиях, чем закономерностях. Являясь разделом культурологии, история культуры, посредством фиксирования особенностей развития различных культур призвана обеспечить выявление архетипов современной культуры на уровне планетарной или локальной.

Для понимания логики представляемого раздела учебного комплекса, следует иметь в виду три принципиальных положения, определяющих содержание и структуру авторского курса культурологии. Во-первых, доминантой культуры рассматривается религия в широком смысле, выступающая в совокупности своих конкретных направлений (конфессий) самым распространённым из исторических типов мировоззрения. Известно, что религия есть форма культуры наряду с другими общепринятыми в теории формами: моралью, искусством, правом, политикой, философией, наукой. Религия в узком смысле слова есть конфессиональная (вероисповедная) культура, религия в широком смысле, понимаемая как духовное основание культуры-цивилизации, есть этноконфессиональная культура. Аспекты религии в широком и узком смысле анализируются с позиций светской культурологии во втором разделе курса лекций «Культура и религия». Во-вторых, согласно научной специфике культурологии и в интересах оптимизации образовательной ценности учебной дисциплины «Культурология» культурное единство человечества рассматривается на примерах относительно самостоятельных культур или цивилизаций без дублирования фактов разделов курсов всемирной и отечественной истории, посвящённых культуре. В этом смысле, сущность исторического (динамика во времени и пространстве) бытия культуры человечества рассматривается в преимущественно методологическом разделе «Теория культуры», а на третий раздел «История культур» возлагается задача конкретизации планетарной культуры типичными примерами из прошлого и настоящего. Последнее достигается посредством краткого изложения основ бытия общепризнанных отдельных культур (цивилизаций), имеющих особое значение в понимании современной, в том числе евразийской культуры. В-третьих, в понятие евразийской культуры мы вкладываем предельно общий смысл; по нашему мнению, она есть культурное поле многовекового взаимодействия этноконфессиональных - индобуддийской, китайско-конфуцианской, еврохристианской и арабоисламской - культур-цивилизаций на пространствах преимущественно континента Евразия. Современная американская (континентальная) культура по происхождению скорее евразийская, чем «индейская». Культурное поле евразийства вобрало в себя достижения других выдающихся культур континента, мёртвых в том смысле, что как целостные культуры они уже не существуют, и живых своим влиянием, без которого невозможно представить современную евразийскую культуру, доминирующую на планете. В-четвёртых, как отмечалось выше, периодизация культуры осуществлена под влиянием идей, концепции истории К. Ясперса; выделяются культуры Древности и Современные культуры.