Прежде чем приступить к работе над этой главой, необходимо четко определить термин «мировоззрение». Как нам, кажется, очень удачно это сделала Г.В. Талина, ее определение мы и приведем здесь: «Мировоззрение включает в себя как принципы и взгляды отдельного лица или общества, так и жизненные позиции и программы деятельности людей. Оно формируется под воздействием тех ценностей, которое выработало общество на момент жизни   деятельности данного индивида. Но вместе с тем мировоззрение конкретного человека всегда несет черты индивидуальности, отличается личным своеобразием»[1]. Опираясь на это определение, мы будем рассматривать и характеризовать мировоззрение Алексея Михайловича, искать черты его индивидуальности.

В своих сочинениях он выразил в принципе вполне традиционные взгляды (в религиозном представлении) человека своей эпохи  на окружающую его действительность: о происхождении мира, роли в нем человека, сущности государя и ряда других явлений и предметов, но все-таки эти взгляды носят свой индивидуальный характер, который мы и попытаемся охарактеризовать. В первую очередь, выделим основные темы его сочинений, которые раскрывают нам  мировоззрения царя. Это: 1) Бог и вера;  2) рассуждения о пороках и добродетелях и очень близкая к этому тема 3) отношения государя с подданными. 4) представление о государе, его власти. Отметим, что все его представления, так или иначе неразрывно связаны с религией и верой.

Основной темой рассуждений царя была мысль о Боге и вере, идея провиденциализма была очень сильна, ввиду воспитания царя в духе христианской этики. В письме к графу В.Б. Шереметьеву, царь неоднократно ссылается на милость божью и Его волю. Тишайший пытается объяснить, что случившаяся беда, ранение в левую руку, ни что иное как промысел Божий, так как «на тя послал ручную скорбь…для того, что не хощет тебя ни в каком гресе видеть»[2] для Алексея Михайловича этот случай - проявление милости Божьей, потому что в ином случае все могло бы закончится хуже. Он призывает Шереметьева «удивляйся со слезами Владычнему милосердию к себе»[3] налицо явное полное повиновение власти и воле Божией, это показывает сильную и глубокую веру царя. С той же идеей провиденциализма мы сталкиваемся и в письме к Ордини-Нащокину, в котором причиной отступничества сына Афанасия Лаврентьевича царь объясняет «попущением Божием»[4], а смерть сына Одоевского объясняет милостью Божьей «изволил взять милостью своею»[5]. Усердная, искренняя вера в Бога своих подданных была важна для Государя,  который не раз призывал к своим служащим «Рабе Божий! уповай, дерзай о имени Божии»[6], «а в уме помышляй Исусову молитву»[7] или «токмо уповай и веруй всем сердцем»[8].

Рассуждения о пороках и добродетелях занимают добрую часть сочинений царя, видимо эта тема была ему очень близка. Человек по своей природе грешен, потому его поступки могут носить, как богоугодный, так и ему противный  характер. Лишь правильный подход к собственному образу жизни (нравственному) может дать положительный результат, такой как прощение и помилование Бога, т.е. спасение своей души. По мнению С. Ф. Платонова, именно спасение души было главным духовным интересом царя[9].

Главной добродетелью государь видел исполнение заповедей Божьих «крепко надобеть нам Бога знати и заповеди его творить»,[10] дабы пред смертью предстать не в беззаконии. Царь обращает свое внимание и на то, что Бог обязательно поможет «аще пребудете в заповедях Господних»[11].

Если соблюдение заповедей есть добродетель, то любое их нарушение есть грех и порок. Особенно тема порока раскрывается в отношении Государя с подданными, потому мы и вставили этот пункт в тему добродетели и порока, так как хорошая служба царю - это добродетель, а любое её нарушение - это порок. Почему присутствует такое строгое разделение, мы поговорим чуть позже в теме представление о государе.

Итак, пороком он называет «великое  безчестье»[12], относя это к нарушению приказов данных государем. Для него нарушение послушания есть один из самых главных проступков, как дети должны пребывать в послушании у родителей, так и подданные обязаны повиноваться царю. С особой неприязнью Алексей Михайлович отзывается о лжи и гордости. В наказе князю И.И. Лобанову-Ростовскому проявляется его отношение к неправде, для него это самая большая подлость, в таких строках как: «от нас великого государя неутаимое хотел утаить»[13] мы  наблюдаем такую мысль, что утаить что-либо от царя невозможно, как и от Бога,  т.е. «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Лк. 8:17), потому заниматься такими делом (лгать) - явный грех так как человек остается нечист не только пред государем, но и пред Богом «от века того не слыхано, что бы природные холопи государю своему <…> писали неправдою и лгали»[14]. Но все-таки наиболее сильным пороком Тишайший считает гордость. Нам известно, что за искреннее смирение Бог милует человека, исходя из этих соображений, Алексей Михайлович постоянно напоминает своим подданным, что своей гордостью они себя губят и из-за нее же совершают и многие другие проступки. По крайней мере, именно гордостью царь объясняет нехороший поступок князя Лобанова-Ростовского. В своем отчетном письме государю, тот утаил от царя количество побитых и взятых в плен и  «учинил своею гордостью»[15] приступать к городу Мстиславлю. Единственный способ исправления проступка - это смирение своей гордости «отложи всякую гордость и спесь»[16], «всякую высость оставить и смирить себя пред Богом»,  и лишь после этого он получит прощение государя. Хотя следует отметить, что, несмотря на столь тяжкие обстоятельства, Алексей Михайлович дает человеку шанс, возможность покаяться «прибеги сокрушенным сердцем»[17] и исправиться: «нераденье покрыть нынешнею своею службою и раденьем»[18]- это говорит об очень высоком нравственном уровне царя, об его человечности, а главное о его милосердном характере.

Еще один порок, который был противен Алексею Михайловичу - это лицемерие. Его он отрицал  всем сердцем и в своих наказах пытался уберечь от него своих подданных «веруеши единодушно и единосердечно, а не двоедушием»[19], это можно расценить как проявление заботы и опеки царя о своих служащих.  Тишайший много говорит о боярской чести «боярская честь вечная»[20],  но, тем не менее, считает её источником не родовитость, а государское повеление: «дается произволением великого и вечного царя и небесного Владыки и нашим тленным призыванием»[21], потому и осуждает хвастовство и горделивость многих бояр: «тем хвалится непристойно»[22].

Алексей Михайлович, будучи сам, как нами уже было отмечено выше, человеколюбив и милосерден, призывает развивать такие добродетели в сердцах своих служащих. Пытается обратить их внимание на братьев меньших,  «помня святые Евангельские заповеди, наипаче прежнево человеколюбия, имети к нищим милость»[23], «к бедным милостив и нищелюбив»[24]. Опять мы возвращаемся к заповедям Господним, без соблюдения которых царь не видит достойного смысла существования человека на земле, а соблюдения этих заповедей невозможно без раденья на службе царской.

Теперь рассмотрим представление Алексея Михайловича о государе и близкий к нему вопрос о власти. Попытаемся увидеть по его письмам отношение Тишайшего к государю, преемственности его власти  и источнику ее происхождения.

Будучи царем, Алексей Михайлович имел четкое представление об идеальном образе государя, в этом сказывается полученное им воспитание (в идеологическом духе: царя как помазанника Божьего и защитника своего народа). Всеми силами он пытался приблизиться к этому образу, в его представлении царь - это законный отец, оберегающий своих чад от всего худого. Не раз в его посланиях мы видим, как он уничижает себя перед Богом, отмечая с одной стороны законность своей власти, а с другой свою греховность:  «как истинный царь наричеся, а по своим злым, мерским делам не достоин и во псы, не токмо в цари»[25], думаем, что не каждый наберется смелости сравнить себя с псом и посчитать себя не достойным того, что принадлежит тебе по праву, а вот Тишайший мог найти в себе смирение, чтоб признать это. И, несмотря на свое положение, он все же не забывает про духовную жизнь и стремится каяться: «а мне первому грешному <…> все ожидают меня за злые дела. И достоин окаянный, тем мукам за свои прегрешения»[26]. Всегда помышляя о «другой жизни» он непрестанно задумывается о своем месте там и часто кручинится о своих грехах и молит: «не токмо быть солнцем великим <…> хотя малою  звездою, та кабы там, а не здеся»[27]. Еще раз отметим, что религиозные мотивы занимают в его мировоззрение главенствующее место.

В пример законности своей власти он приводит наследование её от земного царя Ивана Грозного («восприяли от прадеда моего царя Ивана Васильевича всея Руси»[28]) и божественное установление («На то нас Бог уставил, что бы беспомощным помогать»[29] или «промышление приемше от Богодаровитого царя»)[30]. Налицо четкие позиции и представления царя о характере  и назначении его власти. Свое предназначение он видит в заботе о подданных его государства, в том, чтобы быть по-настоящему им нужным, надежным опекуном: «нам великого государя быть надежным, аще Бог изволит»[31], «мы великий государь, в великую радость и милость от Бога приемлим»[32].

Особой чертой его мировоззрения являются его представления о отождествлении царской власти и власти Божией. Неоднократно он ссылается на это, говоря: «дело Божие и наше государево делаешь с великою радостию»[33] или «Божие и наше государево дело совершать»[34]. Для него вполне естественно, что тот, кто нарушает царские повеления, а они исходят исключительно «по изволению Божию и по нашему великого государя и тленного царя указу»[35]  нарушает и божественные: «Бога не боится и нашего государева страха не имеет»[36]. И наоборот, если с раденьем и преданностью исполнять государеву волю, то низпошлется на них милость Божья: «за Христа и за святые его церкви и за нас великого государя, страждущие вправду»,  «за Христа  и за нас, великого государя, умрети, и таковых бо есть души сияют, яко солнце»[37]. Именно поэтому он и призывает во всех своих письмах с радением, усердием и честностью относится к своей службе «приказывали изустно о Божии и о нашем великого государе деле помышлять»,[38] так как они служат не только земному царю, но и небесному. И боярам запрещает честью своею хвалится, так как лишь «по изволению божию наш государский чин пребывает и над вами»[39].

Итак, мы попытались рассмотреть мировоззрение царя Алексея Михайловича Тишайшего по его письмам и посланиям, выделить основные темы, которые он затрагивает, и проанализировать их. Подведем некий итог, перечислим основные элементы мировоззрения Алексея Михайловича. Сперва отметим, что религиозные мотивы занимают главенствующее место в его мировоззрении. На все в своей жизни он смотрит сквозь призму веры и религии. Мировоззрению Тишайшего присуще такие элементы, как, провиденциализм, строгое следование заповедям Господним, четкое осознание того что царь помазанник Божий, который исполняет волю Божью на земле, а предназначение государя это забота о подданных его государства, это обязанность быть надежным им опекуном. Из этого следует и отождествление царской власти и власти Божией потому достойное служение государю, есть угодная служба Богу, в представлении самого Алексея Михайловича. 

 Как было сказано в самом начале, мировоззрение одного человека отвечает нормам мировоззрения той эпохи, в которой он живет. Да, Алексей Михайлович человек своей эпохи, но какой человек! Будучи царем, помазанником Божиим, он все же старался не забывать о своей человеческой природе и думал о Царстве Небесном, желая обрести его после смерти. Какую бы тему он не затрагивал, она обязательно имеет характер христианской морали и веры, свои рассуждения он не отделяет от религии, а наоборот все к ней приобщает. Таким образом, мировоззрение Алексея Михайловича есть индивидуальное представление человека о жизни с точки зрения христианской моральной этики.




[1]Талина. Г.В. «Царь Алексей Михайлович». М., 1996.С. 7

[2] Наказы боярину В.Б. Шереметьеву//Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000. С. 546

[3]Указ. Соч. С. 546

[4] Письмо к думному дворянину А.Л. Ордину-Нащокину//Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С. 529

[5] Письма к боярину князю Н.И. Одоевскому//Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С. 508

[6]Письма к боярину князю Ю.А. Долгорукову// Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С. 526

[7] Указ. Соч. .527

[8] Письма к боярину князю Н.И. Одоевскому//Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С. 509

[9] Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М.,1993. С. 422

[10] Письма к боярину князю Н.И. Одоевскому//Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С. 509

[11] Указ. Соч. С. 509

[12] Письма к боярину князю Ю.А. Долгорукову// Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С. 524

[13] Наказ окольничему князю И.И. Лобанову-Ростовскому// Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С.538

[14]Указ. Соч. С.538

[15] Там же. С.538

[16]Там же. С. 540

[17] Наказ окольничему князю И.И. Лобанову-Ростовскому// Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С 540

[18] Указ. Соч.С. 542

[19] Там же.С.541

[20]Наказы боярину В.Б. Шереметьеву// Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С.544

[21] Указ. Соч. с. 544

[22] Там же. С. 544

[23] Там же. С. 545

[24] Письма к боярину князю Ю.А. Долгорукову// Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С. 526

[25] Письмо Никону о смерти патриарха Иосифа// Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С. 496

[26] Повесть о преставлении патриарха Иосифа// Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С. 504

[27] Письма к А.С. Матвееву// Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С. 519

[28] Письма к боярину князю Н.И. Одоевскому//Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С. 506

[29] Указ. Соч. С. 509

[30] Наказ окольничему князю И.И. Лобанову-Ростовскому// Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С.542

[31] Письма к боярину князю Н.И. Одоевскому//Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С.509

[32] Письма к боярину В.В. Бутурлину// Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С.518

[33] Письма к боярину князю Ю.А. Долгорукову// Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С. 526

[34] Письмо к думному дворянину А.Л. Ордину-Нащокину//Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С. 532

[35] Наказы боярину В.Б. Шереметьеву// Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С. 546

[36] Наказ окольничему князю И.И. Лобанову-Ростовскому// Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С.539

[37] Указ. Соч. С. 539

[38] Там же. С. 540

[39] Наказы боярину В.Б. Шереметьеву//Сочинения Царя Алексея Михайловича. «Московия и Европа». М., 2000.С. 545