Учебно-дидактический позно-статический стресс-синдром у детей (УДАВ-СУД), синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), болезнь Паркинсона (БП), детский церебральный паралич (ДЦП)

·              общность симптоматики,

·              общность механизмов развития,

·              общность подходов долгосрочной первичной профилактики и реабилитации.

В ходе исследований наше внимание привлекла близость картины электрических потенциалов мозга (ЭЭГ) у тех детей, которые систематически пребывают в обездвиженном стресс-напряженном учебном процессе, а также у детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), детским церебральным параличом (ДЦП) и даже… болезнью Паркинсона (БП). Попытаемся с этим разобраться.

Известно, что Джон Паркинсон еще в 1817 году непроизвольный тремор («дрожательный паралич») выделил в качестве самостоятельного заболевания. Главным клиническим проявлением данного синдрома являются непроизвольный высокочастотный тремор рук, сочетающийся со спастической низкочастотной тугоподвижностью.

Уже в те годы специалисты знали, что данный синдром обусловлен поражением мозга. Заметим: в состоянии спазмотонической (спастической) мышечной напряженности наши дети в учебном процессе пребывают на протяжении 10-12 лет (и даже дольше!).

И, похоже, совершенно закономерно то, что спустя более чем 1.5 столетия на Западе описывается необычное аномальное явление среди детской популяции – синдром «дисфункции мозга». В 1987 году данная патология получила определение как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (в т.ч. и «без гиперактивности» – СДВГ). Подчеркнем: здесь также выявляется поражение мозга и моторный хаос!

Как мы отмечали выше, основными симптомами СДВГ является угасание способности ребенка концентрировать («собрать») свое внимание на фоне появления импульсно-взрывных хаотических движений (судорожности).

Имеющиеся работы, в т.ч. полученные нами данные убеждают в том, что как при учебно-дидактическом стресс-синдроме у детей («УДАВ-СУД»), так и при СДВГ и ДЦП на ЭЭГ выявляется следующая симптоматика:

а) задержка в развитии вестибуло-мозжечковой мышечно-координаторной системы;

б) задержка в развитии базового сенсорного α-ритма мозга;

в) задержка в развитии лобных отделов мозга, ответственных за волевой контроль;

г) дезинтеграция («разобранность») в работе различных структур мозга;

д) наличие острых волн.

В этом плане представляют большой интерес исследования Богданова О.В. (1987), Богомолова Е.М. и Курочкина (1987), Зубовой О.Б. (1987) и других, изложенных в фундаментальном труде «Роль сенсорного притока в созревании функций мозга» (под ред. Е.В. Максимова, К.В. Шумикина, М., «Наука», 1987).

В частности Богданов О.В. привел экспериментальные данные о том, что восходящая афферентация является базовым механизмом развития мозга.

Богомолова Е.М. и Курочкин Ю.А. выявили, что даже зрительная депривация негативно влияет на становление вертикальной позы.

Зубова О.Б. также в эксперименте показала: воспитание в сенсорно обедненной среде (в т.ч. при моторном закрепощении) негативно сказывается на развитии мозга и его интегративных функций.

Но, если у животных пресечение восходящей энергетической афферентации и других видов моторной и сенсорной активности вызывает недоразвитие мозга, то что же говорить о детях, если на весь период взросления и развития пресечь приток к органам чувств полноценной сенсорной стимуляции и «образовывать» детей 10-12 лет вне собственного телесно-чувственного опыта.

Все это указывает на главное: пресечение процесса вертикализации, ограничения сенсорной и моторной активности детей означает морфогенетическое недоразвитие мозга и его функций! При этом любое морфогенетическое недоразвитие органов и тканей означает их чрезмерную уязвимость и подверженность быстрому обратному развитию (старению).

Вот почему среди всех отмеченных выше синдромов общими оказались и недвигательные нарушения, выявляемые как при стресс-синдроме УДАВ-СУД, так и при СДВГ, ДЦП и БП. Ниже приведем такие недвигательные нарушения, которые подробно описали М.Р. Нодель и Н.Н. Яхно (2008) у больных, страдающих болезнью Паркинсона. Это:

1) нервно-психические нарушения:

а) эмоциональные,

б) когнитивные,

в) психотические,

г) поведенческие;

2) нарушения сна и бодрствования;

3) вегетативные нарушения;

4) сенсорные нарушения и боль;

5) утомляемость.

Особое внимание обратим и на общность тех митохондриальных изменений (дисфункций) при БП, которые подробно описал С.Н. Иллариошкин (2008) и тех, которые описали мы при учебно-дидактическом стресс-синдроме (см. Раздел IV, 1).

Выполненными под нашим руководством исследованиями установлено, что спазмотоническая и гиперкинетическая картина при выше отмеченных синдромах радикально и практически однонаправлено меняется при изменении поз тела, и особенно при изменении расположения телесной вертикали относительно земной гравитационной оси. При этом наименьший моторный хаос наблюдается после специальной активизации вестибулярного аппарата (например, после вращательных движений тела, после качания на качелях и т.д.).

Кроме того, установлен и следующий принципиальный факт. По мере укоренения тела в своей видовой вертикали (осанке) спазмотонические и гиперкинетические (в т.ч. дрожательный тремор) резко уменьшаются. Постепенно мы пришли к убеждению, что спазмотонические состояния, в т.ч. гиперкинетические реакции зарождаются в недрах все более и более навязываемой детям той сидяче-согбенной стресс-напряженной обездвиженности, на основе которой выстроен учебный процесс.

Такой режим развития детей способствует недоразвитию вестибуло-мозжечковой телесно-координаторной системы, а в итоге её обратному развитию. Проявление же возврата к эмбриональным программам построения движений как раз и является гиперкинетический и спазмотонический моторный хаос. Вот почему, как было показано выше, насильственная выработка у детей учебной «усидчивости» имеет деструктивный эффект не только на состояние мозговых функций, но и негативный генотропный эффект (рис. 30).

Механизм зарождения непроизвольной мышечной судорожности при принудительной обездвиженности весьма ярко и точно описал в своем письме после прочитанной мною лекции педагог Иван Дорофеевич Зуев из Нефтекамска. С его разрешения, ниже приведу текст его письма.

«Владимиру Филипповичу.

После того как я обдумал ваш доклад, пришел к выводу, что ваша теория иногда применяется подсознательно (по интуиции) некоторыми людьми, которые медицинскими знаниями не обладают. Приведу собственный пример. Я стоял на учете у терапевта Гапеевой, которая меня спрашивала, не бывают ли у меня судороги. Я отвечаю, что не бывают. Оказывается, судорогам я не давал проявляться. Когда в школе я чувствовал, что стягивает пальцы руки, то я прятал руки в парту и совершал движения пальцами интенсивнее и чаще чем пианист. Когда у меня начинало стягивать ступню ноги, то я ногу ставил на носок и совершал колебательные движения ногой с большой частотой. Длительность в обоих случаях была 5-15 секунд. Сосед по парте, а иногда учителя считали это за шалость. Позу за партой я менял через каждые 5-6 минут, что иногда раздражало учителя. В первый год работы учителем, а мне пришлось после двух курсов уйти в академический отпуск, я играл зимой с учениками в футбол. Восьмиклассники приглашали нас четверых учителей, так как их не хватало на две команды. Так я стабилизировал порок сердца. После того футбольного года у меня почти прекратились кровотечения и я вернулся в пединститут.

Работая физиком, я уроки вёл в постоянном движении, а что ученикам нужно тоже, я не понимал».

Детям, страдающим различными моторными нарушениями, в т.ч. ДЦП, мы еще в 80-егоды ХХ века рекомендовали реабилитационные мероприятия, опирающиеся на повышение уровня активности, а в итоге на раскрепощение функциональных возможностей вестибуло-мозжечковой телесно-координаторной системы. Это происходит за счет минимизации в образе жизни детей сидячей позы, а также специально разработанных зрительно-вестибулярных тренажей, проводимых непосредственно на академическом уроке.

Результат был получен просто поразительный. Например, у некоторых детей практически отсутствовал базовый сенсорный ритм мозга. Спустя же 1-2 недели систематических занятий, такой ритм начинал четко проявляться. Ниже приведем пример ребенка с ДЦП, у которого буквально за один сеанс вестибуломозжечковой и телесно-координаторной стимуляции оформился четкий α-ритм мозга (рис. 49).

Отдавая дань поиску коллегами-медиками фармакологических и генетических средств реабилитации больных с синдромами СДВГ, ДЦП и БП, подчеркнем, что полученные нами результаты раскрывают перспективу такой реабилитации с помощью реактивации и запуска функциональной активности системы органов чувств, в эпицентре которых оказалась вестибуло-мозжечковая система.