Затеяв спор настоящего с прошлым,
мы обнаружим, что потеряли будущее
.
Уинстон Черчилль

Известно, что Литва своим выходом из Союза ССР, прежде всего, обязана России. Но упования российских "демократов" на благодарность литовских коллег оказались тщетными.

После обретения независимости литовские политики активно включились в процесс дискредитации СССР, сутью которого явилось приписывание Советскому Союзу оккупации Литовской республики в 1940 г. и возложение на него ответственности, наряду с нацистской Германией, за развязывание Второй мировой войны. В рамках этой концепции литовской делегации в июле 2009 г. удалось навязать Парламентской ассамблеи ОБСЕ, проходившей в Вильнюсе, принятие резолюции "Воссоединение разделенной Европы: защита прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXIвеке", фактически приравнявшей коммунизм к нацизму.

При этом литовские политики пытаются поставить под сомнение не только итоги Второй мировой войны, но и весь послевоенный период советского участия в развитии европейского и мирового сообщества. В случае успеха их замысла, Россия как правопреемница СССР, из разряда держав-победительниц превращается в страну, отягощенную прошлыми грехами. Этот аспект весьма важен для Литвы в плане предъявления к России требований о материальной компенсации за полвека "советской оккупации и агрессии".

Эффективным инструментом давления на Россию в Литве сделали историю. Сегодня в ходу в самые немыслимые трактовки исторических событий ХХ века. При этом литовские "правоведы" весьма своеобразно трактуют такие правовые определения, как "оккупация", "аннексия", "агрессия", "военные преступления". Принятые мировым сообществом трактовки этих понятий они предпочитают игнорировать.

Не вызывает сомнений, что литовские ниспровергатели исторических истин заблудились в лабиринте истории литовско-российских отношений и движутся в направлении, на котором Литву могут ждать весьма неприятные неожиданности.

В этих целях автор при анализе ряда спорных исторических ситуаций позволил себе применить "литовскую методологию", с помощью которой историю в Литве превращают в политический инструмент. Подобный прием наглядно показывает, как опасно, сидя в стеклянном доме, бросаться камнями.