ДВУХМУЖНЯЯ. Сразу рассказ вышел отдельным изданием: «Двухмужняя», Госиздат, М.-Л. 1925; затем в сборниках «Донские рассказы», «Новая Москва», М., 1926; «Пастух.Двухмужняя». М., 1929; «Лазоревая степь», «Московское товарищество писателей», М., 1931; альманах «Дон», Сталинград, 1937.

Г.Сивоволов утверждает в своей книге «Михаил Шолохов. Страницы биографии», что Арсений Клюквин, председатель качаловского коллектива - это житель Каргинской, реальный человек, послуживший его прототипом. По свидетельству историков литературы и исследователей творчества М.А.Шолохова, автор не раз возвращался к рассказу, работал над стилем и композицией. В отдельном издании редактором был Ф.Березовский, опытный писатель, не понявший сути творческой манеры молодого писателя, подсказывал ему то, от чего он вскорости отказался, готовя этот рассказ для сборника «Донские рассказы» с предисловием А.Серафимовича.

В издании рассказа под редакцией Ф.Березовского Шолохов подробно объяснял, почему Анна ушла от Арсения к вернувшемуся мужу, что «жила с чужим невенченная»: «Чаще задумывалась Анна, чаще вспоминала слова Александра: «Коли людей не постыдилась, то хоть греха бы побоялась». От этих слов груз тяжелый и страшный чувствовала Анна на плечах. Не людей стыдилась, а греха страшного боялась. Перед глазами открытый алтарь мерещился. Венец сдавливал голову, клещами горячими сжимал грудь. Некрепко еще впитала в себя Анна коллективиские беседы о ненужности старого церковного дурмана. Иной раз шевелился червяк сомнения и здорового раздумья. Но крепко еще опутан был рассудок – веригами старого прошлого.

Ворошила Анна в памяти это прошлое и сама не знала, почему не хотела вспоминать разладов с Александром, когда он бил ее смертным боем. Вспоминала только светлое, радостью окропленное. И от этого сердце набухало теплотой к Александру. И образ Арсения меркнул туманом, уходил куда-то назад…»(С.21).

В «Донских рассказах» Шолохов снял это описание и мотивировал уход Анны от Арсения ее словами: «Пусти меня к мужу! Все одно уйду, не люб ты мне больше!» (С.110).

При доработке рассказа для сборника были и другие сокращения и мотивировки психологического характера.

В центре сюжета – любовный треугольник Анны, Александра и Арсения.

АРСЕНИЙ КЛЮКВИН - участник мировой и гражданской войны, «за советскую власть четыре года сражался, израненный весь», 26 лет от роду, а действие рассказа начинается с того, что «ущемила сердце одна сухота, и житья нету», «и работа и свет белый не милы ему» - влюбился Арсений в замужнюю Анну, муж которой Александр – кадет, «от Врангеля пришел», не вернулся домой, после ожесточенной братской войны ушел за границу. Анна вышла замуж за Арсения, но вскоре получила письмо из Турции от мужа: скоро вернётся домой. Александр действительно вернулся, и Анна ушла с ребенком от Арсения к нему. Испытала всю горечь бесправной жены и от мужа, и от свекора.

АННА оказалась в противоречивом положении: Арсений уговорил её выйти за него, она забеременила и родила сына, но вернувшийся Александр на колени встал и умолял ее вернуться к нему в зажиточный дом, а не работать в Качаловском коллективе. Анна поверила Александру, забыла прошлое с ним, когда он бил ее смертным боем, «а вспоминала только светлое», «и от этого сердце набухало теплотой к прошлому и к Александру». И тут же заявила Арсению, что уходит к Александру: «Пусти меня к мужу!.. Говорит, возьму с дитем…Все одно - уйду, не люб ты мне больше!» И ушла с ребёнком к мужу. А на Арсения глядела с ненавистью, «все чаще ловил на себе Арсений взгляд ее, ненавидящий и горький».

АЛЕКСАНДР окаался таким же, каким был. Только на первых порах был с Анной ласков, а потом все чаще ходил к Лушке-самогонщице, возвращался пьяный и самодовольный, а в Анне видел «одну необразованность, темноту», а он, дескать, побывал за границей, знает «блогородное обхождение». Пришел квартальный и пригласил хозяев на собрание. Александр нехотя согласился, но и Анна хотела пойти. Но Александр обрушился на неё с угрозами: «Ты когда же выкинешь из головы коммунические ухватки?.. Чтоб не пикнула!...Кобыла не лошадь, баба не человек!..Ты со своим ублюдком лопаешь не коллективский хлеб, а мой!..». Анна напомнила ему, что он «жалеть сулил»: «Где же твои посулы?» Александр размахнулся и ударил ее в грудь. «Бил до тех пор, пока не взмокла потом рубаха и устали ноги, потом надел папаху, сплюнул и вышел во двор», пошел в Лушке-самогонщице.

Анна ночью ушла от Александра, два месяца прожила с ним, оставшимся белым кадетом, а «красных сволочей» он люто ненавидел, спалил «три прикладка коллективского сена», Арсений по следам английских ботинок дошел до Александрова дома, тут они пропадали.

Законный муж Александр остался таким же блюстителем прежних старорежимных казачьих традиций, а Арсений носителем новых революционных порядков, которые были завоеваны в Революциях и Гражданской войне, давшим женщинам равные права с мужчинами.

ЯЩУРОВ– Качаловский богатей, имел «двенадцать пар быков, лошадей косяк, паровую молотилку и цепкие мышастые глазки», «с ухмылочкой» отнёсся к «показательной обработке» Качаловского коллектива: «Бог, он ить правду видит…Какие в послушании к нему пребывают и чтут веру Христову – тем и дождичек…А вот коллективских коммунистов умыло!...Без бога, сказано, не до порога!» Но просчитался богатей: «У качаловцев с десятины по восьми мер наскребли, коллективцы по сорок сняли.