Вадим Врачев

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ В >


Вадим Врачев

2008 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Вадим Врачев

Энциклопедия философских наук Г.В.Ф. Гегеля

Взгляд из XXI века

IGDA Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих

А. ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

а. Пространство.

Для того, чтобы была видна моя точка зрения на пространство, я разбил раздел «а. Пространство» на два подраздела: 1. Пространство до большого взрыва; 2. Пространство после большого взрыва.

1. Пространство до большого взрыва.

«Первым, или непосредственным, определением природы является абстрактная всеобщность ее вне-себя-бытия, его лишенное опосредствования безразличие, пространство[i]. {44}

Оно есть совершенно идеальная рядоположность, потому что оно есть вне-себя-бытие; оно просто непрерывно, потому что эта внеположность еще совершенно абстрактна и не имеет в себе никакого определенного различия.

Примечание. С давних пор много спорили о природе пространства. Я укажу лишь на кантовское определение, согласно которому пространство подобно времени является формой чувственного созерцания. И другие философские учения тоже обычно клали в основание воззрение, согласно которому пространство должно рассматриваться лишь как нечто субъективное, существующее только в представлении[ii].

Если мы отбросим в сторону то, что в кантовском понятии пространства должно быть отнесено за счет субъективного идеализма и его характерных черт, то останется правильное утверждение, что пространство есть голая форма, т. е. некая абстракции, а именно абстракция непосредственной внешности. Говорить о пространственных точках так, как будто бы они составляют положительный элемент пространства, мы не имеем права, так как пространство вследствие совершенного отсутствия в нем различия есть лишь возможность, а не положенность внеположного бытия и отрицательного, и поэтому оно всецело непрерывно; точка, для-себя-бытие есть, поэтому, скорее положенное отрицание пространства, и именно положенное отрицание пространства в нем самом. Тем самым решается вопрос о бесконечности пространства (§ 100, примечание)[iii]. Пространство есть вообще чистое количество и является таковым чистым количеством уже не только как логическое определение, а как непосредственно и внешне сущее. Природа начинает поэтому не с качественного, а с количественного, так как ее определение не есть абстрактно первое и непосредственное подобно логическому бытию, а есть по существу уже в самом себе опосредствованное внешнее бытие и инобытие» [iv].

Этим изложением Гегеля я ограничусь по двум причинам. Во-первых, возможно, что Большой взрыв не был первым. Но, во-вторых, все равно мы задаем себе постоянно вопрос, – был ли первый взрыв? На сегодняшний день наука не знает на него ответа. Но здесь я согласен с Гегелем в том, что «Истина же абстрактного пространства состоит как раз в том, чтобы оно существовало как материальное тело»[v].

Ниже, при рассмотрении тел (см. главу Инертная материя), будет понятно это выражение Гегеля.

Сегодня многие ученые астрофизики и ядерщики придерживаются одного взгляда на то, что для того чтобы сохранялся закон сохранения энергии, должна существовать такая элементарная частица как нейтрино[vi]. Его такие характеристики как нейтральность и бестелесность вполне подходят под определение «ничто» или абстрактное пространство. На сегодняшний день обнаруживаются только связанные нейтрино. Само нейтрино не обнаружено, в настоящее время они считаются стабильными[vii].

Таким образом, если быть более понятным, то абстрактное пространство можно представить как бесконечную нейтральную матрицу точечных нейтрино – пустоту.

2. Пространство Большого взрыва (§ 255 – 256).

«Пространство как понятие в себе имеет вообще свои различия в себе, [а именно,] α) имеет их, прежде всего, непосредственно в своем безразличии как лишь разные, совершенно лишенные определенности три измерения…  /…/

…β) Но отличие является по существу своему определенным, качественным отличием. Как таковое оно 1) представляет собой, прежде всего, отрицание самого пространства, потому, что последнее является непосредственным, лишенным различия вне-себя-бытием, точкой. 2) Но отрицание есть отрицание пространства, т. е. оно само пространственно; точка как именно это отношение, т. о. как снимающая себя, есть линия, первое инобытие точки, т. е. ее пространственное бытие. 3) Но истиной инобытия является отрицание отрицания»[viii].

Далее идет математическое раскрытие этого понятие. Но это математическое изложение реального пространства в наше время не совсем корректно, поскольку необходимо нам еще показать, что отрицание самого пространства, лишенного различия, есть абстрактная точка. Понимает это и Гегель, но, не имея никаких научных данных по этому вопросу, говорит: «Что линия не состоит из точек, а поверхность не состоит из линий, это вытекает из их понятия, так как линия есть скорее точка как сущая вне себя, а именно как относящаяся к пространству и снимающая себя, а поверхность есть точно так же снятая, сущая вне себя линия. Точка представлена здесь как первое и положительное, и мы исходим из нее»39а. Таким образом, он свое представление о точке берет как аксиому. Далее мы покажем, что Гегель оказался прав. Здесь я хочу ознакомить читателя с первым вариантом спекулятивной дедукции измерений пространства, предложенное Гегелем «в «Иенской реальной философии», где он, трактует первое измерение как измерение в форме бытия, второе – как отрицание первого, третье – как отрицание отрицания, как чистую определенность, или безразличие числа.

В отличие от «Философии природы» в «Иенской реальной философии» пространство связывается Гегелем с существованием эфира»[ix]. Там Гегель начинает изложение философии природы с эфира – пятой стихии, – который был введен в античную натурфилософию Аристотелем. См. об этом в предисловии К. Л. Михелета (наст, изд., т. 2, приложение, стр. 590). В противовес современным ему представлениям о химических элементах, которые, по мнению Гегеля, не выражают качественных особенностей материи и сводят ее состояния к сугубо количественным измерениям, он стремится найти качественно-субстанциальные характеристики материи[x]. Это  понятие пространства мне ближе, поскольку согласуется с моим представлении о реальном пространстве вселенной. Тем более, что ученные допускают наличия в пространстве вселенной некоторой плотности (см выше), которая не равномерно распределяется по пространству. Плотность есть уже категория качества, реальности.

Чтобы не нарушить логику рассуждений Гегеля я оставлю данные параграфы без изменений. А свое представление о пространстве я буду раскрывать по ходу изложения настоящей работы.

b. Время[xi].

Также как и в раскрытии понятия пространства необходимо отличать время до Большого взрыва, и время после него. И в этом случае больше подходит изложение пространства в «Иенской реальной философии». Тогда начало § 257 излагалось бы так:

«Отрицательность, относящаяся к пространству в качестве абсолютной материи и развивающая в нем свои определения, как Я и неЯ (материи и антиматерии), существует в сфере вне-себя-бытия. Одновременно и для себя; она полагает вместе с тем свои определения в сфере вне-себя-бытия, но при этом являет себя безразличной к спокойной рядоположности абсолютной материи пространства. Положенная таким образом для себя эта отрицательность есть время.

Прибавление. Пространство есть непосредственное, налично сущее количество, в котором все остается устойчиво существовать, и даже граница носит характер устойчивого существования. В этом заключается недостаток пространства. Пространство представляет собой следующее противоречие: оно обладает отрицанием, но обладает им так, что это отрицание распадается на равнодушные друг к другу прочные существования. Так как, следовательно, пространство представляет собой лишь это внутреннее противоречие, то снятие им самим его моментов является его истиной. Время и есть наличное бытие этого постоянного снятия; только во времени, следовательно, материя обладает действительностью. Различие вышло за пределы пространства, и это значит, что различие перестает быть этим равнодушием, оно есть для себя во всем своем беспокойстве, оно вышло из состояния паралича. Это чистое количество как для себя налично сущее различие есть отрицательное в самом себе время; оно представляет собой отрицание отрицания, относящееся с собой отрицание. В пространстве отрицание есть отрицание в некоем другом; отрицание, таким образом, еще не получает в пространстве подобающего ему значения. В пространстве материя есть, правда, отрицание отрицания, однако, согласно своей истине, оно отлично от пространства. Истиной пространства является время; так пространство становится временем. Таким образом, не мы субъективно переходим к времени, а само пространство переходит в него. В представлении пространство и время совершенно отделены друг от друга, и нам кажется, что существует пространство и, кроме того, также и время. Против этого «также» восстает философия»[xii].

Параграфы 258 и 259 не требуют корректировок, связанных с нашими знаниями сегодня. Они интересны и убедительны. Главным выводом их является положение, что «лишь предметы природы подчинены времени, поскольку они конечны; напротив, истинное – идея, дух – вечно»[xiii].

с. Место и движение.

В этом подразделе мы вплотную приближаемся к раскрытию перехода всеобщего пространства и времени в конечные пространства и время. С точки зрения современного научного знания, как мне представляется, здесь Гегель описывает процессы, связанные с протеканием Большого взрыва и образования пространства вселенной. Излагая свою точку зрения, я вновь воспользуюсь определениями измерений пространства, предложенные Гегелем в «Иенской реальной философии».

Необходимо пояснить, что, характеризуя пространство до большого взрыва, Гегель говорит в § 254, о точке как для-себя-бытие. Она есть, поэтому скорее положенное отрицание пространства, и именно положенное отрицание пространства в нем самом. В § 260 точка положена и конкретна в самой себе благодаря полной отрицательности, которой является время. Сегодня высказываются предположения о том, что Большой взрыв не был первым, и что его спровоцировало внешнее воздействие. Но это не снимает вопроса о том, что вызвало самый первый взрыв абстрактного пространства. Поскольку этот вопрос остается открытым, я соглашусь с Гегелем в том, что нарушение равновесия абстрактной точки такого пространства, явилась рефлексия абсолютного духа в самого себя, т. е. деятельность Разума или божественное действие.

В этом случае, состояние точки пространства еще в-себя-бытие есть что-то необнаруживаемое, а рефлексия духа в самого себя, есть момент отрицание отрицания абсолютной материи. Мне придется, что бы раскрыть главу «Место и движение» с учетом сегодняшнего дня, дать оглавления каждой теме этой главы. Тогда § 260 будет изложен следующим образом.

§ 260. Момент начала взрыва, время => 0).

«Пространство является в самом себе противоречием между равнодушной рядоположностью и не имеющей в себе никаких различий непрерывностью; оно заключает в себе чистое отрицание самого себя и переход, прежде всего, во время. И точно так же время представляет собой непосредственное падение в безразличие, в неразличенную внеположность, или в пространство, так как его совмещенные в единстве противоположные моменты непосредственно снимают себя[xiv]. Таким образом, в пространстве отрицательное определение, исключающая точка теперь больше уже не является таковой только в себе согласно понятию, она теперь положена и конкретна в самой себе благодаря полной отрицательности, которой является время. Такая конкретная точка есть место».

Это конкретное пространство по современным научным данным может иметь пространственные интервалы существенно меньше 10-13 см[xv]. Такие пространственные характеристики в нашем реальном мире вполне можно признать точкой. Так что, Гегель вполне мог при раскрытии понятия пространства для реального мира воспользоваться термином точка (§ 255 и 256).

«Прибавление. Если оглянемся назад и посмотрим, как у нас развертывалось понятие длительности, то мы увидим, что это непосредственное единство пространства и времени уже является тем основанием, благодаря которому они существуют, ибо отрицанием пространства является время, а положительным, бытием временных различий является пространство. Но и пространство, и время положены здесь с неравным значением, или, иначе говоря, их единство представлено лишь как движение перехода одного в другое, так что начало, реализация и результат отличаются друг от друга. Но результат высказывает то, что представляет собой их основание и истину. Длящееся есть самоодинаковость, в которую возвратилось время, эта самоодинаковость есть пространство, ибо определенностью последнего является вообще равнодушное наличное бытие. Точка здесь такова, какова она поистине, а именно она оказывается неким всеобщим; именно поэтому точка здесь выступает как целое пространство, как тотальность измерений. Это «здесь» есть точно так же и время, есть некое настоящее, которое непосредственно снимает себя, некое «теперь», которое было. «Здесь» есть вместе с тем «теперь», ибо оно есть точка длительности. Это единство «здесь» и «теперь» представляет собой место[xvi]»[xvii].

Такого рода процесс в 1928 году описал американский астрофизик, в то время еще  советский ученый Гамов Г.А.[xviii] Работая в Гёттингенском университете, сформулировал квантовомеханическую теорию α – распада (независимо от Р.Герни и Э.Кондона), дав первое успешное объяснение поведения радиоактивных элементов. Показал, что частицы даже с не очень большой энергией могут с определенной вероятностью проникать через потенциальный барьер (туннельный эффект). Результатом такого эффекта является то, что абстрактная материя или ничто становится местом пространства, поскольку материя переходит из состояния чистого бытия или ничто в состояние для-себя-бытие. Материя здесь впервые обнаруживает себя некоторой величиной поляризации, температура которой, по расчетам Гамова Г.А. как было отмечено выше, должна составлять примерно 3ºК. 

§ 261

«Место как положенное тождества пространства и времени есть ближайшим образом также и положенное противоречие, которым являются пространство и время, каждое в самом себе. Место представляет собой пространственную и, следовательно, равнодушную единичность, и оно является таковой лишь в качестве пространственного «теперь», в качестве времени, так что место непосредственно равнодушно к себе как к этому месту, внешне себе, является отрицанием себя и неким другим местом. Это исчезновение и новое самопорождение пространства во времени и времени в пространстве, так что время полагает себя пространственно как место, но эта равнодушная пространственность также полагается непосредственно как временное, – это исчезновение и новое самопорождение пространства и времени есть движение. Но само {60} это становление[xix] есть столь же и совпадение в нем противоречия, есть непосредственно тождественное наличносущее единство их обоих, материя».

Замеры, которые впоследствии были сделаны ученными,  подтвердили гипотезу Гамова Г.А. Этот эффект ими был назван космическим или реликтовым излучением. Раз это космическое излучение было обнаружено, то можно предположить, что эффект поляризации был вызван элементарными частицами, а если конкретнее, то частицами. Античастицы мы бы не обнаружили. Причем такие частицы должны были иметь одинаковый заряд поляризации, чтобы они не могли аннигилировать друг с другом. Это и есть первое проявление материи в состоянии для-себя-бытие как идеальной единичности. Скорее всего,  такое состояние материи, Гегель и принимал за эфир. В дальнейшем я буду использовать название эфир Гегеля, когда дело будет идти о материи, которая проявляется как идеальная единичность.

«Примечание. Переход от идеальности к реальности, от абстракции к конкретному наличному бытию, примером которого служит здесь переход от пространства и времени к той реальности, которая выступает как материя, непостижим для рассудка, представляется ему, поэтому всегда внешним и чем-то данным. Обычное представление заключается в том, что рассматривают пространство и время как пустые, безразличные к тому, что их наполняет[xx], и все же всегда как наполненные. Это обычное представление принимает, что пустое пространство и время наполняются извне материей, и, таким образом, оно, с одной стороны, принимает, что материальные предметы равнодушны к пространству и времени, а с другой стороны, что они все же по существу своему носят пространственный и временной характер.

Материю характеризуют следующим образом: α) она сложна; это относится к ее абстрактной рядоположности, к пространству. Поскольку, рассматривая ее, абстрагируются от времени и вообще от всякой формы, о ней утверждают, что она вечна и неизменна. И это на самом деле вытекает из того, что абстрагируются от всякой формы; но такого рода материя есть» элементарные частицы, как частицы, античестицы в их идеальной единичности и нейтральные частицы. «β) Материя непроницаема[xxi] и оказывает сопротивление, она есть то, что может быть осязаемо, видимо и т. д. Эти предикаты означают не что иное, как то, что материя отчасти существует для определенного восприятия, вообще для чего-то другого, отчасти же существует равным образом и для себя. И то и другое является как раз теми определениями, которыми она обладает, будучи именно тождеством пространства и времени, тождеством непосредственной внеположности и отрицательности или будучи единичностью, сущей для себя[xxii].

Переход идеальности в реальность с очевидностью встречается нам в известных механических явлениях, в том именно факте, что идеальность может занять место реальности и обратно, и это уже вина лишь безмыслия представления и рассудка, если для них из возможности замещения идеальности реальностью и обратно не вытекает их тождество. Так, например, в рычаге расстояние может заменить массу и наоборот, и определенная величина идеального момента производит то же действие, что и соответствующий реальный момент[xxiii]. В количестве движения скорость, которая является лишь количественным соотношением пространства и времени, заменяет собой массу, и, наоборот, мы получаем то же самое реальное действие, если мы увеличим массу и соответственно уменьшим скорость. Сам по себе кирпич не убивает человека, а производит это действие лишь благодаря достигнутой им скорости, т. е. человека убивают пространство и время[xxiv]. Рефлексия дает здесь определение силы, которое раз навсегда фиксируется рассудком как нечто последнее и мешает ему спрашивать дальше об отношении между определениями этой силы[xxv]. И все же рассудок, по крайней мере, смутно чувствует, что действие силы есть нечто реальное, бросающееся в глаза, что в силе содержится то же самое, что в ее проявлении, и что именно эта сила со стороны ее реального проявления достигается благодаря соотношению реальных моментов – пространства и времени[xxvi].

Эту оперирующую без понятия рефлексию характеризует, далее, то, что она рассматривает так называемые силы как вложенные в материю, т. е. как то, что первоначально внешне ей, так что как раз то тождество времени и пространства, которое смутно витает перед рассудком при рефлективном определении силы и которое в действительности составляет сущность материи, признается чем-то чуждым ей и случайным, привнесенным в нее извне[xxvii]. Прибавление». Образовавшееся единичное место характеризуется наличием в нем некоторого небольшого количества частиц, которые имеют нулевую массу и поляризованы положительным зарядом. Такое место согласно своему понятию есть длительность, и эта длительность есть движение. Действительно, заряды одной полярности и одного потенциала, находящиеся в точечном пространстве и отталкиваясь друг от друга, движутся в этом пространстве. Причем в этом месте движение является абсолютным движение, поскольку полностью заменяет собой массу. Таким образом, мы знаем, что в движение входят время и пространство; движение, «есть пространство в соотношении с определенным протекшим временем. Говорят также: движение есть отношение между пространством и временем, но нужно было постигнуть более определенно характер этого отношения. Лишь в движении пространство и время действительны.

Как время есть простая формальная душа природы, а пространство, согласно Ньютону, есть Sensorium бега[xxviii], так движение есть понятие подлинной души мира» [xxix].

Далее, своими рассуждениями, Гегель пытается связать три движения: абсолютное, движение, связанное с образованием пространства, и движение тела. И если первые два имеют общую суть, то движение тела как совокупность многих движений, следуют рассматривать раздельно, после того как будет определено понятия тела. Мы же будем рассматривать лишь соотношение движения, пространства и времени в пространстве образовавшегося места.

«Теперь у нас имеется в представлении следующее: так как существует движение, то нечто движется, но это длящееся нечто есть материя. Пространство и время наполнены материей. Пространство не адекватно своему понятию. Поэтому само понятие пространства доставляет себе существование в материи. Часто начинали развертывание с материи и затем рассматривали пространство и время, как ее формы. Правильным в таком способе рассмотрения является то, что материя представляет собой реальное в пространстве и времени.

Но здесь пространство и время благодаря своей абстрактности должны сначала представляться нам первыми, а затем должно обнаружиться, что их истиной является материя[xxx].

Точно так же как нет движения без материи, так не существует материи без движения. Движение является процессом, переходом времени в пространство и наоборот; напротив, материя является отношением между пространством и временем как их покоящимся тождеством. Материя есть первая реальность, наличносущее для-себя-бытие; она есть не только абстрактное бытие, но также и положительное устойчивое существование пространства, но устойчивое существование последнего как исключающее другое пространство. Точка так же должна исключать из себя другие точки, но она этого не делает, ибо она является лишь абстрактным отрицанием. Материя есть исключающее из себя отношение с собой, и она, следовательно, представляет собой первую реальную границу в пространстве. То, что называют наполнением времени и пространства, то, что можно охватывать руками, ощутить, что оказывает противодействие, что в своем бытии для другого существует для самого себя, – это достигнуто в единстве времени и пространства вообще.»[xxxi]

Примечания:

[i] Для Гегеля пространство – наиболее абстрактная характеристика инобытия идеи, лишенная каких-либо качественных определений и полагающая истинное во внешней, равнодушной рядоположности моментов. – 44.

[ii] Гегель имеет в виду Канта и его последователей, которые истолковывали пространство и время как априорные формы созерцания (см. И. Кант. Критика чистого разума. Трансцендентальное учение о началах. Первая часть. Трансцендентальная эстетика. – Соч., т. 3, стр. 125–154). – 45.

[iii] Ср. Гегель. Наука логики, т. 1, стр. 313–318. – 45.

[iv] стр. 44 –45, § 254, Раздел 1, Механика, Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы, М.: «Мысль», 1975.

[v] стр. 46, § 254, Раздел 1, Механика, Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы, М.: «Мысль», 1975.

[vi] См. статью, Нейтрино, на сайте журнала «Наука и жизнь», http://nauka.relis.ru/05/0002/05002026.htm.

[vii] См. статью Лепто́н, http://ru.wikipedia.org/wiki/Лептон

[viii] стр. 47 – 47, § 255 – 256, Раздел 1, Механика, Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы, М.: «Мысль», 1975.

39а  стр. 48 там же.

[ix] См. примечание 9 к § 255, стр. 47 Раздел 1, Механика, Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы, М.: «Мысль», 1975.

[x] См. примечание 45 к § 281, стр. 146 Раздел 2, Физика, Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы, М.: «Мысль», 1975.

[xi] Учение Гегеля о времени как абстрактной отрицательности, соотносящейся с собой и не заключающей в себе реального различия, является спекулятивным выражением той трактовки времени, которая дана в механике Ньютона. О гегелевском учении о времени см. В. Lakebrink. Hegels Metaphysik der Zeit. – «Studien zur Metaphysik Hegels». Freiburg, 1969, S. 135–149. – 51.

[xii] стр. 51 – 52, § 257, Раздел 1, Механика, Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы, М.: «Мысль», 1975.

[xiii] стр. 53, § 258, Раздел 1, Механика, Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы, М.: «Мысль», 1975.

[xiv] Во 2-м изд.: «Таким образом с этим отрицательным определением пространство вновь положено как исключающая точка, но отрицание положено теперь в нем, оно является конкретным внутри себя, благодаря...» и т. д. – 59.

[xv] Г. И. Наан. Симметричная Вселенная, Публикации Тартуской астрономической обсерватории, XXXIV, № 2 – с. 421-444,. (1964), http://www.u-1-u.narod.ru/n11.html

[xvi] См. прим. 5 к разд. «Механика».– 60.

[xvii] стр. 59 – 60, § 260, Раздел 1, Механика, Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы, М.: «Мысль», 1975.

[xviii] Гамов Георгий Антонович (04.03.1904 г, Одесса – 19.08.1968 г. Болдере (шт. Колорадо, США), американский физик, создатель квантовой теории α и β – распада радиоактивных ядер, автор гипотез «горячей Вселенной» (теории Большого Взрыва) и генетического кода.

[xix] О понятии становление см. Гегель. Соч., т. I, § 88; его же. Наука логики, т. 1, стр. 140—169. Материя, будучи единством пространства и времени, тесным образом связана, по Гегелю, с движением, которое является ее неотъемлехмой характеристикой. О гегелевском понимании материи см. Гегель. Наука логики, т. 1, стр. 272. Ф. Энгельс отмечал в «Анти-Дюринге»: «...материя без движения так же немыслима, как и движение без материи» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 59). — 61.

[xx] Во 2-м изд. прибавлено: «в качестве сущих самих по себе». – 61.

[xxi] О гегелевской трактовке непроницаемости материи см. «Науку логики» (т. 1, стр. 250—251). — 61.

[xxii] Гегелевскую трактовку соотношения материи и формы см. Гегель. Наука логики, т. 2, стр. 78—83. — 61.

[xxiii] В механике под моментом силы относительно точки или оси понимают произведение величины силы на расстояние от точки или оси. Под идеальным моментом Гегель понимает произведение силы на геометрическое расстояние от точки опоры, реальный же момент – это произведение, в котором фигурирует не геометрическое, а материальное плечо рычага. – 62.

[xxiv] Гегель в этих парадоксальных словах хочет подчеркнуть, что камень, получивший некоторое ускорение, проходит больший путь и тем самым достигает большей силы; иными словами, он хочет подчеркнуть, что пространство и время являются факторами движения. – 62.

[xxv] Гегель неоднократно критикует использование в науке понятия силы как формального способа объяснения из тавтологических оснований (см.: Гегель. Наука логики, т. 1, стр. 248–256; т. 2, стр. 89–90). Ф. Энгельс в «Диалектике природы» отмечал методологическую ценность гегелевской критики понятия «сила»: «Представление о силе заимствовано, как это признается всеми (начиная от Гегеля и кончая Гельмгольцем), из проявлений деятельности человеческого организма по отношению к окружающей его среде...  {21 Гегель, т. 2. 633}

Мы переносим затем этот удобный метод также и на внешний мир и, таким образом, сочиняем столько же сил, сколько существует различных явлений» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 402). «Естествознание (за исключением разве небесной и земной механики) находилось на этой наивной ступени развития еще и во времена Гегеля, который с полным правом обрушивается против тогдашней манеры придумывать повсюду силы» (там же). В качестве примера Ф. Энгельс обращается к химии, где понятие «химическая сила» превращается «в пустую фразу, как и всюду, где, вместо того чтобы исследовать неисследованные формы движения, сочиняют для их объяснения некоторую так называемую силу... причем, таким образом, получают столько сил, сколько имеется необъясненных явлений, и по существу только переводят внешнее явление па язык некой внутренней фразы» (там же, стр. 597).– 62.

[xxvi] Здесь Гегель солидаризируется с определением силы, впервые данным Р. Декартом п выраженным в математической форме во 2-м законе Ньютона, согласно которому «в силе содержится то же самое, что в ее проявлении». В «Диалектике природы» Ф. Энгельс подчеркнул, что «если Гегель рассматривает силу и ее проявление, причину и действие как тождественные, то это теперь доказано в смене форм материи, где равнозначность их доказывается математически. Эта равнозначность уже и раньше признавалась в мере: сила измеряется ее проявлением, причина – действием» (К Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 595). – 62.

[xxvii] Критикуя применение в механике понятия силы, Гегель по сути дела примыкает к тем вариантам построения механики, которые исключали понятие силы. Об истории кинетического понимания механики см. Т. И. Райнов. К истории построения механики без силы. – «Социалистическая реконструкция и наука», 1933, № 1. _ 62.

[xxviii] Чувствилище бога (лат.). См. Ньютон. Оптика. М. – Л., 1927, стр. 287-288, 313. - 63.

[xxix] стр. 60, § 261, Раздел 1, Механика, Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы, М.: «Мысль», 1975.

[xxx] Здесь Гегель подчеркивает единство материи, пространства и времени. Эти идеи Гегеля были материалистически переосмыслены Ф. Энгельсом, который рассматривал пространство наряду со временем и движением как основные формы существования материи. Гегель, отметив единство пространства, времени и материи, толкует его на идеалистический лад, проводя мысль о том, что материя – это истина пространства и времени. – 64.

[xxxi] стр. 60 – 65, § 261, Раздел 1, Механика, Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы, М.: «Мысль», 1975.

Вернуться к оглавлению

Врачев В.Г. Энциклопедия философских наук Г.В.Ф. Гегель. Взгляд из XXI века. ХРОНОС. 2008. (Книга публикуется по соглашению с автором).


Далее читайте:

Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1780-1831), великий немецкий философ-идеалист.

Вадим Врачев (авторская страница в ХРОНОСе).

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку