Константин Гнетнев

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Г >


Константин Гнетнев

-

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Константин Гнетнев

Беломорканал: времена и судьбы

ПРИЛОЖЕНИЯ

Глава вторая

Достоинство правды

Два человека на квадратный километр

            15 января 1932 года в клубе лесокомбината в Петрозаводске собралась XI конференция Карельской областной организации ВКП(б). С докладом выступил ее руководитель, первый секретарь Г.С. Ровио. «Мы приступили к строительству Беломорско-Балтийского канала, имеющему всесоюзное значение. На эту гигантскую стройку, сопряженную с большими трудностями, дан очень короткий срок, и этот срок мы должны выдержать...»

Слово «мы» не следовало понимать буквально – это была обычная фигура речи. Строительство было явно не по плечу Карелии. К концу лета 1931 года, то есть к моменту начала работ на трассе, население республики составляло 290 тысяч человек при плотности 2 человека на 1 квадратный километр. Для сравнения: в среднем по СССР  показатель плотности населения составлял 7,6 человек на 1 кв. км, а в соседней Ленинградской области – 18,4 человека на 1 кв. км.

Малонаселенность. Эту особенность северных территорий постоянно подчеркивали исследователи. Профессор В.Е. Тимонов в докладе XI Международному судоходному конгрессу в 1915 году, говоря о северном участке судоходного пути, реке Нижний Выг, отмечал, что на всем протяжении (без малого 50 км.) насчитывается 21 порог, включая водопад и падун, и только 9 населенных пунктов с общим числом дворов 525.

Была крайне слаба и экономика. На предприятиях и транспорте работало менее 60 тысяч человек, а бюджет республики в 1930 году составлял всего 42 миллиона 679 тысяч рублей. Слабость транспортной сети сдерживала строительство в районах. Мурманская железная дорога по качеству пути, большим уклонам, малым радиусам закруглений, качеству земляных и мостовых сооружений занимала одно из последних мест среди 27 железных дорог страны. В том техническом состоянии, в котором «Мурманка» пребывала к началу 1931 года, её ресурс был по существу исчерпан. Планируя увеличить за ближайшее пятилетие грузооборот до 28 миллионов тонн, сами же республиканские власти отмечали, что около 10 миллионов тонн их них «Мурманка» перевести не сможет.

Несмотря на Постановление ВЦИК и СНК РСФСР, подписанное М.И. Калининым (пункт 11), обязывающее «принять меры к тому, чтобы при сооружении Беломорско-Балтийского канала были привлечены к активному участию в строительстве советские органы и общественность Карельской Автономной республики...», Карелия почти ничем не была готова помогать строительству. Там же, где предпринимались попытки наладить сотрудничество, дело, как правило, оказывалось на грани срыва.

Наглядный пример тому дает решение проблемы переселения деревень, попадающих в зону затопления. Дело с самого начала велось настолько плохо, что уполномоченный СНК КАССР по делам Беломорстроя Г. Шершаков обратился к председателю ЦИК Э. Гюллингу с отчаянной запиской: «...Работы по каналу идут, сроки затопления близятся, а переселенческого управления нет, и моя к тебе просьба, Гюллинг, --  давай скорее председателя». К 15 января 1932 года республиканские власти еще только успели определить перечень населенных пунктов, которые должны были принять будущих переселенцев.

             Закономерный вопрос: как же так? В 1922 году и позже даже при очень большой заинтересованности Россия не могла найти ресурсов для гигантской стройки, а в 1931 году нашла? Что произошло? Кто тот герой, который обнаружил в разоренной стране неведомые прежде возможности? Имя ему Нафталий Аронович Френкель. «Любимцем дьявола» назовут этого человека потомки.

Гнетнев К. В. Беломорканал: времена и судьбы.


Далее читайте:

Гнетнев Константин Васильевич (авторская страница).

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку