Вероятно, сродство к истории проявилось у меня лет в 6–7–8 на «площадке» родного дома №3 по улице Мясникова в некогда славном и преимущественно русском городе Баку. Мы лепили с пацанами солдат, которые штурмовали сооруженную на сундуке крепость. Последний аккорд – поджог крепости ее стойкими защитниками, не желавшими сдаваться врагу. Однажды, кстати, я сунул руку в расплавленный пластилин – пробовать не советую.

В 1967-м я окончил 1-й класс, и отец увез нас в Смоленск, куда его пригласили на работу в только что созданный филиал МЭИ. Мое увлечение расцвело: я глотал историческую литературу да создавал пластилиновые армии разных времен и народов. К тому же в школе №25 (между костелом и Клубом милиции – знаете?) историю блистательно вела Людмила Сергеевна Федорова, выпускница истфака МГУ имени Ломоносова. Ее предмет «заходил» в меня сам – скользя, журча и переливаясь. В дневнике «пятерки» по истории были дежурными, а порой и единственными. Тем не менее, материалистическое воспитание не позволило пойти на истфак: окончив МИТХТ, я около 14 лет протрубил в многотоннажной, очень большой химии.

Но судьба ходит по кругу – не вырвешься из ее магнитного поля! Вот лишь некоторые продукты моей клавиатуры: «Большой мифологический словарь» (2008), научно-популярные «История исчезнувших цивилизаций» (2007) и «Мифы народов мира для детей» (2008), трилогия «Как спасти заложника» (2003), «Падшие звезды террора» (2006) и «Воздушное пиратство» (2007), роман «Александр Невский» (2001). Уточню: почти все мои нон-фикшн написаны на стыке истории и психологии. Почему? Время во многом определяет образ мыслей и поведение людей, а уж те формируют облик эпохи; согласитесь, что викторианцы разительно отличаются от нас. Потому-то и мои тексты по психологии нашпигованы историей: «Возвращение Казановы» (2002), «Последняя тайна психологии» (2004), «Астральные битвы» (1999), «Легкая психология» (2008) и т.д. История в психологическом контексте и психология в контексте историческом – что может быть интересней?

Полный список интернето-публикаций см. на портале ХРОНОС на сатранице http://hrono.ru/avtory/hronos/chernicki.php

Александр Черницкий: «Солидарному обществу не стать гражданским, и наоборот».

В 2011 году московский политолог Александр Черницкий опубликовал серию статей с красноречивыми заголовками «Биологическое оружие гражданского общества», «Троянский конь гражданского общества», «Зачем Руси гражданское общество?», «Как жулики пилили Родину», «Как жулики сливали Родину» и др. Иными словами, обрушился на «священную корову», в поклонении которой Запад видит универсальный рецепт процветания для всего человечества. Чтобы понять мотивы этого демарша, мы взяли у А.М. Черницкого интервью.

Александр Черницкий. Как жулики пилили Родину.

Завершая статью «Как жулики сливали Родину», автор пообещал рассказать об удивительных «приватизационных» махинациях в брежневском СССР, по сравнению с которыми фарцовка и подпольные швейные фабрички – совершенно невинные занятия. Однако спекулянты и цеховики периодически отправлялись по этапу, а крупное жулье наслаждалось жизнью и продолжало бег по карьерным лестницам. Ниже – моя беседа с одним благополучно дожившим до наших времен махинатором.

Александр Черницкий. Как жулики сливали Родину.

2-ю половину 1970-х годов ваш покорный слуга прожил в общежитии alma mater на Студенческой улице Москвы. Самым статусным товаром у студенческой братии были джинсы, которых во всем соцлагере отчего-то не шили. Сей факт засвидетельствован пересыпанным англицизмами городским фольклором: «Приходи ко мне на хаус в модных джинсах "Леви Страусс"», «Я модная герла, имею "Ранглера"», «Кабы я была кингица, я б для батюшки кинга "Суперрайфл" соткала»...

Подписаться на Черницкий Александр