VII. ГИДРОГРАФИЯ

р. Евфрат 62
р. Тигр 68
р. Шат-Эль-Араб 74
Болота 76

Страны Передней Азии, за исключением Закавказья, характеризуются или обширными центральными закрытыми бассейнами (Персия, Аравия), или реками, имеющими горный характер (Турция); Ирак в этом отношении находится в очень благоприятных условиях, так как прорезывается двумя величайшими водными артериями Передней Азии — Тигром и Евфратом, собирающими свои воды в соседних горных областях и затем вступающими на равнины Ирака своими мощными потоками. Обе реки имеют для жизни Ирака, такое же значение, как и р. Нил для Египта. Тигр и Евфрат при разумном использовании их вод являлись источником былого эко-
[60]

номического развития Ирака и, полагают, что рано или поздно, они же послужат залогом возрождения этого края.
Разливы р. Нил происходят вследствие выпадающих в его верховьях в Центральной Африке потоков дождей, питаемых Индийским и Атлантическим океанами.
Излишки вод, необходимые для орошения полей, регулируются в р. Нил особыми барражами.
Вода в Тигре и Евфрате начинает заметно прибывать в зимний сезон, совпадающий с периодом дождей на равнинах Великого Арабистана. С января уже наблюдается высокая вода, которая достигает наивысшего уровня в марте-апреле, вследствие таяния снегов на нагорьях Армении и Ирана. Уровень высоких вод держится до конца апреля и даже захватывает май. Наиболее низкая вода наблюдается с конца августа и до конца ноября. Где реки вступают в аллювиальную равнину Ирака, там они в половодье широко разливаются и приречная область находится тогда под водой, над поверхностью которой выдаются лишь холмы; эти подъемы воды иногда носят катастрофический характер. В результате разливов рек при низких берегах, последние остаются круглый год местами заболоченными.
В сухое и жаркое время эти реки мелеют, что выдвигает вопрос об упорядочении ирригации края и реставрации местами еще существующей древней Вавилонской системы. Периодическое обмеление рек также сказывается на судоходстве.
Обе реки несут массу отложений, которыми они и занесли древний рукавообразный Персидский залив, начинавшийся в отдаленную геологическую эпоху у предгорий Армянского Тавра. Вместе с тем, вследствие отложений, фарватеры рек приобретают крайне изменчивый характер, что затрудняет судоходство.
Реки Евфрат и Тигр часто именуются близнецами по той причине, что, беря начало в горах Армении и Курдистана, в очень близком друг от друга расстоянии, они в своих течениях стремятся сблизиться и, наконец, сливаются в нижнем Ираке в могучую реку Шат-эль-Араб, изливающуюся в Персидский залив.
[61]

В древнюю эпоху каждая из этих рек вполне самостоятельно впадала в отмеченный залив, но, вследствие роста их дельт, обе реки, по причине уклона местности, слились в своих низовьях.
Евфрат — величайшая река Передней Азии входит в пределы Месопотамии к западу от гор Караджа-даг, а р. Тигр — к востоку от этого вулканического массива. Затем эти реки, начиная от параллели г. Ана, сближаются и у г. Багдад расстояние между ними доходит всего до 30 клм.
Весь бассейн Тигра и Евфрата занимает площадь в 700.000 кв. км., из которых на долю первой реки приходится 375.000, а на долю последней — 325.000 кв. км., хотя длина Евфрата равна 2.800 км., а Тигра — 1.835 км.
Река Евфрат 1) образуется внутри Армяно-Курдистанского плоскогорья от слияния двух горных рек, одинаково полноводных (Запад, и Восточ. Евфратов). Соединенный Евфрат, прорвавшись через последний барьер, который пред ставляет система Главного Армянского Тавра, входит вначале в пределы Сирии, прорезывает ее пустынные центральную и восточную части и, начиная от м. Абу-Кемаль, вступает в Ирак. Здесь Евфрат по физическим свойствам может быть разделен на 3 участка: 1) от Абу-Кемаль до Хит, где река протекает в ущельях, 2) начиная от района Хит и до Фелуджа река вступает в равнину Ирака и, наконец, 3) южнее, от Евфрата ответвляются каналы, берега его еще более понижаются и он протекает до слияния с Тигром в болотах.
Первый участок реки. У г. Ана (Анах) река мчит свои воды в известковом ущелье, а затем она протекает также по теснинам в районе Хит и выше. В этих местах русло реки большею частью настолько стиснуто крутыми берегами, что населенные пункты расположены на островах. Попутно встречаются и расширения, где реку пересекают пути из Багдада и Мосула. У г. Ана правобережное пустынное плато превышает уровень реки на 50 м. Ширина долины между Абу-Кемаль и Ана доходит до 2—10 км., при средней ширине реки до 285 м. В частности, у Абу-Кемаль, где Евфрат
[Примечание]
1) От древне-персидского слова „Ифрату", т.-е. весьма широкий.
[62]

поворачивает на восток, он имеет до 360 м. ширины, при глубине 5,5 м. В общем речная долина на этом участке со стороны Сирийской пустыни ограничена сплошь высоким берегом.
От Абу-Кемаль Евфратская долина и некоторые острова отличаются необыкновенным плодородием и здесь всюду заметны обработанные нивы. Вследствие отмеченных свойств берегов реки, участок указанной водной артерии, прорезывая, главным образом, пустынные пространства с северо-запада на юго-восток, значительно затрудняет сообщение по параллели и здесь лучшие караванные пути пересекают реку по верблюжьим бродам в тех местах, где берега реки не препятствуют подходу к ее руслу.
На втором участке, где река вступает в область аллювиальных отложений, начинается собственно нижнее течение р. Евфрата, пересекающее равнину, по которой встречаются частые «телли». У г. Хит река имеет местами до 10 метров глубины, при ширине до 230 м. и скорости до 1,8 м. в секунду, тогда как скорость р. Тигр на этой же параллели достигает до 2,1 м. На рассматриваемом участке реки мостовая переправа имеется у Рамади, броды же здесь открываются редко.
Вследствие отсутствия леса на нижнем Ефрате, вниз от г. Хит, где находятся асфальтовые источники, для плавания часто употребляют большие корзины, сплетенные из ветвей и покрытые снаружи и внутри слоем водонепроницаемого асфальта.
На третьем участке, начиная от района Фелуджа, величина реки несколько уменьшается, вследствие отделения части ее вод через канал Саклавийэ в р. Тигр, благодаря покатости рельефа в этом месте в сторону последнего. Нивеллирные работы в районе наибольшего сближения рек-близнецов показывают, что ложе Евфрата превышает ложе восточной реки на 5 м. Древнее население страны также знало эти данные и поэтому соединило здесь обе реки каналами. Теряя воду, вследствие отдачи ее р. Тигр и для орошения багдадских равнин, Ефрат мало-по-малу уменьшается в об'еме. Кроме того, значительная часть его вод просачивается через
[63]
плохо содержимые плотины и заболачивает равнину, участки которой представляют «тростниковые моря», занимающие пространства в несколько сот кв. клм. Выше развалин Вавилона течение реки не переставало перемещаться то к западу, то к востоку, иногда вследствие природных условий, а чаще по воле людей.
К югу от Мусаиба Евфрат раздваивается; западный рукав называется каналом Хиндие или Индийским, а восточное русло именуется Хилле или Хиллех. Канал обязан такому наименованию, вследствие ремонтных работ, предпринятых одним индийским набабом, с целью снабжения г. г. Кербела и Неджеф хорошей питьевой водой.
Канал напором воды начал постепенно размываться, а в конце XIX ст., вследствие закрытия стока через устье канала Саклавийэ на р. Евфрат, последняя направила излишек воды не по главному руслу (называемому Хиллех), а в лежащий ниже Хиндие. Постепенно в последний была отвлечена большая часть течения р. Евфрат. Главное русло ее, проходившее через г.г. Хилле и Дивание, настолько обмелело, что плодородные области, окружающие эти пункты, могли остаться совершенно без орошения. Для того, чтобы направить р. Евфрат в старое русло, шириной у г. Хилле до 125 — 150 м., турецкое правительство соорудило близ г. Мусаиб плотину, благодаря которой эта река отчасти была водворена на свое прежнее ложе. Ниже развалин г Вавилона окрестности заливаются в период весенних половодий на много километров. Болота, встречающиеся вдоль этого участка реки, носят наименование Ламлунских, по имени двух оросительных каналов старого и нового Ламлуна, отделяющихся в 30 клм. южнее г. Дивание.
Кроме отмеченных двух основных каналов, здесь существует система более мелких арыков, поглощающих много воды, вследствие чего р. Евфрат как бы теряется в болотистом пространстве, почему главное русло здесь имеет ширину до 50 — 75 м., а глубину от 1,2 до 3,6 м.
К югу от г. Неджеф рукава Евфрата образуют большое болотистое озеро Бар-Неджеф, площадью около 1.500 кв. км. Таким образом, вследствие изменения течения главного
[64]
русла р. Евфрата, наибольшие работы по упорядочению фарватера реки требуются в нижнем ее течении. Вследствие сооружения дополнительных плотин и регуляторов явилось возможным несколько целесообразнее использовать воды Нижн. Евфрата и не стеснять плавания мелких речных судов по рукаву Хиллех. Во всяком же случае, для полного разрешения проблемы правильного использования вод этой реки потребуются многие еще годы и значительные затраты. Из имеющихся искусственных сооружений на Нижнем Евфрате надо указать на каменный барраж у Хиндие, регулирующий воды реки; конструкция его требует дальнейших усовершенствований. В районе Дивание предположено соорудить два новых регулятора, стоимостью в 650.000 рупий 2). Это будут величайшие ирригационные сооружения на р. Евфрат.
По слиянии вновь с каналами Стар, и Нов. Ламлун и по принятии вод из р. Тигр через канал Шат-эль-Хай, Евфрат, имея ширину до 180 м., снова принимает вид значительной реки и ниже м. Сук-эш-Шуюк медленно течет на восток до слияния с р. Тигр ниже с. Гурна в заливаемых весною берегах и топях, поросших камышами. Евфрат в своих разливах образовал озеро Хамер, с извилистыми и топкими берегами; глубина его в половодье достигает до 2 м., а в обычную воду — до 1 м. Скорость течения реки у г. Назирие в половодье доходит до 1,3 м. в секунду.
После выхода на равнину, р. Евфрат в настоящих условиях допускает вообще сплавное судоходство на особых плотах, носящих местное название «келеков» 2).
До прорытия Суэцкого канала по р. Евфрат шел в Индию торговый путь, начинавшийся от Александретта, на берегу Средиземного моря. В различные эпохи по этому поперечному пути Передней Азии поддерживалось оживленное реч-
[Примечания]
1) Рупия—около 80 коп.
2) Несколько десятков и даже сотен бурдюков из бараньих шкур укладывают вплотную рядами, связывают и покрывают сверху плетневым или досчатым помостом. Иногда для удобства путешествия на плоту устраивается шалаш или даже домик; этот келек имеет весьма значительную подъемную силу и сидит в воде так неглубоко, что проходит по мелководным местам.
[65]
ное сообщение. В первой трети прошлого столетия англичане приобрели право установления по этой реке пароходного сообщения. Вопрос о судоходстве по этой водной артерии был разрешен английской экспедицией Чеснея и Линча, продолжавшейся с 1834 по 1837 г. При изучении течения реки англичане искали кратчайших путей от побережья Средиземного моря в Индию. Исследования обнаружили, что линия по р. Евфрат на 284 англ. мили короче Суэцкой, а именно 2.917 англ. миль от Александретта на Биреджик, Басра и Бомбей, против 3.201 англ. миль от Александретта на Суэц, Аден, Бомбей.
Экспедиция успешно закончила свои работы, произведя нивеллировку, в целях сооружения в будущем канала от р. Евфрат к Средиземному морю, а также железнодорожной магистрали между намечавшимися обоими концами пароходства резного до Биреджик и морского от Александретта. Кроме того, экспедиция Чеснея выявила, что от Биреджик до Персидского залива р. Евфрат судоходна круглый год, за исключением участка в теснинах у г. Ана, где проход судов в течение четырех месяцев низкой воды (минимум которой, приходится на ноябрь) встречает большое затруднение.
Спустя 20 лет после работ экспедиции Чеснея, р. Евфрат, изменив свое течение ниже г. Мусаиб, в сильной степени затруднила пароходство и последнее прекратилось за несколько лет до мировой войны. Кроме того, намечавшемуся предприятию был нанесен в значительной мере удар прорытием Суэцкого канала.
С целью проверки возможности судоходства по р. Евфрат оттоманское правительство до войны 1914 — 1918 г. г. производило в этом отношении опыты, сплавляя в г. Багдад ценные военные грузы. Сплав начинался от м. Мескене. Плоскодонные баржи, носящие наименование шахтуров, корытообразной формы, сооружались в г. Биреджик и сплавлялись без груза до м. Мескене. При плавании шахтуры связывались по-парно. Грузоподъемность одной пары шахтур достигала до 7,5 тонн груза и 10 чел. Расстояние между Мескене и Фелуджа шахтуры, даже в малую воду, проходили в течение 24 — 30 дней.
[66]
Кроме того, турецкое командование производило по этой же реке и частичную переброску войск для подкрепления Багдадской армии. Судоходство мелкосидящих судов, с осадкой не более 1,5 м., возможно почти в течение всего года от устья р. Евфрат до начала рукава Хиндие (выше г. Хилле); вверх же от канала Хиндие до Фелуджа и обратно — только в высокую воду и при том для судов с осадкой не свыше 1 м.
Вследствие мелководья и изменчивости фарватера в низовьях реки, население пользуется плоскодонными баржами и местными лодками-беллюмами. Англичане в войну 1914 — 18 г. г. использовали для разведки и наступления вверх по р. Евфрат беллюмы, поднимавшие каждый 8 чел., со снаряжением, продовольствием и огнеприпасами. Несмотря на то, что турки загромоздили в районе Назирие фарватер реки затопленными судами, легкие плоскодонные беллюмы, часто направляемые шестами, позволяли беспрепятственно проходить по сторонам фарватера и даже по разливам реки.
В общем, р. Евфрат, сильно обмелевшая на участке Фелуджа, Дивание, где она течет на более высоком уровне, нежели р. Тигр между г. Багдад и Кут-эль-Амара, допускает движение только плоскодонных судов. Южнее г. Назирие уровень р. Евфрат ниже уровня р. Тигр. На всем протяжении третьего участка реки имеются мосты на лодках в следующих пунктах: Фелуджа, Мусаиб, Хилле, Хиндие, Куфа, Дивание и Самава; на остальных же направлениях в некоторых пунктах имеются небольшие паромы.
В итоге эта река, протекая частью в пустыне, а частью по равнине с плодородной аллювиальной почвой и орошая ее, представляет на протяжении нескольких сот километров узкий оазис, пролегающий в общем с сев.-зап. на юго-вост., по диагонали, от Сирии до южных пределов Ирака. Этот оазис служит естественной станцией для караванов, следующих от берегов Средиземного моря на восток и обратно. По своим физическим свойствам и числу мостовых переправ, Евфрат является наиболее доступным на третьем участке в тех местах, где берега реки не окаймлены болотами. Как
[67]
коммуникация, Евфрат пригоден вообще для сплавного судоходства; в нижнем его течении возможность судоходства связана с уровнем вод в реке.
Потоки, впадающие в Евфрат справа в пределах Ирака, несут значительный об'ем воды только в сезон дождей; прибрежные жители спешат отвести воду на свои скудные поля, как только она появится на песчаном или глинистом ложе вади (уади), быстро высыхающем с наступлением жаркого периода. Вади-Али есть одно из этих русел, почти всегда сухих, а между тем оно имеет протяжение не менее 300 км. Затем вади-Гара, Гауран и др. также походят по своим высоким берегам и широким руслам на большие реки, в которых, однако, вода заметна после весеннего периода кое-где, в виде небольших стоячих луж. Но эти временные «сухие реки* Сирийско-Аравийской пустыни превзойдены Вади-Ермек, (Эль-Неджд или Эр-Румом), имеющим начало в 50 км. от побережья Красного моря. Вади-Ермек, описывающее большую дугу во внутренней Аравии и оканчивающееся у нижнего Евфрата, имеет протяжение до 2.000 км. Эта большая «безводная река» свидетельствует о значительных климатических переменах, происшедших с той эпохи, когда дожди могли размыть эту грандиозную рытвину на восточной покатости Аравии.
В период дождей сухое русло Ермек переполняется водой и у своего устья оно тогда становится настолько многоводным, что не допускает перехода караванов в течение нескольких дней.
В районе Хит между подходящими с запада вади (уади) простираются слои почвы, пропитанные горной смолой — асфальтом и прикрытые гипсом и глиной. Многочисленные серые холмики, поднимающиеся над поверхностью равнины, изливают из своего основания асфальт.
Р. Тигр 1) начинается на южном склоне Главного Армянского Тавра. Прорезав южный Курдистан и приняв
[Примечание]
1) Тигр в своем верхнем течении в Ираке быстро мчит воды между крутыми берегами, откуда и произошло ее древне-персидское название Тигр или "стрела", заменившее ассирийское наименование Гиддекель или "река с высокими берегами", которое сохранилось в арабском названии Диджле.
[68]
слева ряд больших горных притоков и, благодаря этому, увеличившись почти вдвое, Тигр изменяет направление своего течения с восточного на юго-восточное; в районе с. Дже-зире-ибн-Омар выходит из гор и вступает, начиная от устья горной реки Хабюр-су, составляющей часть граничного рубежа, — в Ирак. Течение Тигра в пределах последнего возможно разделить на 2 участка:
1) верхний — до района г. Кут-эль-Амара и
2) нижний — до устья этой реки.
На первом участке Тигр стеснен отрогами Захо-даг и Кара-чока. Река далее принимает лишь небольшие притоки, большею частью высыхающие летом. У г. Мосул и у лежащих напротив него на левом берегу реки развалин некогда цветущей столицы Ассирии — г. Ниневии, р. Тигр имеет вид большой спокойной реки, шириной 120—160 м. Правый берег высокий и обрывистый и на нем расположен г, Мосул, левый же — пологий и во время половодья заливается на несколько клм. Через реку имеется мост, при этом каменная часть его, протяжением до 260 м., имеет 40 арок и тянется по сухому пляжу левого берега, заливаемому водой только во время разлива и, достигнув берега реки, оканчивается; затем, собственно через р. Тигр устроен уже плавучий мост на 15 лодках с деревянной настилкой в 100 м. длиной. Ниже г. Мосул и до устья р. Большой Заб берега Тигра сопровождаются холмистыми грядами; по мере перехода к южным широтам равнина становится более плоской.
Затем р. Тигр, приняв слева p.p. Бол. Заб и Мал. Заб, вступает у м. Калат-Шергат в горы Хамрин, стесняющие ложе реки и представляющие значительные трудности (пороги и водовороты) для плавания даже на келеках. От г. Текрит р. Тигр, вновь пробившись на равнину, становится судоходной и здесь она широко разливается и дальше придерживается направления, параллельного Персидским горам, откуда устремляются на равнину Ирака к р. Тигр ее значительные притоки—p.p. Шат-эль-Адем и Диала. Р. Тигр выше г. Багдад пользуются как путем сообщения только вниз по тече
[69]
нию, сплавляя пассажиров и грузы на келеках 1). Келечное сообщение начинается от г. Диарбекир. До г. Мосул пользуются небольшими келеками в 40—60 бурдюков, а ниже его — большими в 100—300 и даже 500 бурдюков. По достижении места назначения келеки разбираются, лес продается, из бурдюков выпускается воздух и они перевозятся обратно к месту отправления караванами на вьюках. Начиная почти от устья р. Бол. Заб, берега реки совершенно необитаемы и Тигр течет до Текрита, пересекая пустыню. Ниже г. Самарра, где река вступает в аллювиальную полосу, пустыня левого берега реки начинает сменяться более плодородными заливными равнинами и встречаются остатки каналов, которые служили как для ирригации, так и для навигации. Сооруженные по р: Тигр плотины выше г. Багдад нередко прорываются в период весеннего паводка и город остается отделенным на долгое время от восточных возвышенностей необозримой водной площадью.
Кроме отмеченного моста в г. Мосул, такого же рода переправы в верхнем течении реки имеются на лодках в Самарра, Казимие, Багдад и Герара (южнее г. Багдад). Затем, согласно карты 20 верст в дм., изд. 1918 г., между устьем р. Бол. Заб и хребтом Джебель-Хамрин имеются три брода.
Южнее г. Багдад Тигр проносит свои воды мимо развалин древних столиц Селевкии и Ктезифона.
На участке от Багдада до Кут-эль-Амара фарватер реки имеет протяжение до 340 км., при средней ширине реки в 342 м. и средних глубинах в низкую воду до 2 м. и в высокую— 7—8 м. и со скоростью течения до 2,1 м. в секунду. В низкую воду навигация здесь затруднительна, вследствие образования мелей, с извилистыми путями между ними.
От г. Кут-эль-Амара начинается собственно второй участок течения р. Тигр, имеющего много сходства с р. Евфрат и, подобно последнему, он разделяется на рукава, с островами между ними. В тех местах, где берега реки сильно понижаются, она затопляет их на большом простран-
[Примечание]
1) Подобные же плоты употребляли древние ассирийцы, как то показывают барельефные изображения, открытые при археологических раскопках.
[70]
стве. У г. Кут-эль-Амара от р. Тигр ответвляется большой канал Шат-эль-Хай, пересекающий южный Ирак и вливающийся в р. Евфрат у д. Абу-Соф. Течение р. Тигр на этом участке крайне извилистое и изгибы ее русла описывают большие полуокружности. Фарватер реки, вследствие наносов, также меняется и часто появляются новые острова 1). В районе г. Амара от реки ответвляются по рукаву питающие расположенные вдоль их берегов болота. Вследствие этого отвода воды в сторону, р. Тигр имеет здесь всего до 177 м. ширины, при глубине до 3—4 м. в полую воду. Лежащие еще ниже два ответвления суживают реку до 63 м. В низовьях от р. Тигр ответвляется на восток болотистая полоса, соединяющаяся с Керка — рекой Луристана (в Персии). В период дождей вся равнина, простирающаяся от нижнего Тигра до персидских предгорий, представляет внутреннее озеро, иронически именуемое арабами «Умм-эль-Бак», т.-е. «мать москитов». С наступлением жаркого Сезона от этого озера остается сеть извилистых протоков, по которым временно ходят мелкие арабские суда из р. Тигр в р. Керка на расстоянии более 150 км. Затем от могилы Эль-Озир (пророка Ездры) и до с. Гурна р. Тигр, вновь получив большую часть воды из окружающих болот, принимает прежний характер большой реки.
Данные о судоходстве р. Тигр в нижнем ее течении характеризуются следующими цифрами:

 

[Примечание]
1) Реки Тигр и Евфрат проносят через параллель г. Багдада до 3250 клгр. выносов в час,
[71]
В нижнем течении Тигра мостовые переправы имеются на лодках: в Кут-эль-Амара, Амара и Кулла-Сулла. Кроме того, существуют местами паромы.
Р. Тигр, доступная для судоходства от низовьев и до г. Багдад, в общем короче р. Евфрат почти в 1 1/2 раза, но она несет почти одинаковое с ней количество воды, а именно на параллели г. Багдад р. Тигр проносит максимум воды в секунду 3.000 куб. метр, и минимум 300 куб. метр., тогда как р. Евфрат на высоте г. Хит несет максимум 2.750 куб. метров и минимум — 400 куб. метр. Оба максимума падают на апрель—май, а оба минимума — на сентябрь — октябрь. Большая многоводность р. Тигр об'ясняется тем обстоятельством, что вместо того, чтобы убавиться в пустынях, подобно Евфрату, она, по выходе из горных областей Главного Армянского Тавра, все время течет вдоль подножья Иранских гор, посылающих ему воды горных рек. Вследствие очерченных условий, р. Тигр, при большой скорости течения, меньше теряет воды от испарений, а вместе с тем потеря воды в этом отношении возмещается левыми притоками. Покатость же правого берега представляет неширокую часть пустынной полосы и почти все воды этой водораздельной возвышенности стекают в р. Евфрат.
Как сказано, пароходство по р. Тигр существует лишь по нижнему течению до г. Багдад; были попытки установить пароходное сообщение и выше до г. Мосул и упомянутая выше английская экспедиция Чесней исследовала в начале XIX ст. также и р. Тигр, поднявшись до района г. Мосул. Позже работали над этим вопросом и турки, но практических результатов достигнуто не было, вследствие технических затруднений.
Для пароходов движение из Багдада в Басру производится в 3—6 дней, обратно, в зависимости от уровня воды в реке — в 6—10 дней. Кроме пароходов, на этом участке реки плавают туземные лодки и барки (сефине), с осадкой в 1—1,25 м. и грузоподъемностью в 100 тонн.
До последнего времени полагалось, что реки Тигр и Евфрат сливаются у с. Гурна, образуя большую водную артерию Шат-эль-Араб (т.-е. арабскую реку). Изыскания ан-
[72]
глийского инженера Вилькокса выявили, что р. Евфрат покинула свое прежнее русло и что р. Тигр посылает часть своих вод в это последнее. Обе названных реки в настоящее время сливаются у с. Гермет-Али (к северу от Басра); при слиянии р. Тигр уширяется до 540 м.
Таким образом, р. Тигр служит для сообщения от Персидского залива внутрь страна и она была использована для операций, а также как коммуникация, экспедиционным английским корпусом (а затем армией), высадившимся во время мировой войны 1914—18 г.г. в устье р. Шат-эль-Араб и наступавшим затем к г. Багдад. По занятии великобританскими войсками этого пункта в начале 1917 г., возник вопрос о совместных операциях русских и английских войск в Ираке, с целью овладения г. Мосул. Вследствие затруднений с вопросами снабжения левофланговых частей Кавказской армии, оперировавших на Керманшахском направлении, в конце концов, для этой группы войск английское командование соглашалось доставлять довольствие на 10.000 чел. и 3.000 лошадей, но при условии оперативного подчинения русских войск англичанам.
Р. Тигр, орошая области Ирака, представляет, подобно р. Евфрат, узкую полосу — оазис, вдоль которого расположен ряд главнейших населенных пунктов.
Местами для переправы через р. Тигр применяются, гак называемые, лодки — «гуфы», употреблявшиеся еще в глубокой древности и представляющие корзины, сплетенные из древесных ветвей и покрытые толстым слоем асфальта. Лодка, имея вид корзины, суживается кверху, диаметр ее — 2,4 — 3 м. Лодка, несмотря на быстрое течение, помощью коротких весел легко преодолевает быстрины реки Тигр.
При обозрении р. Евфрат уже было отмечено применение англичанами беллюмов во время войны 1914—18 г.г. Эти же суда были использованы ими и на р. Тигр еще в большем масштабе. В частности, для наступления в мае 1915 г. англичанами было собрано до 400 беллюмов, из них до сотни было приспособлено для пулеметов, а остальные подняли бригаду пехоты (4 батальона). Для содействия этой пехоте
[73]
на беллюмах были направлены особые батареи на плотах и пароходах. Это наступление вверх по реке на беллюмах, хорошо организованное и связанное с разведкой с воздуха, закончилось успешно для англичан.
В последнее время на р. Тигр населением применяются для буксировки местных барж небольшие моторные лодки.
В итоге эта река, протекая в меридианальном направлении, представляет на участке Мосул-Багдад, где имеется малое число переправ и отсутствует пароходное сообщение, значительные препятствия для движений по параллелям, в особенности же в половодье.
Из многочисленных левых притоков р. Тигр, имеющих направление с сев.-востока на юго-запад, усиливающих оборону северного фронта Ирака, наибольшее значение принадлежит:
1) Бол. Заб (Заб-эль-Кебир или верхний), с истоком у Персидского пограничного хребта в Турции; имеет характер горной реки на всем протяжении.
2) Мал. Заб (Заб-эс-Сагир или нижний), судоходный для мелких судов и келеков вниз от г. Алтун-Кепри, т.-е. на протяжении 110 км.
3) Шат-эль-Адем образует постоянное болотистое пространство выше «железных ворот» или «демир-капу», по которым река прорывается через хребет Хамрин на равнину Ирака.
4) Диала берет начало в горах Ирана; в своем среднем течении является пограничным рубежом между Ираком и Персией. Достигнув хребта Хамрин, р. Диала прорывается через него в ущелье, скаты которого, состоящие из пластов красного песчаника, возвышаются над рекой на 50—70 м.
В дождливый сезон река, разливаясь, образует озеро, лежащее выше этого ущелья. В низовьях Диала имеет обширную плодородную и довольно густонаселенную дельту.
Восточные притоки Тигра, в их низовьях, утилизируются в большом масштабе для орошения.
Что же касается реки Шат-эль-Араб, то, начиная от с. Гурна до г. Басра, протяжение ее фарватера равно 77 км., при ширине реки 240—540 м. и глубинах в низкую
[74]
воду 3 м. и при разливе — до 14 м.; средняя скорость течения на высоте г. Басра — до 1,6 м. в секунду; ниже г. Басра и до устья р. Шат-эль-Араб имеет протяжение до 100 км., при ширине до 1/2 км. — выше г. Мохаммера и до 1 км. — по принятии слева у этого пункта канала Хаффар. Берега реки, по мере подхода к ее устью, понижаются.
Многоводная река Карун, направлявшая некогда свои воды непосредственно в Персидский залив, в данное время несет главную массу воды в Шат-эль-Араб через отмеченный канал Хаффар, прорытый в 40 км. ниже г. Басра. В итоге Шат-эль-Араб, благодаря каналу Хаффар, соединена с судоходной в низовьях р. Карун и морские пароходы могут достигать по р. Шат-эль-Араб не только г. Басра — естественного и первоклассного по значению порта в бассейне Персидского залива, но и Мохаммера — порта юго-западной Персии. Ниже г. Басра на р. Шат-эль-Араб находится несколько значительных по величине островов; из них наибольший Абадан (в Персии), где англичанами сооружены нефтеочистительные заводы, сюда же доходят нефтепроводы из района на р. Карун. На одном из островов, вблизи г. Басра, открыт карантинный пункт. У прибрежных жителей на р. Шат-эль-Араб имеется несколько сот парусных судов «се-фин», подымающих до 15—20 тагар (тагар равен 1 1/2 тонн).
В общем, до г. Басра могут доходить суда с осадкой до 4,5 м., при приливе же, повторяющемся 2 раза в сутки, уровень воды в реке подымается на 1,2—1,8 м. и тогда возможен свободный доступ для более глубокосидящих судов — 5,7 м. Однако, помехой для правильного судоходства является бар, образовавшийся у устья реки и состоящий из отмелей, между которыми находится для прохода морских судов фарватер, именуемый каналом Хор-эль-Кафка. Этот последний, представляя как бы западное русло реки, протягивается на юго-восток на 18 км. от с. Фао.
Глубина фарватера, требующего землечерпательных работ, через который суда проходят при содействии лоцмана, достигает 2,4 — 4,2 м., а в трех км. от с. Фао — 2,1 м. Глу-бокосидящие морские суда для прохода в реку выжидают полнолуния или новолуния (подробнее см. описание Персид-
[75]
ского залива) и тогда вода на баре подымается до 5,1 — 5,7 м. В 20 км. к западу от устья р. Шат-эль-Араб находится старое устье р. Евфрат, посредством которого она некогда вливалась в залив отдельно от р. Тигр. Через это устье, называемое Джерри-Заде, в настоящее время вливается часть воды из р. Евфрат в течение 2/3 года и тогда этот проток доступен для небольших арабских парусников. Расстояние между устьем Джери-Заде и Шат-эль-Араб каждый год изменяется и установлено, что устье последнего, в связи с течением в Персидском заливе от берегов Персии к берегам Аравии и выносами, выбрасываемыми этой рекой, отодвигается то к западу, то к востоку.
В итоге реки Ирака, имея преимущественно направление по меридианам, затрудняют сообщения по параллелям. По р. Шат-эль-Араб, а затем по р. Тигр до Багдада курсируют пароходы, а также баржи и беллюмы. Выше Багдада судоходство преимущественно сплавное-келечное. По верхнему Евфрату (в пределах Ирака) до Фелуджа возможно движение шахтур, а в низовьях, кроме того, небольших барж и беллюмов. Возможность беспрепятственного движения последних по извилистым фарватерам зависит от уровня вод. Итак, многоводные артерии края служат для связи между северными и южными окраинами и отчасти коммуникациями.
Распределение водных ресурсов в областях Ирака крайне неравномерно и в общем восточная зона имеет лучшее орошение. Ирригационную сеть возможно использовать для наводнения известных площадей и отвода речных вод с военной целью; это отчасти практиковалось арабами в 1920 году, при борьбе с британскими войсками.
Болота.
Выше уже сказано о заболачивании нижних течений главных рек края. К этому следует добавить, что для предотвращения губительных разливов этих рек во время весенних паводков, затопляющих громадные участки, применяются правительством Ирака меры, сводящиеся пока к
[76]
обеспечению, посредством сооружения защитительных плотин, района Багдада.
Насколько обширны пространства, затопляемые реками, возможно, например, судить по разливам р. Евфрат в ее низовьях. По подсчетам, она заливает во время сильных под'е-мов воды до 2.820.000 гектаров.
Реки, разливаясь, образуют стоячие воды «мух-сую» (озера), простирающиеся по берегам р. Евфрат от м. Сук-эш-Шуюк до г. Басра. На юго-западе эти разливы — болота протягиваются до старого русла р. Евфрат — Джери-Заде, а на востоке сливаются с болотами, прилегающими к правому берегу р. Тигр, выше и ниже Эль-Озир. Соединенные воды этих болот, образующие озера, имеют в длину 50—60 часов езды на лодках и в ширину — от 2 до 3 часов, глубина их местами превышает 1 м. Кроме того, к востоку от реки Тигр все пространство от г. Амара до р. Керка и м. Хаувизе (в Персии) занято значительными болотами.
Затем болотистые пространства встречаются в районах к востоку и юго-востоку от Кербела и Неджеф и севернее Кут-эль-Амара.
В итоге юг Ирака в области р р. Тигр и Евфрат насыщен болотами, которые пагубно влияют на климат и отражаются на экономических возможностях этой части страны.
Вместе с тем эти болота, представляющие обширнейшие топи, до крайности стесняют ведение операций, позволяя развивать их, главным образом, вдоль p.p. Тигра и Евфрата, доступных для судоходства на указанных выше участках.