IV. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ИРАКА

1) Ирако-персидская 26
2) Ирако-турецкая 31
3) Ирако-сирийская 40
4) Ирако-транс иорданская 43
5) Ирако-недждская и ирако-ковейтская 43
6) Южная граница. Персидский залив 47

 

Ирак соприкасается:

а) на востоке — с Персией, б) на севере — с Турцией, в) на западе — с Сирией, Транс-Иорданьем (Кераком), Недждом и Ковейтом, и г) на юге омывается водами Персидского залива.
Смысл политической границы всегда особенно велик, так как она разграничивает не только государственные нормы, особенности национальные и бытовые и др. жизни человека, но она же является линией экономического контроля и
[24]

крайней чертой стратегического развертывания армий. Относительная ценность границ страны выясняется не по одному лишь географическому признаку, но по всей совокупности условий исторических, экономических, стратегических и др. В этом отношении из сухопутных границ Ирака северная имеет актуальнейшее значение; затем следует по важности граница с Персией. Политическая ценность остальных соседей Ирака весьма скромна, так как эти государственные организмы являются или мандатными областями (Сирия—французский мандат, Палестина и Транс-Иорданье — мандат Англии) или же территориями, находящимися под протекторатом или в политической зависимости от Англии (Неджд и Ковейт).
Особая ценность северной границы Ирака понуждала Англию делать попытки к созданию буферного Курдского государства, которое прикрыло бы Ирак и наиболее его ценную часть — нефтеносный район — с севера и отчасти с северо-востока, т.-е. со стороны Турции и Персии, а вместе с тем и со стороны СССР.
Изучению вопросов о границах мы уделяем в наших трудах по Востоку большое значение, так как часто разрешение граничных проблем охватывало продолжительный период, протекало чрезвычайно остро и вызывало серьезные конфликты до вооруженных столкновений включительно.
В разрешении некоторых граничных споров привлекались и продолжают привлекаться посредники. В частности, например, установление турецко-персидской границы до мировой войны (в настоящее время ее значительный участок составляет ирако-персидскую граничную линию) от Персидского залива до г. Арарат продолжалось около трех столетий.
Учитывая этот опыт, а также серьезные и настойчивые запросы студенческой аудитории, мы, при изучении граничных линий Ирака, наметили следующий порядок их рассмотрения:
а) начертание границ, б) краткий исторический абрис их образования и в) оценка этих границ.
[25]

I. Ирако-персидская граница.

а) Начертание границы.

На востоке земли Ирака соприкасаются с Персией и граница, начинаясь от побережья Персидского залива, следует по западному 1) рукаву р. Шат-эль-Араб, оставляя г. Мохам-мера Персии, а затем направляется по горным и водным рубежам к северу к горам Кандиль системы Персидского пограничного хребта, заканчиваясь приблизительно у г. Гер-ве-даг, к району которой подходит с запада государственная граница с Турцией.
В общем, из 1.780 клм. старой турецко-персидской государственной пограничной линяй от Персидского залива до седловины между Большим и Малым Араратом, куда подходила до 1918 г. и русско-турецкая граничная черта,—приходится на долю Ирака — до 1.380 и современной Турции до 400 клм.

б) Исторический очерк образования границы.

Турецко-персидская граница хотя и намечена в 1914 г. в главнейших чертах смешанной русско-англо-персо-турецкой разграничительной комиссией, но окончательно не была закреплена особыми трактатами, вследствие начавшейся мировой войны, несмотря на то, что спор о турецко-персидской границе восходит к 1639 г. При таких условиях возможно вновь возникновение недоразумений между Турцией, Персией и Ираком в районах нефтеносных, а также с курдским населением, переходящим со своими стадами в летний период из пределов одного государства в другое.
Основные элементы турецко-персидской границы были установлены в отдаленном прошлом в целом ряде договоров, не сохранившихся во всем объеме. В двадцатых годах XIX столетия обострение пограничных конфликтов вызвало
[Примечание]
1) Карта, приложенная к "The Statesman's Year Book" 1927.
[26]

вооруженное столкновение между этими государствами, закончившееся подписанием Эрзерумского договора 1823 г. Последний, восстанавливая обязательства прежних договоров о границе между Турцией и Персией, не содержал, однако, детального описания упомянутой границы. Это обстоятельство, несмотря на то, что в мирном трактате 1823 г. имелось взаимное обязательство препятствовать набегам курдов, подданных одного государства в пределы другого, вследствие повторявшихся пограничных конфликтов в 1842 году, вновь вызвало приготовление этих государств к открытию военных действий. Разрыв был настолько близок, что в 1842 г. Россия и Англия, для предотвращения турецко-персидской войны, настояли на открытии мирных переговоров для урегулирования взаимных споров. Переговоры закончились подписанием в 1847 г. Турцией и Персией второго Эрзерумского трактата, предусматривавшего разграничение особо спорных участков на местности при участии особо уполномоченных комиссаров России и Англии.
Так как разграничительные работы на местности вызвали возражения турецкого представителя, то русские и английские комиссары в результате работ 1850—65 г.г., не задаваясь целью установления границ, ограничили работы комиссии составлением карты, на которой была нанесена вся спорная зона, шириной 35—90 клм. В пределах этой «спорной пограничной полосы» в будущем должна была быть проведена турецко-персидская граница.
Однако, при рассмотрении карт, составленных русскими и англичанами, оказались такие несоответствия, что уполномоченные для их подписания русский и английский послы отказались их утвердить, вследствие чего было приступлено к приготовлению, так называемой, «идентичной» карты.
В дальнейшем, несмотря на посредничество России и Англии, турецко-персидское разграничение не было закончено и Турция особенно заняла непримиримую позицию в вопросе о Котурской области (к востоку от гор. Ван). Между тем, последняя, согласно ст. XIX Сан-Стефанского мирного договора (после русско-турецкой войны 1877—78 г.г.), была уступлена Персии.
[27]

В 1905 г., когда Россия была поглощена войной с Японией и внутренними событиями, Оттоманское правительство воспользовалось обычным пограничным инцидентом и заняло своими войсками Приурмийскую пограничную в пределах Персии спорную полосу, отмеченную на «идентичной» карте.
Русский генеральный штаб, начиная с 1905 г., усматривал в турецких захватах явные стратегические замыслы германского и турецкого командования. По мнению царского правительства, турки, побуждаемые Германией, прокладывавшей железнодорожную магистраль Константинополь (Хайдар-паша), Багдад, Персидский залив, стремились с захватом удободоступного Приурмийского района, создать выгодное положение для тех турецких корпусов, которые могли быть, в случае русско-турецкого вооруженного столкновения, направлены из Месопотамии в обход левого стратегического фланга Кавказской армии.
Однако, в конце 1912 г. Турция, под давлением неудачно складывавшейся для нее военной конъюнктуры на Балканах (война с Болгарией, Сербией, Черногорией и Грецией), спешно очистила захваченные ею персидские области и эвакуировала свои войска за существовавшую персидско-турецкую граничную линию.
В 1913 г., вследствие предложений России и Англии, оттоманское и шахское правительства согласились на образование смешанной пограничной комиссии, при участии делегатов упомянутых держав, для отметки на месте государственной границы от Персидского залива до горы Б. Арарат. Кроме того, был выработан подробный план разграничения и подписан «заключительный протокол», впервые определивший пограничную линию между Турцией и Персией.
Вначале 1914 г. представители России, Англии, Турции и Персии съехались в персидском городе Мохаммера, откуда затем и начали разграничительные работы.
В результате этих работ накануне мировой войны на протяжении 1.780 клм. от Фао (в устье р. Шат-эль-Араб) до Б Арарата почти не осталось ни одного неясного пункта.
[28]

Комиссия установила 223 пограничных знака 1) и составила подробнейшее описание пограничной линии. Если на юге комиссия придерживалась принципа непогрешимости «идентичной» карты, то, по мере движения на север, она постепенно перешла сперва к частичной, а затем к полной замене ее новыми съемками. Большинство этих карт снято в масштабе «идентичной» карты 1/73500.
Часть границы на севере от района г. Бана до горы Б. Арарат была без пропусков снята русскими топографами в 2-верстном масштабе. Помимо этой сплошной «ленты-», снимались, преимущественно английскими топографами, особенно интересные участки в более крупном масштабе 1/50.000. В общем, в дополнение к «идентичной» карте появилось новых 25 карт и 9 планов местности. Всего комиссией было снято до 25.000 кв. клм. и карты затем были отпечатаны в 4 краски в топографическом управлении Индии.
Вследствие отмеченного разграничения до мировой войны в зоне соприкосновения Персии и современного Ирака, казалось бы, что граница между ними вполне уточнена, однако, в данное время Персия, отказываясь признать независимость Ирака до урегулирования ряда вопросов, возражает как против включения в состав Ирака области р. Шат-эль-Араб, так и против решений разграничительной комиссии 1914 г. С другой стороны, великобританским правительством намечался новый вариант граничной линии. Согласно этому проекту, Персия должна была отказаться в пользу Ирака от области Арабистана (персидского) или Хузистана, населенной арабским элементом, получив взамен этого курдские провинции Ирака, на которые претендовала Турция.
Проект этот следует признать довольно фантастическим, так как смысл его заключается в присоединении к Ираку нефтеносных земель по р. Карун, а с другой стороны, —• в стремлении создать конфликт между Турцией и Персией.
В итоге, правительствам Ирака и Персии, вероятно при посредничестве Англии, предстоит разрешить в крупней масштабе ряд спорных вопросов о направлении ирако-пер-
[Примечание]
1) Минорский Турецко-Персидское разграничение Изд. 1916 г
[29]

сидской границы, пересекающей на некоторых участках нефтеносные зоны.

в) Значение границы.

Доступность границы определяется количеством пересекающих ее путей, в связи с физическими данными приграничной полосы. Изучая современные карты Ирака, мы можем притти к заключению, что лучшие дороги, ведущие из Ирака в Персию, пролегают в направлениях:
1) Багдад, Керманшах, Тегеран и 2) Мосул, Соудж-булаг, Тавриз.
Первый путь допускает на всем протяжении автомобильное сообщение, а железнодорожное лишь на территории Ирака. Это наиболее легкий путь на Иранское плоскогорье. Второй путь допускает пока аробно-вьючное сообщение, но, как сказано ниже, на направлении, совпадающем с этой дорогой, сооружается шоссе для автотранспортного сообщения. Все остальные пути, пересекающие рассматриваемую границу, представляют преимущественно вьючные караванные тропы. В итоге следует признать, что на всем 1.380 км. протяжении границы имеются лишь две наиболее доступных для сообщения дороги, т.-е. один путь в среднем на 700 км. Это говорит нам о труднодоступности всей пограничной зоны между Ираком и Персией.
Из отмеченных путей — южный, так называемый, Багдадский тракт, имеет для обоих государств большое экономическое значение; такую же ценность приобретет и северная дорога.
В общем, ирако-персидская граница пролегает преимущественно по горным и речным рубежам, крайне стесняющим сообщение. Однако, эта спорная граничная линия, в связи с созданием персидской армии на новых началах, политикой, проводимой Англией в странах Передней Азии, эксплоатацией нефтеносных земель в смежных зонах Ирака и Персии, дорожным строительством в этих государствах, а также транзитным значением Ирака, — с каждым годом приобретает все больший вес.
[30]

 

2. Ирако-турецкая граница.

а) Начертание границы.

На севере королевство Ирак соприкасается, на протяжении до 350 км., с областями современной Турции и его государственная граница направляется с легкими изгибами почти по параллели от района г. Джезире-ибн-Омар (куда подходят сирийско-турецкая и ирако-сирийская граничные линии) к Персидскому Пограничному хребту в районе горы Герве-даг.
Граница пролегает по горным и речным рубежам области Хеккиари. Труднодоступность гор этой области подтверждается опытом войны 1914—18 г.г.
Там в лабиринте горных массивов, прорезанных грандиозными ущельями, могли действовать против турок лишь мелкие отряды русских и айсор. Вследствие примитивности путей и дикости гор, на некоторых направлениях не могли быть использованы даже мулы, т.-е. животные, которые наиболее пригодны для перевозки вьюков или людей в таких горных трущобах.
Ниже мы кратко освещаем сложную и интересную историю проведения турецко-иракской границы, которую англичане настойчиво намечали проложить по малодоступным рубежам отмеченных гор. Эти последние в центре и на востоке являются резкой гранью, достаточно прочно обеспечивающей Ирак со стороны озера Ван.
Здесь в начертании границы сказалось стремление Англии создать для Мосульской нефти барьер, который в копии напоминал бы северную границу Индии, где первоклассный Гималайский хребет обеспечивает «жемчужину британской короны» от посягательств с севера. Таким образом, с этой стороны Ирака, как и в Индии, самой природой сооружены препятствия, которые не могли быть созданы «самым совершенным военно-инженерным искусством».
[31]

б) Исторический очерк образования границы.

По мнению турецких политических деятелей, современная турецко-иракская граница принесла в жертву турецко-курдское большинство арабскому меньшинству северной Месопотамии за обладание Англией в этой области «нефтеносными колодцами». Указанная граница разделила ряд курдских племен, часть которых осталась в пределах Турции, а часть отошла к Ираку.
Турецкое правительство, требуя исправления этой пограничной линии, проведенной совершенно не считаясь с национальным признаком, указывало, что продолжавшиеся в течение уже многих лет кровавые пограничные инциденты, от которых страдает приграничное население, не .обеспечат спокойствия в Мосульской области, а, наоборот, будут постоянно служить очагом недоразумений между правительствами Великобритании и Турции. Это особенно вероятно, если вспомнить, что часть курдского населения, как подробно указано ниже, согласно Севрского договора, вошла в состав королевства Ирак, которое в принципе должно было быть образовано исключительно из арабского элемента. Однако, Мосульские нефтяные богатства в корне нарушили намечавшийся принцип и во вновь созданный государственный организм включена народность, далеко стоящая от него в этническом и других отношениях. В итоге курдская народность оказалась раздробленной и ее племена входят в состав Ирака, Турции, Персии и даже СССР и Сирии.
Лозаннский договор, подписанный в 1923 г., следующим образом фиксировал вопрос о турецко-иракской границе (схема № 7):

 

«Граница между Турцией и Ираком должна быть установлена дружественным соглашением Турции и Великобритании в течение 9 месяцев (со дня подписания договора). В случае, если в указанный период соглашение между двумя правительствами достигнуто не будет, то разрешение спора
[32]
[33]

должно быть передано в Лигу Наций. До решения вопроса о границах турецкое и британское правительства обязываются не предпринимать военных или других действий, могущих изменить каким-либо образом теперешнее положение на территории, окончательная судьба которой зависит от этого решения».
В мае 1924 г. в Константинополе состоялась англо-турецкая конференция по вопросу о Мосульском вилайете. Турки настаивали на возвращении им этой области, ссылаясь на указанный нами национальный признак, англичане же, отказавшись от рассмотрения сущности вопроса и ссылаясь на точный смысл приведенной статьи договора, требовали рассмотрения вопроса о существовавшей временной границе. Вместе с тем англичане настаивали на проведении границы, установленной Севрским договором не по северной административной границе бывшего Мосульского вилайета, а севернее, таким образом, чтобы к Ираку отошли два уезда соседнего Джуламеркского вилайета (бывш. санджака Хеккиари), занятых турками. В результате Константинопольская конференция закончилась безрезультатно.
В октябре 1924 г. Совет Лиги Наций установил в Брюсселе новую «провизорную» северную границу (схема № 7) и командировал для производства анкеты и изучения вопроса на месте особую комиссию. Обе стороны прилагали все усилия для создания благоприятных для себя шансов в отношении разрешения этого вопроса и последнее курдское восстание (весна 1925 г.) в турецком Курдистане инспирировалось из Ирака Англией точно так же, как непрерывные вспышки в иракском Курдистане имеют свои корни в Ангоре.
Для соблюдения национального принципа в приграничных районах Мосульской области, турецкие политические деятели предлагали возможный вариант новой граничной линии, которая должна была пойти (схема № 6) по водоразделу хр. Джебель-Хамрин; далее граница должна была пересечь р. Диала у с. Мансурие и подойти к персидско-иракской границе к востоку от с. Кала-и-нафт. При осуществлении этого варианта границы, севернее ее оказалось бы лишь несколько арабских племен; взамен последних осталось бы,
[34]

по мнению ангорского правительства, сравнительно большое количество турок, живущих в крупных населенных пунктах Ирака.
Таким образом, по заключению турецких политических деятелей, водораздельный кряж Джебель-Хамрин представляет естественную этническую границу между курдской и арабской народностями.
Если Лига Наций согласилась бы с турецкими требованиями, то, по заключению британской прессы, «английское и иракское правительства были бы вынуждены охранять от потенциально враждебного государства» границу длиною в 480 км., не обладающую какими-либо естественными оборонительными рубежами. В случае принятия приведенного варианта границы, Багдад оказался бы отрезанным от богатых районов Мосула, Эрбиля и Керкука, тяготеющих к этому центру, а также от прямого сообщения с Персией по лучшей дороге на Ханыкин. Затем, с потерей Мосульской зоны, создалась бы непосредственная угроза не только всему южному Ираку и Багдаду, но и побережью Персидского залива и прилегающему к нему в Персии нефтеносному району по р. Карун. Вместе с тем была бы в корне нарушена формула обороны далекой Индии, предложенная лордом Керзоном и твердо проводимая в жизнь великобританским правительством: «западной границей Индии является р. Евфрат»; над долиной же последнего «господствует тот, кто владеет Мосулом». Поэтому британская печать признавала единственно приемлемой границей для Ирака существовавшую провизорную Брюссельскую линию, пролегавшую по горным хребтам Хеккиари, господствующим над нагорьями, находящимися на севере Мосульской области. Комиссия Лиги Наций, закончив свои работы, представила Совету Лиги Наций обширнейший материал «обследования» со следующими общими выводами.
Если Мосульский район будет признан Советом Лиги Наций составной частью Ирака, то не может быть и речи об окончании подмандатного состояния Ирака через 4 года. В таком случае контроль Лиги Наций над Ираком, через посредство мандатной державы, должен быть сохранен еще
[35]

на 20-25 лет. Иначе, по мнению комиссии, было бы целесообразнее вернуть суверенитет над этим районом Турции, международное и внутреннее положение которой несравненно лучше, нежели положение Ирака, лишенного контроля Лиги Наций.
Если бы британский мандат над Ираком был бы продлен, то комиссия рекомендовала предоставить мосульским курдам автономию в административном отношении и в области просвещения. Для управления курдскими областями должны избираться лица курдского же происхождения. Если известные гарантии в вопросах местной администрации не будут предоставлены курдам, то, по заключению отмеченной комиссии, большинство курдского населения предпочитало бы турецкую власть—арабской. Затем комиссия полагала, что если мандат Лиги Наций на Мосульскую территорию не будет сохранен и деление ее окажется необходимым, то границу надлежало бы фиксировать по р. Мал. Заб. При таком разделе Мосул отошел бы к Турции, а значительные курдские районы, включающие Сулеймание и Керкук, остались бы за Ираком.
Как и следовало ожидать, приведенное довольно неопределенное решение комиссии Лиги Наций не удовлетворило обе стороны и каждая из них интерпретировала его в неблагоприятном для себя смысле. В частности, Турция, доказывая свои права на Мосул, совершенно справедливо указывала, что этот последний никогда не принадлежал Англии по праву войны, так как был занят ею лишь после Мудросского перемирия — 30 октября 1918 г. В самом деле, из схемы № 6 усматривается, что на следующий день по заключении соглашения об этом перемирии британские передовые отряды находились еще в 50 км. к югу от Мосула.
В результате работ комиссии Лиги Наций и ее Совета, а также постановления Гаагского трибунала, 18 декабря 1925 г. Совет Лиги Наций, в отсутствие представителя Турции, разрешил «Мосульский вопрос» благоприятно для Англии. Затем последовали непосредственные переговоры Турции с великобританским правительством, которые, начавшись в апреле 1926 г., закончились 5 июня того же года Ангорским
[36]

договором, который не устранил существующих опасностей конфликтов. Однако, этот договор легализировал захват Англией Мосульской зоны в 1918 г., вопреки подписанному ею же 30 октября 1918 г. Мудросскому перемирию, и формально устранил напряженное состояние, существовавшее между Англией и Турцией со времени Лозаннского договора 1923 года.
Договор разделен на 3 главы. Первая из них в подробностях отмечает по карте в масштабе 1/250.000 границу между Ираком и Турцией. Согласно п. 1-го, этой границей признается линия, установленная на упомянутой Брюссельской конференции Лигой Наций в октябре 1924 г. Эта линия изменена только в районе Ашута (схема № 7) таким образом, что в состав турецкой территории включена часть дороги, пересекающей иракскую территорию вблизи указанного пункта. Конкретное определение границы должно быть, согласно п. 3-го, произведено комиссией в составе: двух делегатов от Турции и по одному — от Англии и Ирака; председателем комиссии должен быть швейцарский гражданин. Занумерованные пограничные столбы надлежит поставить на расстоянии их видимости один от другого. П. 4-й договора регулирует право оптации, при чем населению районов, остающихся за Ираком, предоставлено право принятия в течение известного срока турецкого подданства. В п. 5-м договаривающиеся стороны подтверждают ненарушимость установленной границы и обязуются воздерживаться от всякого ее изменения.
Глава вторая договора регулирует «добрососедские отношения». В п.п. 6, 7, 8 и 9 стороны обязуются:
а) препятствовать всеми мерами подготовке лиц или отрядов к производству грабежа или бандитизма в соседней пограничной зоне и не допускать их перехода через границу и б) взаимно информировать друг друга о таковой подготовке. В случае, если одному или нескольким вооруженным лицам, совершившим преступление или какое-либо нарушение закона в соседней пограничной зоне, удастся скрыться в пределах другой пограничной зоны, то власти последней обязаны задержать этих людей, с целью выдачи их с ору-
[37]

жием и награбленным властям другой стороны, подданными которой они являются. П. 10-й договора предусматривает применение этого обязательства во всей турецко-иракской границе, а также в зоне, охватывающей район в 75 км. по обоим сторонам границы. П. 11-й возлагает ответственность по применению этих правил на следующих компетентных в этой области лиц: с турецкой стороны — на командующего пограничными войсками, а со стороны Ирака — на мутесаррифов (губернаторов) г.г. Мосула и Эрбиля.
П. 12-й содержит взаимное обязательство воздерживаться от всяких сношений с главами или шейхами племен, входящих в состав другого государства, но в действительности находящихся на территории противоположной стороны. Вместе с тем этот пункт включает обязательство воздерживаться в пограничной зоне от всякой пропаганды, направленной против другого государства. Наконец, п. 13-й предусматривает, с целью наблюдения за выполнением постановлений настоящей главы и для поддержания на границе добрососедских отношений, — создание постоянной пограничной комиссии, составленной из равного числа членов, назначаемых периодически Турцией и Ираком. Эта комиссия будет собираться переменно в Турции и Ираке один раз в полгода или чаще, в зависимости от обстоятельств.
Третья глава договора касается общих вопросов и в частности экономических, имеющих большое значение для Турции. Согласно п. 14-го, правительство Ирака обязуется выплачивать Турции в течение 25 лет 10% всех доходов, полученных им от турецкой нефтяной компании и других нефтепромышленных обществ, могущих эксплуатировать нефть в Ираке на основании концессии 14 марта 1925 г.1).
Пункты 15 и 16-й обязывают Иракское правительство не преследовать лиц, поселившихся на его территории, в связи с их политическими убеждениями и агитировавших в пользу
[Примечание]
1) В марте 1925 г. иракское правительство предоставило ,,Турецкой нефтяной компании" концессию на 75 лет на эксплуатацию нефти на значительной территории Ирака включая и Мосул. «Турецкая нефтяная компания» представляет собой мировой нефтяной трест, с участием англо-голландского, американского и французского капиталов.

[38]

Турции до подписания этого договора, и предоставить им полнейшую амнистию. П. 17-й устанавливает срок обязательства взаимных добрососедских отношений в 10 лет, при чем стороны имеют право потребовать пересмотра этих обязательств или отказаться от них за 3 года до истечения их срока.
Таким образом, имеющиеся в печати указания на демилитаризацию северной границы Ирака, согласно приведенного договора, не соответствуют действительности, так как установление особой зоны в 150 км. относится исключительно к мерам борьбы с бандитизмом в приграничной зоне.

в) Значение границы.

В добавление к освещению значения фиксации турецко-иракской границы следует вкратце отметить, что она, имея для Ирака громадное военно-политическое и экономическое (в отношении нефти) значение, — пересекается лишь одной колесной дорогой, ведущей через исторический Битлисский проход на плато Армении. На остальном участке через эту границу переходят по очень редким и труднодоступным тропам; затем, р. Тигр допускает сообщение лишь вниз по течению.
В общем, северная граница, наиболее важная для страны, хитроумно направленная великобританским генеральным штабом по труднодоступным, а часто и совершенно недоступным горным высям области Хеккиари и по тальвегам ее горных рек, протекающих иногда в грандиозных ущельях, оставляет для вторжения со стороны Турции в Ирак в широком масштабе незначительную полосу к северо-западу от г. Мосул.
Таким образом, следует оценить итоги Ангорского договора, как исключительно благоприятные для Англии, так как незначительные исправления ирако-турецкой границы и столь же незначительное участие ангорского правительства в нефтяных прибылях иракского правительства — не могут компенсировать громадной стратегической утраты, понесенной Турцией, в результате окончательного присое-
[39]

динения Мосульского района к враждебной ей Англии, и политического ущерба, который понесла Турция, вследствие ее вынужденного отказа от территории, права на которую она столь упорно отстаивала в течение 5 лет.

 

3) Ирако-Сирийская граница.

а) Значение западных границ.

Если границы Ирака на востоке и севере пролегают преимущественно по естественным рубежам, которыми являются труднопроходимые горные хребты или реки, прорезывающие часто своими дикими ущельями приграничные зоны, то все западные границы Ирака проходят через пустыни Сирии и Аравии, не обладающие такими отчетливыми гранями. Пустыни в центре Великого Арабистана резко разъединяли прибрежные страны Сирии, Палестины и западной Аравии от областей Двуречья. В настоящее время эти пустыни уже побеждены современной техникой — мотором внутреннего сгорания, и линии автотранспорта начинают ее пересекать на многих участках. Вместе с тем, современные «пожиратели пространств» — самолеты беспрепятственно уже перелетают на важных направлениях через эти когда-то трудноодолимые в известные сезоны года для кораблей пустыни—верблюдов— пространства. Вскоре воздух будут бороздить на тех же направлениях грандиозные дирижабли. Вследствие этого, вся вообще западная граница Ирака, в связи с возрастающей политической ценностью Сирии, Палестины и Неджда, приобретает в данное время большую важность.
Значение западных границ Ирака еще более возрастет, когда начнут сооружаться железнодорожные пути от берегов Средиземного моря к Багдаду или Басра, а вместе с ними будут проложены нефтепроводы из Ирака к портам на этих берегах.

б) Начертание ирако-сирийской границы.

Начертание этой границы, разделяющей между Англией и Францией зоны (Ирак и Сирию) их фактической оккупа-
[40]

ции в Великом Арабистане, — указано в особой англо-французской конвенции 1920 г. Эта граница, протяжением до 500 км., грубо намеченная в конвенции прямыми линиями, начинается от района Джезире-ибн-Омар и следует на с. Ру-мейлан-кей; отсюда линия, оставив на территории под французским протекторатом р. Хабур-су, направляется через область гор Синжар к м. Абу-Кемаль на р. Евфрат.
Всматриваясь в карту, мы замечаем, что граница в своей северной части рассекает горную страну Синджар, населенную союзом курдских племен, принадлежащих к секте иезидов, что «затрудняет политический контроль Англии» над этой народностью, почему она настаивает на включении всей области Синджар в территорию Ирака. Относительно м. Абу-Кемаль соглашение 1920 г. истолковывается в том смысле, что граница буквально должна пройти через центр этого местечка, оставляя восточную часть города Ираку, а западную — Сирии. Однако, Франция претендует в целом на весь этот пункт и на территорию на пять миль к востоку от него.
Для разрешения указанных разногласий в области Синджир и в районе Абу-Кемаль, а также детальной фиксации граничной линии на месте командирована специальная международная разграничительная комиссия.

в) Значение границы.

Ирако-Сирийская граница пролегает через пустынную зону, где соприкасаются могучие арабские племена Анезов и Шаммаров. Между ними как бы на уединенном островке — в горах Синджара, затерявшемся в пустыне, обитает народность курдского корня — иезиды. Граница, не представляющая каких-либо препятствий, в связи с выступлениями указанных арабских племен, недостаточно спокойна и требует военного контроля со стороны Англии.
Что касается путей, то границу пересекает р. Евфрат, представляющая запущенный водный путь, пригодный лишь для движения вниз по течению плоскодонных мелких судов. Участок сухопутной ирако-сирийской границы к югу от этой
[41]
[42]

реки пересекается тремя транспортными (схема № 6) дорогами, приспособленными для автомобильного сообщения на направлениях: Багдад-Алеппо, Багдад-Тадмур-Хама (Дамаск) и Багдад-Дамаск. На остальном протяжении границы пустыню пересекают редкие пути, пригодные лишь для движения верблюжьих караванов.
Значение этой границы возрастет, если будут осуществлены: шоссе из Персии через Мосул к Александретта и железная дорога и нефтепровод из района Мосул к побережью Средиземного моря.

4. Ирако-Транс-Иорданская (Керакская) граница.

Начертание и значение границы.

Затем континентальная граница, в виде прямой линии меридианального начертания, протяжением до 200 км., размежевывает Ирак с королевством Транс-Иорданье (Керак), являющимся также мандатной областью Англии. Эта страна представляет, так называемый, «военный коридор», который искусственно соединяет Синайский полуостров и Палестину с Ираком. Пролегая по малонаселенной пустыне, отмеченная граница пока не имеет военно-политического и экономического значения. Однако, последнее возрастает, в связи с проектируемым сооружением через «военный коридор» железнодорожных магистралей (схема № 8): Хайфа-Багдад или Акаба-Басра или, наконец, Акаба-Ковейт. В данное время, границу пересекают вьючные караванные пути и намечено организовать автотранспорт на направлении Хайфа-Багдад. Вместе с тем, через эту границу пролегает имперский воздушный путь Лондон, Мальта, Каир, Багдад, Карачи (Индия).

5. Ирако-Недждская и Ирако-Ковейтская границы.

Начертание и значение их.

На юго-западе Ирак соприкасается с Недждом, на протяжении до 700 км. и с Ковейтом—на 170 км.
Проложенные совершенно искусственно прямыми линиями границы представляются открытым для вторжения в
[43]

пределы Ирака из центров Аравии. События последнего времени отмечают усилившиеся противоречия панарабского движения с колониальными и военными устремлениями Англии. В Аравии наблюдается процесс объединения арабских племен. Ряд мелких шейхств и эмиратств поглощаются более крупными государственными образованиями. Отмечаются стремления к выходам к морям и к торговым трактам. Укрупнение арабских государств осложняется, помимо племенных разногласий, еще и религиозными (ваххабиты Неджда). В настоящее время в северной и центральной Аравии, вне зоны мандатных государств (схема № 8), остались лишь: объединенное государство (королевство) Неджд и Хиджас и имамат Асир; последний также включен в орбиту политики Неджда, путем установления над ним формального протектората, по меккскому договору 27 октября 1926 г.; не ограничиваясь этим, Неджд направляет взоры на шейхство Ковейт. Со стороны последнего также определилась тенденция к присоединению к Неджду. Это стремление возникло, в связи со сведениями о намерении Англии закрепить свои позиции на берегах Персидского залива, путем включения находящегося под ее протекторатом шейха Ковейтского в пределы Ирака. Ковейт является одним из лучших и естественных портов Персидского залива. Сюда были направлены устремления Германии, намечавшей закончить в Ко-вейте Багдадскую железную дорогу. Кроме того, Англия выдвигает широкие проекты железнодорожной связи Персидского залива от порта Ковейт к берегам Средиземного и Красного морей.
[Примечание]
1) Граница между Недждом и Ираком была установлена конвенциями от 5 мая и 22 ноября 1922 г.
[44]

Очерченная политическая обстановка отмечает важность юго-западных границ Ирака, которые до последнего времени подвергались неожиданным набегам ваххабитов со стороны Неджда. С целью урегулировать сложный вопрос о переходе кочевыми арабскими племенами ирако-недждской границы, — между Недждом и Ираком заключен 1 ноября 1925 г. договор, известный под названием «Бахрского соглашения».1) В ст. 1-й последнего обе стороны признают,

набеги племен, поселившихся на их территории, на территорию одного из этих государств представляют собой нападение, вызывающее необходимость в строгом наказании виновных со стороны того правительства, которому они подчинены, и что глава племени, совершивший такое нападение, должен считаться ответственным. Ст. 2-я (п. п. д и Б) предусматривает учреждение специального трибунала, периодически собираемого для расследования подробностей нападения, а также оценки убытков и потерь и установления ответственности. Когда суд установит ответственность, оценит убытки, вытекающие из набега, и вынесет свое решение по этому поводу, то правительство, которому подчинены признанные виновными лица, выполнит указанное выше решение, в согласии с обычаями племени, и накажет виновную сторону. Ст. 3-я указывает, что племена, подчиненные одному из этих правительств, не могут переходить через границу на территорию другого правительства иначе, как по получении разрешения от своего собственного правительства и при согласии другого правительства. Ст. 4-я обязывает оба правительства воздерживаться от применения силы или понуждения к эмиграции племен и части их из одной из этих стран в другую. Ст. 5-я обязывает правительства Ирака и Неджда не сноситься с главами и шейхами племен, подчиненных другому государству, по официальным и политическим вопросам. Ст. 6 и 7 указывают, что силы Ирака и Неджда, при отсутствии согласия правительств этих стран, не могут переходить общей границы при преследовании правонарушителей. Ст. 8-я указывает, что в том случае, если одно из обоих правительств обратится к своим племенам, живущим на территории другого государства, г просьбой о доставке вооруженных контингентов, названные племена будут в праве ответить на призыв своего правительства, при условии, что они «удалятся со своими семьями и домочадцами в полном спокойствии». Ст. 9-я отмечает, что если бы племя эмигрировало с территории одного из этих государств на территорию другого, а вслед затем произвело бы набеги на территорию, на которой оно прежде проживало, то правительство, на территорию кото-
[45]

рого это племя эмигрировало, будет в праве взять с него достаточные гарантии с тем, что если подобное нападение будет племенем повторено, то эти гарантии повлекут за собой конфискацию, не избавляя от наказания, которое будет наложено правительством, согласно указанных выше 1 и 2 статей договора.1)
Изучение географических карт, без оценки Бахрского соглашения, позволяло бы сделать вывод о малом военно-политическом значении Ирако-недждской границы, пролегающей сплошь в северной аравийской пустыне, где встречается небольшое количество оазисов. Между тем, изучение приведенного соглашения позволяет притти к обратному суждению, особенно учитывая возрастающее военно-политическое значение Неджда,- во главе которого стоит энергичный вождь ваххабитов Ибн-Сауд, которого владения теперь фактически протягиваются от Персидского залива до Красного моря через всю северную и центральную Аравию (схема № 8). Дальнейшая экспансия Ибн-Сауда, хотя и получающего субсидию от великобританского правительства, но ведущего двойственную политику, — может пойти вопреки стратегических устремлений Англии. В таком случае, Ирак, граничащий с Недждом, может оказаться в руках Англии необходимой сдерживающей и регулирующей силой в северной Аравии. Затем, на первый взгляд малозначущая ирако-недждская граничная зона в период перекочевок племен, происходящих в известные периоды года, приобретает большой смысл. Бахрское соглашение ставит препятствие для этих свободных перекочевок племен, почему количество пограничных инцидентов в пограничной зоне при общей «текучести» кочевых племен, переходящих на пастбища,
[Примечание]
1) Бахрский договор имел целью разрешить, главным образом, вопрос о племени Шаммар, покинувшем свою территорию, после того, как султан Неджда, Ибн Сауд, завладел эмиратом Ибн-Рашида (глава племени Шаммар, обитавшем к северу от области Неджд) Это племя Шаммаров нашло себе приют в Ираке. Ибн Сауд потребовал возвращения его на свою территорию. Однако, король Ирака Фейсал отказал в исполнении требования об изгнании из своего королевства племени Шаммар, постоянно совершающего набеги на территорию Неджда
В итоге, Бахрский договор имеет скрытую цель урегулировать вопрос о взаимоотношениях между Ибн-Саудом и племенем Шаммар.
[46]

возрастает на этой границе, что, конечно, будет отзываться на взаимоотношениях между Ираком и Недждом.
Изучаемая граница 1) пересекается несколькими караванными путями, ведущими от берегов Евфрата и Шат-эль-Араб в Хиджаз (в Мекку и Медину). Вдоль некоторых из этих дорог, на известных расстояниях, подобно межевым знакам, сооружены колодцы. Благодаря последним, могут беспрепятственно совершать рейсы как торговые караваны, так и многочисленные пилигримы.
Что же касается ирако-ковейтской границы, то она, лежащая в стороне от важных путей, пока не имеет значения для Ирака. Смысл ее возрос бы, если бы великий Багдадский железнодорожный путь был бы доведен до Ковейта. Население этого шейхства незначительно и военная мощь этого арабского государства, созданного по прихоти политики Англии, оценившей важное стратегическое значение отмеченной нами бухты Ковейт, ничтожно. Тем не менее, великобританское правительство, в связи с экспансией Неджда в сторону Ковейта, принимает в последнее время в широком масштабе меры по обороне этого пункта и созданию там авио-базы как для охраны ирако-недждской границы, так и для наступления вглубь Неджда.

6) Южная граница. Персидский залив.

а) Начертание границы.

От шейхства Ковейтского и до Ирако-персидской границы, на протяжении 50 км, Ирак с юга омывается водами Персидского залива (схемы №№ 6 и 9), имеющего в пределах Ирака слабо развитую береговую линию.

Схема № 9

Персидский залив (Кальи-эль-Фарс, по-местному), составляющий обширное внутреннее море Индийского океана, с которым он соединен узким Ормузским проливом, некогда занимал почти
[Примечание]
1) Ирако недждская граница в последнее время укрепляется иракским правительством, при чем некоторые укрепленные посты оказались выдвинутыми в области Неджда Это обстоятельство вызвало набеги арабских племен из глубины Аравии на территорию Ирака, что, в свою очередь, потребовало «вмешательства» авиации Англии.
[47]

все пространство нынешней Месопотамии и разделял Иранское плоскогорье от Аравийского на пространстве почти вдвое большем, чем в настоящее время. В эту эпоху, когда воды Персидского залива омывали нижние уступы Сирии и отчасти Армении, — Аравийский полуостров соединялся с материком узким Палестино-Сирийским перешейком.
[48]

Вследствие отложений у устья р. Шат-эль-Араба, берег залива постепенно ежегодно отодвигается на несколько десятков метров к югу. В течение 30 последних веков все побережье подвинулось к югу слишком на 150 клм.
Залив, площадь которого достигает в круглых цифрах до 250.000 кв. Клм., имеет среднюю глубину до 40—80 м., уменьшающуюся к устью соединенных рек Евфрата и Тигра. В северной части Персидского залива имеется лишь одна бухта Ковейт.
Ковейтская бухта, в форме рога, имеет длину с востока на запад в 20 английских миль и ширину в 10 миль, при наибольшей глубине в 25 метр., которая, не доходя 1 1/2 миль от берега, становится недоступной для больших морских судов. Поперек бухты лежит остров.
Удобная стоянка для кораблей находится вблизи северной оконечности г. Ковейта, с глубиной, доходящей до 7 метр.
Многочисленные острова, лежащие близ иракского и аравийского берегов, невысоки и окружены архипелагом песчаных мелей и рифами. Из островов северной части залива надлежит указать:
а) архипелаг Бахрейн (176 клм. ширины и 47 длины) в заливе того же наименования, принадлежит Персии, но фактически им владеет Англия; в организуемом, имперском воздушном пути острова Бахрейн могут быть использованы в качестве промежуточной станции и б) остров Бубиян, принадлежащий шейху Ковейтскому.
Господствующие ветры в Персидском заливе — сев.-зап. (шамал, по местному), приносящие из Ирака массу пыли, вследствие которой образуется мгла. Ветер дует преимущественно в июне и июле и обыкновенно подряд 3—7 дней. Этот ветер наибольшей силы достигает зимой, когда он чередуется с ветром юго-восточн. румбов (каус), достигающих большой силы в декабре и апреле.
Вдоль берегов замечаются бризы.
Для входа морских пароходов в р. Шат-эль-Араб большое значение имеют приливы и отливы, которые, вследствие узкого Ормузского пролива и многочисленных от-
[49]

мелей на аравийском берегу, действуют неправильно. Во время полнолуний и новолуний максимальная высота приливов и отливов проявляется в виде «больших приливов».
Высоты приливов в Персидском заливе достигают 1,8—3 метр.; наибольшие из них происходят в августе при попутных ветрах.
Температура воды в Персидском заливе достигает таких же пределов, как и в Красном море, и в августе иногда у берегов доходит до 35° С.
В итоге, границы Ирака имеют протяжение до 3.350 км. (с Персией— 1.380 км., Турцией — 350, Сирией — 500, Транс-Иорданьем —200, Недждом — 700, Ковейтом-—170 и побережье Персидского залива — 50 км.), из них сухопутных — 3.300 км. (98,5%) и морских —50 км. (1,5%),
Восточная и северная границы пролегают по естественным рубежам, тогда как остальные сухопутные граничные линии проведены в пустынях условно и преимущественно прямолинейно; тем не менее, и они с каждым годом приобретают глубокий смысл. Учитывая потенциальные силы Турции, следует признать, что северная граница Ирака, несмотря на ее труднодоступность на большей части протяжения, приковывает наибольшее внимание Англии. Что же касается морской границы Ирака, то она имеет наибольшую военную и экономическую ценность, вследствие доступности не только побережья Персидского залива, но и возможности проникновения морских судов в р. Шат-эль-Араб. В военном отношении она, при абсолютном господстве в Индийском океане английского флота, вполне обеспечена.