Цените слух, цените зренье,          Любите жизнь, покуда живы.

Любите зелень, синеву –                 Меж ней и смертью только миг.

Всё, что дано вам во владенье       А там не будет ни крапивы,

Двумя словами: «Я живу».             Ни роз, не пепельниц, ни книг.

 

И солнце даже не заметит,

Что в глубине каких-то глаз

На этой маленькой планете

Навеки свет его погас.

 

                       Самуил Маршак

 

На плац, с которого оставалась пара сот метров до трапа эскадренного миноносца «Быстрый», нас из Фокино сопроводил Сергей Владимирович Мосин. Свой, флотский. Ещё и выпускник родного Киевского высшего военно-морского политического.

Минуем КПП, матрос у входа отдаёт честь. Рука по неизжитой за десятилетия гражданской жизни привычке дёргается к виску.

К пирсу справа лагом[1] пришвартован большой десантный корабль «Александр Николаев». Ржавеющая безжизненная гора железа. Государственные умы никак не определят его судьбу – восстанавливать, вводить в строй или продать на лом вслед за сотнями других кораблей Тихоокеанского флота. Вслед за авианосцами «Минск» и «Новороссийск», которыми мы так гордились.

В 1984 году с этого красавца во Вьетнаме во время совместных учений высаживался усиленный батальон морской пехоты. Более полусотни единиц боевой техники с десантом. Приказ – сходу взять укреплённый «противником» берег.

Я был в том десанте. В памяти живёт восхищение перед фантастической картиной. Туман – с кормы амфибии не видно носа. Штиль – океанская зыбь медленно поднимает и опускает машину. Ощущения неземные. Солярис.

Две колонны на плаву, слепые и невидимые в молоке тумана, проходят несколько миль. Вблизи берега молоко, как по заказу, испаряется. Танки и бронетранспортёры разворачиваются в боевой порядок, атакуют неудержимо и красиво, как учили. Учили тогда хорошо.

Интересно, что помнят корабли? Помнит БДК «Александр Николаев» о вьетнамском десанте?

Напротив него, слева, кормой стоят несколько бортов, честно послуживших Родине. Опытному глазу нетрудно определить солидный возраст и ближайшую перспективу.

Эсминец «Быстрый» – последний, в конце пирса.

Людмила, в отличие от Эльвиры и присоединившейся к нам в Фокино Раисы Петровичевой, на кораблях не бывала. Восторг, захвативший Людмилу с первых шагов по палубе, пока мы выступали перед экипажем и беседовали с заместителем командира по воспитательной работе в его каюте, непрерывно усиливался. Кажется, предложи ей, она бы осталась на «Быстром» на сверхсрочную службу.

Моряки не по приказу напишут слова в книге отзывов. «Старший сигнальщик старший матрос Штэпа эскадренного миноносца «Быстрый». От всей души благодарю вашу команду за внимание, проявленное в сторону нашего корабля, и хочу пожелать вашей команде новых творческих побед и великих свершений в вашем деле». «…Спасибо большое за ваш вклад в патриотическое воспитание молодёжи России! Старший лейтенант А. Мокин».

Вот так. «Творческие победы», «великие свершения», вклад в патриотическое воспитание ни много ни мало, а «молодёжи России». Едва ли скромное наше дело заслуживает столь высокого слога. Но нет оснований сомневаться в искренности людей, чьё мнение для нас по-настоящему дорого. Значит, наши стихи, наши песни, наша правда нужны личному составу эсминца «Быстрый».

С берега бухты Абрек уезжаем не сразу. Сначала поднимаемся к братскому захоронению моряков крейсера «Адмирал Сенявин», погибших 13 июня 1978 года от взрыва башни главного калибра во время артиллерийской стрельбы. Под могильными плитами покоятся 36 (тридцать седьмого родители увезли на родину) тихоокеанцев. Среди них мой друг-сослуживец ещё с Балтики капитан 2-го ранга-инженер Леонид Климченко и сокурсник по Киевскому политучилищу старший лейтенант Саша Пономарёв.

От обелиска виден ещё один памятник. Серый камень с портретом на чёрном мраморе паренька в белой бескозырке. Он недавно появился на самом берегу бухты, почти у корня пирса, к которому пришвартованы корабли.

Мы подошли поклониться Герою России матросу Алдару Цыденжапову. На «Быстром» о нём вспоминали. Алдар служил на эскадренном миноносце.

24 сентября 2010 года при подготовке корабля к выходу в море в носовом котельном отделении вспыхнуло распылённое под большим давлением топливо. ЧП случилось в 4 часа. Машинист дивизиона живучести электромеханической боевой части матрос Цыденжапов с товарищами нёс ночную вахту. Пятеро моряков в пылающем отсеке остановили подачу воды и топлива, оградив корабль и экипаж от страшной беды. За 7-9 секунд Алдар перекрыл спасительный вентиль. Этих секунд хватило, чтобы матрос, последним покинувший отсек, получил стопроцентный ожог тела.

Флотские врачи, несколько суток боровшиеся за жизнь моряка, оказались бессильны.

Указом Президента Российской Федерации №1431 от 16 ноября 2010 года матросу Алдару Цыденжапову посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Ему было 19 лет.

Командир дивизиона движения капитан-лейтенант Алексей Коноплёв стал кавалером Ордена Мужества. Матросы Александр Коровин и Павел Осетров награждены медалями «За отвагу».




[1]Бортом. В отличие от швартовки кормой или носом.