В один из июньских дней 1854 года главе русского флота Великому Князю Константину Николаевичу доложили о просьбе некого Вильгельма Бауэра быть принятым. Он не смог отступить перед вежливой напористостью иностранца, и Бауэр был выслушан. Константин Николаевич узнал от немца, что тот в 1850 году в Киле на средства, собранные подпиской среди голштинских войск, построил подводную лодку Der Braudtausher.

Действительно, родившийся 23 декабря 1822 года в Диллингене-на-Дунае Вильгельм Бауэр (нем. Wilhelm Bauer) был выдающимся конструктором. Поначалу он изучал ремесло токаря, потом вступил в кавалерийский полк - где изобрёл приспособление для транспортировки пушек. В 1848 году Бауэр оказался в Шлезвиг-Голштейне, где у него впервые появились планы о создании подводных судов для охраны побережья.

И действительно, построенный Бауэром Der Braudtausher оказался первой немецкой подводной лодкой. Она погружалась в воду с помощью накачивания в трюм воды и всплывала при ее вытеснении под давлением. 1 февраля 1851 года, в 9 часов утра Бауэр с двумя матросами погрузился на своей лодке так глубоко, что корпус судна не выдержал давления и треснул в верхней части. Подводная лодка стала тонуть… К ужасу матросов, Бауэр приказал не откачивать воду, а дать ей возможность заполнить отсек. Когда вода затопила отсек, воздух внутри лодки сжался и появилась возможность открыть входной люк. Бауэра и обоих матросов под высоким давлением буквально выбросило на поверхность. Свойственный Вильгельму оптимизм помог ему быстро забыть о неудаче и продолжить работы по созданию подводного судна. Он обратился к баварскому королю Максимилиану, и тот дал ему деньги на поездку в другие страны, где можно было поискать капиталы. Бауэр безуспешно объехал Австрию, Англию, США, потом решил поискать счастья в России. С благоволения Великого Князя в Петербурге инженер приступил к строительству подводной лодки.

В мае 1855 года лодка «Морской черт» была построена. Она имела железный корпус длиною 16 метров, а под водой двигалась при помощи винта. Главным двигателем были мускулы экипажа. 26 мая 1856 года «Морской черт» отправился в первое плавание. Экипаж подводной лодки состоял из 10 матросов и самого Вильгельма. Он последним зашел в лодку и закрыл за собой люк. После этого в бортовые балластные системы была пущена вода. «Морской черт» медленно ушел на глубину. Когда волны сомкнулись над подводной лодкой, Бауэр выкачал из цистерн воду, и «Морской черт» всплыл на поверхность. Затем он повторил погружение и всплытие 6 раз. Великий князь Константин Николаевич, удовлетворенный увиденным, приказал продолжать испытания. 6 сентября 1856 года, в день коронования Императора Александра II, Бауэр спустился под воду с небольшим военным оркестром, который исполнил на глубине национальный гимн. Комиссия нашла, что мелодия гимна бала отчетливо слышна на расстоянии 145 шагов.

Изобретатель праздновал свой триумф… Он не подозревал, что в Морском ведомстве у него появились сильные враги, подкупившие прикомандированного к нему лейтенанта Федоровича. Противники подводного плавания создали в Адмиралтействе новую техническую комиссию, которая должна была выдать разрешение на постройку подводного судна значительно больших размеров. Но за благовидной целью скрывались грязные замыслы по уничтожению подводной лодки Бауэра. «Морскому черту» поставили задачу пройти под килем корабля, поставить мину и уйти на безопасное расстояние. Для этого испытания было выбрано самое мелкое место в заливе. «Морской черт» зарылся своим носом в грунт и потерял движение. Пришлось продувать цистерны и освобождаться от балластной воды. Как только нос лодки оказался на поверхности, Федорович открыл люк и сел в подошедшую шлюпку. Бауэр находился в это время в корме подводной лодки. Вместе с матросами инженер выравнивал судно в горизонтальной плоскости. Это ему удалось… Но в незакрытый Федоровичем люк хлынула вода. «Морской черт» затонул в считанные минуты. К счастью, самому Бауэру и экипажу удалось выбраться в последний момент.

Бауэр трудился не покладая рук, и ему удалось через месяц поднять «Морского черта». Вопреки имеющейся возможности восстановить подводную лодку, ее вытащили на пустынный берег Невы и предоставили ей бесславно сгнить… Опечаленный инженер решил вернуться в Германию. На родине он продолжал развивать идею подводного плавания, создавая все новые и новые проекты. Умер он 21 июня 1875 года. Новую подлодку построить ему так и не удалось.