Шведские губернии на территории Финляндии поступили «в собственное и державное обладание Империи Российской» по Фридрихгамскому мироному трактату 5 (17) сентября 1809 г., образовав Великое Княжество Финляндское. Последнее сохранило особый свод законов гражданских, уголовных и процессуальных, известных под названием Общего Уложения Шведского Королевства (Sveriges Rikes Allmanna Lag). Уложение было принято шведским риксдагом в 1734 году и утвержденное манифестом Шведского Короля Фридриха 23 января 1763 года, с теми в нем изменениями и дополнениями, которые произведены были позднейшими шведскими узаконениями и большая часть коих в 1807 году была напечатана вместе с самим Уложением, в виде сборника дополнительных к нему постановлений, на языках шведском и немецком.

Финская правовая система была автономна от общероссийской и последнее не имело даже субсидиарного характера. Законы и постановления, относящиеся до Великого кн. Финляндского, изначально не включались в состав ПСЗ. Равным образом, ни в 1871 г., в связи со включением в ПСЗ положений касательно Царства Польского, ни в 1885 г., в рамках общего пересмотра состава законодательных актов, подлежащих включению в Полное собрание, законы, исключительно касающиеся Финляндии, включены не были 206), что в последующем послужило одним из дополнительных аргументов в пользу утверждения о нераспространении законодательной юрисдикции Российской империи на Великое кн. Финляндию.

С 1863 г. в Финляндии действовал Сейм, наделенный правами законодательного собрания; в 1885 г. ему было даровано право законодательной инициативы 207). Правовая ситуация развивалась в этом русле вплоть до высочайшего манифеста 3 февраля 1899 г., которым было признано, что Великое княжество Финляндское вошло «в состав Российской империи» и пользуется «особыми в отношении внутреннего управлении и законодательства учреждениями, кои соответствуют бытовым условиям страны». Учреждения эти, «коими Финляндия обязана великодушному соизволению Александра I и его преемников», могут быть, как можно заключить из высочайшего рескрипта на имя финляндского генерал-губернатора от 7-го апреля 1902 года, отменены по усмотрению верховной власти.

Конфликт 1899 г. вспыхнул на почве закона о воинской повинности, по которой, одновременно с 50-процентным увеличением финляндского воинского контингента, предполагалось распространить на него общероссийские правила по территориальному несению службы, а именно, чтобы финляндские призывники могли отбывать повинность за пределами Финляндии. Финляндский Сейм, на рассмотрение которого был представлен данный вопрос, своего согласия не дал, а Император предпочел разрешить его в порядке единоличной воли. Последовавший манифест 3-го февраля 1899 г. провел различие между «предметами местного законодательства Финляндии, вытекающими из особенностей общественного ее строя», и «другими законодательными вопросами, которые по тесной связи их с общегосударственными потребностями не могут подлежать исключительному действию учреждений Великого Княжества». К числу законов последнего рода, ближайшее указание предметов которых зависит от усмотрения государя, могут относиться «как законы, кои действуют на всем пространстве Империи со включением Великого Княжества Финляндского, так равно и законы, применяемые в пределах вел. кн., если они касаются общегосударственных потребностей или находятся в связи с законодательством Империи». Рассмотрение законопроектов этого рода возложено на Государственный совет при участии финляндского генерал-губернатора, министра-статс-секретаря и назначаемых по высочайшему избранию сенаторов финляндского сената. В ответ на эти меры финляндский Сейм представил всеподданнейший отзыв (27 мая 1899 г.), в котором квалифицировал эти решения как неконституционные. Высочайшим рескриптом (8 июня 1899 г.) ему было ответствовано что «суждения эти неправильны и не соответствуют установившемуся с начала нынешнего столетия положению дел, при коем Финляндия есть составная часть государства Российского, с ним нераздельная».

Одновременно с манифестом 3-го февраля 1899 г. были изданы «Основные положения о составлении, рассмотрении и обнародовании законов, издаваемых для Империи со включением Великого княжества Финляндского», согласно которому последнего рода законы должны были издаваться Императорской властью, но в отличие от общего порядка законодательствования для них требовалось предварительные заключения финляндских административных учреждений и Сейма, носившие, однако, сугубо совещательный характер. Определение законов, к данной категории относящихся, и отделение их от собственно местных узаконений, требующих обязательной положительной санкции Сейма, было положение предоставляло усмотрению Императорской власти 208).

В итоге имперскому правительству удалось настоять на своем, однако практически значимых, сколько-нибудь крупных мероприятий через посредство этой реформы проведено не было 209), так что в конечном счете ее можно определить скорее как демонстрацию власти внутри страны и направленную к сплочению русофильских сил вокруг трона.
В 1902 году Государственной канцелярией было начато издание Собрания постановлений финляндских в качестве своего рода особого дополнения к Полному собранию законов Российской империи, совершенно сходное с ним по формату и по всей внешней стороне издания. В данное издание должен был войти по возможности весь законодательный материал, заключающийся в изданных до 1859 г. 210) узаконениях финляндских на русском языке, а также в двух собраниях на шведском языке постановлений, манифестов и рескриптов, т. е. Sameling af Placater в 17 томах и Sameling af Brf с 1826 по 1862 г. в 6-ти томах и кроме того в сборнике постановлений Великого княжества Финляндского 211). До 1906 года вышли три тома Собрания постановлений финляндских, в которых помещены в хронологическом порядке все узаконения за время от 1808 г. по 1859 г., своевременно отпечатанные на русском языке. В виде особых дополнений, в конце года помещались важнейшие узаконения, касающиеся Финляндии, из числа напечатанных в ПСЗ Российской империи. В дальнейшем предполагалось отпечатать общее уложение 1737 года по тексту издания 1824 г., с прибавлением 1827 года, а в последующих томах собрания планировалось поместить относящиеся ко времени от 1808 до 1859 года: узаконения, русский текст которых не был своевременно отпечатан; переводы тех узаконений, русский текст которых не найден, и переводы тех распоряжений правительства, кои состоялись исключительно на шведском или финском языках 212).

Под влиянием событий первой русской революции власть была вынуждена отказаться от осуществленных законодательных перемен и вернуться к положению, существовавшему до манифеста 1899 г., что и было провозглашено манифестом 22 октября 1905 г. 213), которым одновременно созывался чрезвычайный Сейм с поручением разработки нового сеймового устава (конституции). Последняя, выработанная Сеймом и 7 июля 1906 г. утвержденная Императором, не произвела перемен в объеме законодательных полномочий в сравнении с положением, существовавшим до 1899 г., но изменила в сторону большей демократичности избирательное право.

С осени 1909 года Имперское правительство, в рамках возрожденного курса националистической политики на «окраинах», вновь вернулось к финляндским делам и 14 марта 1910 года внесло в Гос. Думу законопроект об отношении Российской Империи к Финляндии, т. е. предлагало решить его в порядке общегосударственных узаконений, не обращаясь к Сейму. При обсуждении данного проекта в Думе премьер П.А. Столыпин сказал: «Масса материалов, документов, актов, касающихся отношений Финляндии к России, дает возможность защищать всякую теорию: достаточно для этого повыдергать из архивных груд нужные для этого материалы… Для этого не нужно особой недобросовестности. Достаточно некоторой предвзятости и предубежденности» 214). Столыпин призывал решить вопрос не обращая внимания на всевозможные высказанные юридические воззрения, но исходя из государственных интересов России, добавив к этому, что отклонение законопроекта будет сочтено в Финляндии признаком государственной слабости. Законопроект был принят Думой и при подавляющем большинстве голосов проведен через Гос. Совет, обретя статус закона 17 июня 1910 г. Согласно новому закону, Сейм по всем важнейшим вопросам как общеимперского, так и внутреннего законодательства (о печати, о собраниях, о народном образовании, о полиции и т. п.) сохранил исключительно совещательный голос. Тем не менее непосредственно по принятии закона правительство новыми полученными правомочиями не воспользовалось и, соответственно, продолжали действовать прежние, еще Сеймом принятые законы. Активизировалось общеимперское законодательство в отношении Финляндии несколькими годами позже, когда в 1913 году, в премьерство Коковцева, были приняты законы о об ассигновании кредита из казны В. К. Финляндского на нужды обороны и о равноправии русских граждан в Финляндии 215).

Общим результатом, хотя и не относящимся к теме данной работы, но заслуживающим упоминания, стало то, что некогда самая лояльная часть Империи, с началом революционных волнений 1917 г. поставила своей целью достижение государственной независимости и в декабре того же года добилась своего признания со стороны Совета Народных Комиссаров 216).

Примечания

206) Майков П.М. О Своде Законов… С. 35, прим. 1.

207) Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая II / С.С. Ольденбург. – СПб.: Петрокоммерц, 1991. С. 21.

208) Там же. С. 138.

209) В указанном порядке общеимперского законодательства, касающегося Финляндии были проведены следующие законы: в 1900 г. закон о постепенном введении русского языка в делопроизводство Великого Княжества, а в 1901 г. вызвавший кризис закон о воинской повинности (последовавший одновременно с фактической отменой призыва в Финляндии, долженствовавшей лишить сопротивление государственной реформе поддержки финских широких общественных кругов).

210) С января 1860 г. в соответствии с высочайшим повелением от 28 ноября 1859 г. в Финляндии издавался Сборник постановлений Великого княжества Финляндского на русском, финском и шведском языках, в котором помещались соответственно все узаконения и высочайшие повеления и объявления, издаваемые для Финляндии, чем и обуславливается избранная конечной хронологическая дата помещаемых в Собрание постановлений актов.

211) Майков П.М. О Своде Законов… С. 37.

212) Майков П.М. О Своде Законов… С. 38.

213) Ольденбург С.С. Указ. соч. С. 321.

214) Цит. по Ольденбург С.С. Указ. соч. С. 453.

215) Ольденбург С.С. Указ. соч. С. 468.

216) Уже 6 марта 1917 года Временным правительством был издан манифест, которым подтверждались прежние (до начала русификаторской политики в 1892 г.) права сейма и высказывалась «твердая уверенность, что Россия и Финляндия отныне будут связаны уважением к закону ради взаимной дружбы и благоденствия обоих свободных народов», т. е. принимался финляндский взгляд на отношения России и Финляндии как основанные на унии, а вовсе не на включении Финляндии в России как «неотъемлемой части» последней. Связанность с Россией манифестом провозглашалась только на уровне единства высшей власти и «важнейших общеимперских дел». Но к тому моменту и столь полное признание финских прав уже не удовлетворяло местных стремлений, нацеленных на окончательное отделение [Милюков П.Н. История второй русской революции / М.Н. Милюков. – Минск.: Харвест, 2002. С. 54 – 55].