Русский исторический сборник

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Р >


Русский исторический сборник

--

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
Реклама:

Русский исторический сборник

Протоиерей Александр Балыбердин*

«Открытое письмо верующих Кировской епархии патриарху Алексию» и судьба его автора Б. В. Талантова

8 декабря 1966 г. в эфире британской радиостанции BBC прозвучало «Открытое письмо верующих Кировской епархии Патриарху Алексию», благодаря которому беззакония периода «хрущевских» гонений на Церковь в Кировской области стали известны всему миру. В поле зрения местных правоохранительных органов это письмо попало еще в сентябре 1966 г.[i] Однако сам факт оглашения письма в радиоэфире еще не был достаточным основанием для каких-либо действий против подписавших его кировчан.

Повод для этого возник спустя месяц после публикации письма. 11 января 1967 г. неподалеку от села Рой Арбажского района местная милиция обнаружила тело скоропостижно скончавшейся Афанасии Ребяковой, путешествовавшей по святым местам России. В сумке странницы были обнаружены несколько машинописных копий письма Бориса Владимировича Талантова «Советское государство и христианская религия», направленного им 19 декабря 1966 г. в редакцию газеты «Известия». 14 февраля вызванный в Кировское управление КГБ Б. В. Талантов подтвердил авторство письма, обнаруженного у Ребяковой. В тот же день сотрудник КГБ изъял личный архив Б. В. Талантова, при ознакомлении с которым было установлено, что проживавший напротив Серафимовской церкви по адресу: ул. Урицкого, д.12. кв.1, Б. В. Талантов в течение всей «хрущевской» антицерковной кампании вел статистику гонений на верующих в Кировской области, и что письмо, обнаруженное сотрудниками милиции в сумке Афанасии Ребяковой, было не единственным из написанных им за эти годы[ii].

К этому времени имя Бориса Владимировича Талантова было уже хорошо знакомо сотрудникам госбезопасности. В 1937 г. его 62-летний отец-священник был осужден «тройкой» и помещен в Темниковские лагеря, где умер в марте 1940 г. Еще при жизни отца, 5 февраля 1940 г., Б. В. Талантов ходатайствовал перед прокуратурой о его досрочном освобождении по причине возраста и болезни, но безуспешно — извещение прокуратуры о смерти отца пришло лишь в конце года. Еще раньше в лагере на строительстве Беломоро-Балтийского канала умер Серафим, старший брат Б. В. Талантова, работавший до ареста гидротехником в г. Вологде. По свидетельству самого Бориса Владимировича, все эти годы он, «благодаря своему происхождению непрерывно подвергался угрозам со стороны органов госбезопасности», под давлением которых в 1954 г. был уволен из Кировского пединститута имени В. И. Ленина, где работал преподавателем математики. Уволен по религиозным убеждениям, хотя формально причиной увольнения была выставлена инвалидность[iii].

Устроившись на работу в Кировский филиал ВЗЭИ (Всесоюзного заочного экономического института, ныне — ВГУ), Б. В. Талантов, откликнулся на обозначенное ХХ съездом КПСС разоблачение культа личности И. Сталина тем, что 18 июля 1957 г. отправил в редакцию газеты «Правда» заказное письмо с примерами произвола и беззаконий сталинской эпохи. Письмо не было подписано, но на конверте стояла фамилия «Бородулин». Оно было переправлено в Кировское управление КГБ, где методом сличения почерка было установлено авторство Б. В. Талантова. 29 июля 1958 г., вызванный в органы госбезопасности, Борис Владимирович подтвердил авторство письма и высказал сожаление, что не подписал его по малодушию. Хотя содержание письма по-прежнему оставалось никому не известным, реакция на него последовала незамедлительно — 14 августа 1958 г. Б. В. Талантов был «по собственному желанию» уволен из в Кировского филиала ВЗЭИ, а 21 сентября 1958 г. в газете «Кировская правда» появился посвященный ему фельетон Овидия Любовикова «Из подворотни», который, по словам Б. В. Талантова, «состоял из площадной брани, угроз и клеветы» и убедительно доказывал, что «в СССР беспартийные — бесправные люди, которые подвергаются суровым репрессиям даже за письмо в центральную газету»[iv].

Новое наступление Советского государства на Церковь, начавшееся на Вятке в 1959 г. с запрета Великорецкого крестного хода, не могло оставить Б. В. Талантова безучастным. Как единственный в областном центре и к тому же кафедральный храм, Серафимовская церковь, возле которой проживал Борис Владимирович, являлась в те годы подлинным центром духовной жизни Вятской епархии: здесь служили кировские епископы Поликарп (1957–1962) и Иоанн (1962–1966), здесь собирались паломники, отправлявшиеся в Великорецкий путь, сюда на большие праздники приезжали верующие со всех уголков Кировской области, рассказывая о творимых на местах беззакониях.

Опираясь на их живые свидетельства, Б. В. Талантов обращался[v]:

- 31 октября 1960 г. — в редакцию журнала «Наука и религия» с письмом, опровергающим методы и приемы атеистической пропаганды;

- 30 мая 1961 г. — в редакцию «Журнала Московской Патриархии» с письмом о несвободе христианских церквей в СССР;

- 19 февраля 1963 г. — в редакцию газеты «Известия» (печатного органа Верховного Совета СССР) с письмом «О массовом разрушении памятников церковного зодчества в Кировской области»;

- 20 февраля 1963 г., 19 марта 1965 г. и в августе 1965 г. — к Святейшему Патриарху Алексию с письмами о закрытии в г. Кирове Феодоровской церкви, незаконном запрете на совершение треб на дому и других нарушениях прав верующих.

Логическим продолжением этих обращений Б. В. Талантова стали написанные им в 1966 г. письма — Святейшему Патриарху Алексию (июль) и в редакцию газеты «Известия» (декабрь), на этот раз привлекшие серьезное внимание правоохранительных органов. Всего вместе с Б. В. Талантовым подписи под «Открытым письмом верующих Кировской епархии Патриарху Алексию» поставили 12 человек: восемь кировчан — Георгий Тимофеевич Ворончихин, Иван Семенович и Екатерина Матвеевна Халявины, Викентия Дементьевна Царегородцева, Евдокия Владимировна Жаровцева, Параскева Васильевна Машковцева, Екатерина Ивановна Овечкина; трое жителей г. Нолинска — семинарист Одесской Духовной Семинарии Никодим Каменских, Клавдия Гавриловна Овечкина, Евдокия Савельевна Лыжина, а также Аграфена Дмитриевна Зырянова, проживавшая в г. Белая Холуница[vi].

По свидетельству уполномоченного Совета по делам религий в Кировской области Б. Родина, содержание их письма стало известно местным властям еще в сентябре 1966 г., задолго до публикации в зарубежной прессе — отвечая на вопрос Б. Родина во время беседы, состоявшейся 28 сентября 1966 г., епископ Иоанн сообщил, что знает о жалобе Б. В. Талантова[vii]. Тогда же — 2-го [viii] и 30 сентября[ix] — владыка Иоанн был дважды вызван в Патриархию, возможно, в связи с письмом кировских верующих. Однако, судя по тому, что Патриархия не стала предпринимать никаких перемен в управлении Кировской епархией, их письмо было расценено как одна из рядовых жалоб. Неожиданно, 9 ноября владыка Иоанн заболел и был с подозрением на аппендицит госпитализирован в Третью больницу г. Кирова. Операция вызвала инфаркт миокарда, от которого владыка скоропостижно скончался 17 ноября 1966 г. Временное управление Кировской епархией было поручено Вологодскому епископу Мелхиседеку[x].

Возможно, ни церковные, ни светские власти так никогда и не придали бы большого значения «Открытому письму верующих Кировской епархии», если бы 8 декабря 1966 г. благодаря британской радиостанции BBC оно не стало известно всему миру. О том, каким был ответ правоохранительных органов на выступление кировских верующих, мы знаем из жалобы Б. В. Талантова Генеральному прокурору СССР, поданной 26 апреля 1968 г.[xi] Б. В. Талантов сообщает, что «Открытое письмо верующих Кировской епархии Патриарху Алексию» было написано в конце июля 1966 г. и направлено в Москву с Афанасией Ребяковой. В Москве Афанасия Ребякова перепечатала письмо на машинке и один его экземпляр передала в Патриархию, а остальные экземпляры раздала своим московским знакомым. Каким образом это письмо было передано за границу и попало на радиостанцию BBC, Б. В. Талантов не знал и сожалел, что там оно было использовано в политических целях[xii].

Несмотря на то, что уже 14 февраля 1967 г. Б. В. Талантов подтвердил авторство письма, оно, тем не менее, было объявлено анонимным и потому не заслуживающим никакого доверия. Поэтому 22 марта Б. В. Талантов вторично свидетельствовал о его подлинности — на этот раз в пятом письме на имя Святейшего Патриарха Алексия. Когда в апреле 1967 г. кировчане, подписавшие письмо Б. В. Талантова, были вызваны в Кировский горсовет, то, несмотря на угрозы секретаря горсовета Л. Останиной, никто их них не отказался от своих подписей. Более того, 20 мая четверо из них в новом письме Патриарху еще раз подтвердили свою причастность к этому документу[xiii].

Большая часть жалобы Б. В. Талантова на имя Генерального прокурора СССР посвящена статье О. Любовикова «С открытым забралом», опубликованной газетой «Кировская правда» 31 мая 1967 г. и ставшей еще одним актом расправы с подписавшими письмо мирянами. В статье О. Любовикова Б. В. Талантов назван сочинителем «бесстыдных клеветнических писулек», связанным с враждебными СССР «эмигрантскими центрами». Б. В. Талантов предположил, что материалом для статьи О. Любовикова послужили рабочие конспекты, изъятые сотрудником 14 февраля при обыске его квартиры, и аргументированно отпроверг все незаслуженные обвинения в свой адрес[xiv].

Из этой же жалобы мы знаем о расправе с подписавшими письмо прихожанами. Еще до появления статьи О. Любовикова — 29 мая 1967 г. семинарист Никодим Каменских, по требованию местного уполномоченного Совета по делам религии, был исключен из Одесской Духовной семинарии. По возвращении в г. Нолинск местная милиция еще долго отказывала ему в получении прописки. Не меньшему давлению подверглись и другие верующие. На следующий день после публикации в «Кировской правде» И. С. Халявин был уволен с работы «по собственному желанию». Не вынеся клеветы, обрушившейся на их семью в результате этой публикации, жена Б. В. Талантова Нина Агафангеловна перенесла инсульт и скоропостижно скончалась 16 сентября 1967 г. Несмотря на последнее желание супруги, Борис Владимирович так и не смог ее пособоровать, так как решением властей требы на дому были запрещены. Все эти события приблизили также и смерть А. Д. Зыряновой, скончавшейся в г. Белая Холуница 27 декабря 1967 г.[xv]

О последних годах жизни Б. В. Талантова протоиерей Владислав Цыпин сообщает следующее: «В провинции репрессивные органы действовали более решительно, чем в столице. 12 июня 1969 г. Борис Владимирович Талантов был арестован и осужден на два года лагерей. Его содержали в таких условиях, что он тяжело заболел; актированный по болезни он скончался в неволе за несколько часов до освобождения 4 января 1971 года»[xvi]. В 1981 г. имя Б. В. Талантова было внесено в список новомучеников и исповедников Российских, утвержденный Архиерейским собором Зарубежной Русской Православной Церкви с указанием совершать его память ежегодно 4 января (22 декабря по ст. стилю)[xvii].

Судя по тому, как решительно были пресечены правоохранительными органами Кировской области выступления Б. В. Талантова, можно сделать вывод о том, что инерция сталинской модели управления обществом в конце 1960-х гг. здесь была еще достаточно сильна.

Примечания

* кандидат исторических наук, секретарь Вятской епархии.

[i] ГАКО. Ф. Р-2169. Оп.45. Д.16. Л.87.

[ii] Там же. Лл.91-93.

[iii] Там же. Лл.93-94.

[iv] Там же. Лл.94-95.

[v] Там же. Лл.68,78,96.

[vi] Там же. Л.74.

[vii] ГАКО. Ф.Р-2169. Оп.45. Д.16. Л.87.

[viii] Там же. Л.56.

[ix] Там же. Л.70.

[x] Там же. Лл.86,87.

[xi] ГАКО. Ф. Р-2169. Оп.45. Д.9. Лл.90-109.

[xii] Там же. Л.90.

[xiii] Там же. Л.91-92.

[xiv] Там же. Л.108.

[xv] Там же. Лл.93,94,97.

[xvi] Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской Церкви в 1917-1997 гг. М., 1997. С.412.

[xvii] Троицкий православный русский календарь на 1998 год. Издательство типографии преп. Иова Почаевского Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле.

Вернуться к оглавлению

Русский исторический сборник. Выпуск II. М., 2010.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку