Александр Круглов

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >


Александр Круглов

2005 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Александр Круглов

Последняя война

Часть вторая

ТРИАДА ВОЙНЫ

33. Рассудительность и подсознание – несовместимы

–1–

Преподобный и богоносный отец наш Серафим Саровский говорил, что целью духовной жизни православного христианина является стяжание «мирного духа», обыкновенно посещающего человека ненадолго. Но и это совершенно изменяет жизнь сподобившегося такого счастья. Святые Отцы учат, что мирный дух – благодатное состояние души, когда стихают мучительные и страстные движения ума, сердце наполняется умилительной сладостью и любовью к Богу, а в душе воцаряется желанная тишина, мирный покой и несказанная радость.

«Входит ...по временам незаметно во все тело некое услаждение и радование, чего плотской язык не может выразить... Но когда найдет на человека это услаждение, бьющееся в целом теле его, тогда думает он... что и царство небесное не иное есть, как именно это».

Красноречиво свидетельствуют о духе мирном поучения Исаака Сирина.

К человеку в эти благодатные мгновения с особой силой приходит и покаянное чувство. Пред его духовным взором стремительно проходит бесконечная череда прошлых греховных поступков, злобы, обиды, ожесточения. Особенно остро осознается мера преступления перед Господом нашим Иисусом Христом. Душа, взирая на открывшиеся глубины своего падения, слезно сокрушается о содеянном. Но чем острее сокрушение, тем лучше очищается ум от былой скверны, тем большая сладость приходит в сердце, пока, наконец, не начинается, по слову преподобного Исаака Сирина, «духовное созерцание ума, состоящее в том, что он приходит в изумление и постигает, что было и будет»!

Мирный дух кроме духовного утешения приготовляет христианина к будущему несению очистительных скорбей, приводит поврежденный грехом разум в естественное состояние, возвращая ему прежнюю рассудительность. Авва Исаак Сирин согласно с подобными ему высочайшими столпами духовности ясно сказал нам: «Выше всякой добродетели рассудительность». Значит, рассудительность – царский дар. Но его получает не всякий желающий, а только тот, кто многими трудами и скорбями очистил свою душу от скверны.

«Ибо больной сперва смиряется и прилагает попечение о выздоровлении от своих недугов, а потом уже домогается сделаться царем; потому что чистота и душевное здравие суть царство души».

 

–2–

 

Современная цивилизация требует умения приспосабливаться к ускоряющемуся ритму жизни. Мирный покой сменяется стремлением к уродливому забытью, безвольной покорностью бурному житейскому потоку. Этот полусон требует быть самым быстрым, скорым, умным и удачливым. Но чем быстрее и удачливее человек, тем холоднее его сердце и крепче смертный сон разума. Спящая совесть уже не препятствует греху, дозволяя переступать через менее удачливых.

Спокойствие сменяется непрерывным и лихорадочным возбуждением.

Лихорадочность, рождающая безликую жизнь-забвение, в лучшем случае бесполезна. Время все равно не догнать, от смерти все равно не убежать. Каких бы высот человек ни достиг, наступит время того, кто будет выше тебя. Такая гонка – абсурд. И все же она – лицо нашего времени. В безумном соревновании с невидимым соперником не очень ясно: то ли общество от кого-то убегает, то ли кого-то догоняет.

Соперников на самом деле два. Один из них – смерть, люто страшащая любого человека, не ведающего сладости вечности. Человек всеми силами стремится хоть на мгновение опередить догоняющее его небытие, о котором не смеет и подумать, ведь даже мысль о смерти нестерпима до умопомрачения. Это ненормально, но в человеческом плане хоть как-то объяснимо.

С другим соперником всё обстоит сложнее. Это Сам Бог! Гордый разум торопится догнать ускользающую Божию беспредельность и доказать превосходство все нарастающей мощи человеческого безумия над совершенством Бога.

В итоге, общество оказывается как бы запертым в узком пространстве между временем и вечностью – от одного убегает, другую догоняет. Как просто, оказывается, демоны научили человека такому неосознанному богопротивлению.

Так вот, в нарастающем ритме жизни человек ищет «абсолютное небытие». Не пугающая вечная смерть, не вечная жизнь, а просто – исчезновение.

Покой и любовь делают человека сопричастным вечности и Истине. Возбужденный же бег вдогонку ускользающему времени, напротив, лишает человеческое существование всякого смысла. Вот он – Прогресс, ведущий в никуда! В сущности, здесь уже не важен и сам характер возбуждения. Радостное оно или горькое, злое или «доброе». Все это – волны одной душевной бури, а она непременно скрывает в себе зло. Увы, мы почти перестали его замечать. Какой же ужасный мир строит несчастное человечество, опрометчиво оставившее истинность Христовой Веры! Общество насквозь пронизано духом обмана. Если человек не обманывает никого, значит усердно занят самообманом. Кончаются такие эксперименты над собой и ближними неизменно – трагедией.

 

–3–

 

Ветхозаветный царь Соломон, построил первый и единственный Иерусалимский Храм. Внутри него он поместил «медное море» (3 Цар.7, 21). В Откровении Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова тоже упоминается «море стеклянное, подобно кристаллу» пред престолом Божиим (Откр. 4, 6). Еще раз о нем говорится так:

«И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии» (Откр. 15, 2).

Стеклянное и медное моря, конечно – образы символические. В противоположность морю человеческих страстей оба эти моря не поддаются возбуждению. Святитель Андрей Кесарийский так говорит в толковании этого места: «Стеклянное море, думаем, означает множество спасаемых... А что там смешен огонь... разделить его можно на два действия... одно, сжигающее грешников, – другое, просвещающее праведников. Можно же под огнем разуметь и Божественное ведение и животворящую благодать Духа».

Таким образом, спасение сопровождается действием огня благодати Святаго Духа, выжигающего всякую скверну и просвещающего спасающихся, приводя их к добродетельной рассудительности. В противоположность суетному непрестанному движению «морских волн» – общественных процессов, спасающиеся по-своему недвижимы и безмолвны, сосредоточено внимая Единому Богу.

Единство и неподвижность стеклянного моря, насыщенного огнем, символически изображает святость соборного единства христиан. В нем Истина – достояние одновременно всех и каждого в отдельности. Это и единомыслие – высшее проявление разума, когда человеческое сознание становится безграничным, выходя за пределы индивидуального, и являя собою полную противоположность «подсознания», подавляющего разум.

Православному стоянию духа окружающий мир противопоставляет непрестанное «броуновское» движение своих мудрований. Порядку, обустроенности противостоит беспокойство хаоса, который становится «нормой жизни».

«Зачем мятутся народы и племена научаются тщетному?» (Пс. 2, 1)

Однако возбуждение, хотя и лишает общество покоя и бесстрастия, но все еще не дает злу окончательной победы в его нескончаемой войне с человечеством. Беззаконию еще нужно суметь воспользоваться обманутыми и возбужденными людьми, так стравить друг с другом, чтобы крепко-накрепко связать их разум злобой.

Но и этого тоже недостаточно. Даже связанный злом еще может сорвать с себя его путы. Чтобы этого не случилось, надо совсем лишить его сил. Главным и проверенным способом истощения любого общества является особое возбуждение, рожденное страхом. Душа человека мечется, хочет вырваться из состояния томящей тревоги – ищет лекарство от страха. Но беззаконие подменило настоящее лекарство – покой, на анестезию – забвение.

Падший мир услужливо предлагает множество таких средств: от водки, наркотиков, индустрии развлечений, фашизма и терроризма, до мистического восторга – радостного возбуждения от… собственной близящейся смерти.

Обольстить ум чаще всего несложно, но сердце все равно томится в ожидании беды. Его так просто не проведешь! Но, увы, вместо того, чтобы найти источник тревоги, человек занимается самообманом – старается не думать о беде. Так еще одна часть сознания становится «подсознанием», то есть выходит из-под контроля разума, и в ней прячется причина страха. Возникает странная ситуация. Кажется внешних оснований для тревоги нет, но сознание, сохраняющее некоторую связь с «подсознанием», чувствует ее, хотя обычно уже не понимает ни источника, ни степени нависшей над человеком угрозы.

Отсюда и возникают распространенные навязчивые состояния – фобии, нередко вызванные совершенно ничтожными раздражителями, которые давно уже исчезли. Жизненный эпизод, в котором человек так глупо защитил себя от реальной угрозы, опрометчиво спрятав реальность в «подсознании» – закончился. Однако реальность, став в «подсознании» уже «виртуальной», продолжает существовать, разрушая больной разум.

Так, даже маленькая неприятность в потерянном для разума сознании трансформируется в ужасного непобедимого монстра. Страх разрастается тогда до нестерпимости и уже не может сдерживаться силами «подсознания», проявляясь в виде непонятной и непрекращающейся тревоги.

Последствия подобного напряжения часто приводят к нервным и психическим расстройствам. Одновременно нарастает безволие, за которым следует уже распад личности. Цель беззакония достигнута: «Крепкий связан и обессилен, жертва готова, пора начинать черную мессу»!

Теперь только страх Божий может спасти человека. Такой страх не убивает рассудок, но умиротворяет человеческую душу и, как умелый целитель, снимает с поврежденного безумными страхами ума коросту иллюзий и ложных страхований, возвращает утерянные душевные силы. «Мирный дух» и буйство «подсознания» разделяет бездна злобы!

«Тайне беззакония» для овладения бессмертными людскими душами нужно, чтобы человечество последовательно истощало себя разнузданными страстями.

Всякая страсть – болезнь, необратимо отнимающая силы, даже если психического или нервного расстройства при этом не наступает. Если же общество становится местом разгула страстей, оно достаточно быстро достигает своей духовной, психической, нервной и физической немощи. Причем бессилие нарастает из поколения в поколение.

Хотя об этом не принято говорить, но это все – отнюдь не новость для человечества. О нарастающем наследственном истощении людей известно с самых древних времен. Достаточно вспомнить хотя бы культуру древней Эллады.

Древнегреческие философы и писатели, анализируя свой героический эпос, сами отмечали с унынием, что со времени знаменитого Геракла каждое последующее поколение героев было существенно немощнее предыдущего. В этом они справедливо видели неминуемость вырождения человечества.

Пророчества древних сбылись, но лишь отчасти. Они оказались совершенно справедливыми для человечества, отвергающего Господа нашего Иисуса Христа. Но сказанное не имеет никакой силы в отношении «малого стада Христова – Православной Церкви». Здесь действуют совсем иные законы и пророчества.

Мир умирает без Христа, это правда. Но он же возрождается во Христе. Это – истина! Истощение или восхождение от силы в силу заключается только в вере. Мера истинности веры делит человечество на живых, мертвых и умирающих. Вся же полнота Истины – только в Православии.

На мистическом восторге и агрессивности строился «Тысячелетний Рейх». В таинственных рунах древних готтов-ариев, в Валгалле и валькириях, в непобедимом Зигфриде и его мече Нотунге черпал Третий Рейх свои победоносные мистические силы. Безрассудный воитель упивался своей избранностью: «Я молод и могуч, и так будет вечно!» Старость, однако, наступила гораздо скорее, чем он полагал. «Тысячелетний» простоял... тринадцать лет, столько было отпущено его безумству. Но и этого было довольно, чтобы изрядно потрепать взбалмошную Германию. Оказалось, что могучая «сила жизни» была… мощью агонии. К сожалению, этот опыт не был правильно оценен.

Мистика якобы атеизированного Коммунизма тоже немало помучила Россию за недолгие семьдесят лет его власти. Возможно, что и он, подобно своему «собрату» – Рейху, не протянул бы и того срока. Но Россия – государство совершенно особенное, через нее преимущественно исполняются судьбы мира.

Коммунизм, невольно конечно, но служил приготовлению России и Церкви к трагическим событиям Последних Времен. Под покровом «железного занавеса», невидимый для развращенной Западной цивилизации, рождался младенец «мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным». Вдали от чужого взгляда, в тиши молитв, в духовной брани невидимых миру Христовых воинов мужает русский «Удерживающий».

Возбуждение и злость первых лет «перестройки» за очень короткий срок привели наше общество к тяжелому духовному опустошению, которое непреодолимо без полнокровного духовного возрождения народов России во Христе. Но велика милость Божия к нашему Отечеству! Именно такое возрождение и происходит сейчас на фоне тяжелейших социальных и национальных потрясений.

Жестокие удары нелегкой русской доли сотрясали до основания наше Отечество все последние сто лет, но они же явились теми могучими ударами молота, которыми куется меч апокалиптического непобедимого воинства Христова. Так слезами и огнем закаляется булатный меч России!

 

–4–

 

Как уже говорилось, ложь и злоба – две стороны одной «медали». По мере духовного, психического и физического истощения злоба все чаще начинает скрываться под маской недовольства и обиды. Таковы «плоды истощения».

В современном обществе происходит постоянное нарастание обиды.

Собственно обида – бессильная, во всяком случае до времени, злоба. Но и она может иметь самые неожиданные проявления. Очень часто за житейской добротой и неконфликтностью людей скрывается не любовь, а… отсутствие сил на настоящую злобу. Мнимая душевность защищает истощенную страстями нервную систему, сохраняя ее таким образом от неминуемого разрушения. Но как только появляются силы, хоть на миг, тут же возвращается и неприкрытая злоба.

По мере общего ослабления человечества происходит опасная эволюция злобы открытой в злобу прикровенную. Открытый грех все чаще сменяется сокрытым в глубинах сознания затаенной обидой.

Христианство преобразило мир – причем не только христианский. Оно вдохнуло в ветхое от греха человечество новые жизненные силы и молодость. А человечество эти силы снова растрачивает на разъедающие его страсти, которые уже не раз затягивали его в гибельный водоворот событий. Ведомое злобой, несется общество по кругам ада, с каждым разом все больше приближаясь к затягивающей души воронке самоистощения. Оттуда все тяжелее выплывать – стареющий организм не так ловок, силен и вынослив как прежде. Явственно близится роковой день, когда последствия греха примут необратимый характер.

Можно вновь привести исторические примеры монголов, шведов, поляков, французов, которых нелегкая занесла на бескрайние просторы Руси, где они были нещадно биты за свою дерзость русским христолюбивым воинством. Но их армии оставляли на наших полях не только погибших. Таяли духовные силы нации, великие некогда народы становились заурядными. Шли века, а та мощь так и не восстановилась. «Пропал, как швед под Полтавой».

Но дело здесь совсем не в особенной силе русского «суперэтноса». Причина состоит только в живоносности самого Креста Христова – неистощимого источника жизни. Пока Русь единодушно была с ним, «лихо» всегда проходило мимо, а силы Руси при всех ее бедах и напастях только приумножались.

В житиях святых, особенно первых веков христианства, ярко видна та невероятная сила любви и бесстрашия, которую они черпали в Христе. Их великие молитвенные и мученические подвиги представляются сейчас маловерными, более сказками, чем былью. Наш рациональный ум почти не может вместить величия прежних гигантов духа. Но древние подвиги были на самом деле. Просто в мире незаметно произошло умаление истинной Веры. Не Бог умалился, а человек и его сознание. Так уже бывало в русском обществе, например накануне революционного переворота. Господь не оставил тогда погибающую от страданий Россию, неожиданно для всех просиявшую таким сонмом новомучеников, которого еще не знал христианский мир!

Какие немыслимые страдания переносили мученики первых времен! И ведь часто они шли на них добровольно. Внутренняя крепость их бывала такова, что сами мучители выбивались из сил при пытках. Страстотерпцы же после всех глумлений представали пред изумленными нечестивцами совершенно невредимыми.

История свидетельствует, что еще незадолго до этого все было по другому.

Из Библии, на примере Палестины мы можем убедиться, каким неизлечимо больным и немощным было человечество перед приходом Спасителя. Народы переживали не просто состояние тяжелой неизлечимой болезни. Происходившее тогда более всего напоминало физическую, психическую и духовную агонию тяжко умирающей дохристианской цивилизации.

Славным Христовым Воскресением весь мир враз изменился. Благодатью Святаго Духа в него влилось ликование новой преображенной жизни. Отсветом христианской святости просиял и изменился даже нелепый сумрачный нехристианский мир. Человечество вновь по-молодому расправило свои сгорбившиеся было старческие плечи. Так помолодел некогда Египет с приходом к нему благословенного Израиля. С христианством пришла новая молодость мира!

Шли столетия. Минули уже два тысячелетия с той славной поры. Многие ревностные ранее христианские народы угасили былой пламень своей веры. Для них теперь наступило теплохладное тление. Сначала они решили подстроить святость Церкви под свои умствования – начались ереси. Затем многие оставили веру вовсе. Конечно, свет Солнца Правды – Христа не стал от этого менее ярким. Только вот слишком многие отступившие от истины уже не могут противостоять нарастающей злобной агрессивности мира. Они покоряются злу, которое уже не выпустит их из своих гибельных объятий вплоть до полного их погубления. Беззаконие, само не знающее покоя, никогда не даст его никому из поверженных.

 

–5–

 

В средние века в неправославной Европе огромной известностью пользовался уже упоминавшийся трактат-инструкция по борьбе с ведьмами – «Молот ведьм», в котором авторы невольно раскрывают ужасающую картину самоуничтожения европейской цивилизации, отпавшей от истинной Веры. Это было время борьбы неистовой «ревности не по Бозе» и бешеного сатанизма.

Дух злобы умудрился столкнуть между собой уже не только разные народы. Мистическая война дошла... до полового уровня, поразив первооснову общества – семью! Жены-ведьмы, иногда мнимые, но слишком часто истинные, заполонили Европу от края до края мистическим ужасом. «Правоверные» католики и протестанты наполнились религиозным экстазом, более всего напоминавшим бабью истерику. Мужи от великого страха решились на самые крайние меры, взявшись «тотально» сжигать свою «слабую половину». Обезлюдели процветающие и многолюдные до того земли, исчезали в небытии огненной страсти многие невинные. Неутомимые костры «человеколюбивых» отцов-доминиканцев споро поглощали как деревни и села, так и целые города. Европа в упоении безумной страсти-ужаса несколько столетий сжигала сама себя. Так погибала душа Европы.

Чтобы ревность и ненависть не угасли сами собой, находилось довольно сатанистов-поджигателей. Ими становились самые неистовые представители обеих воюющих сторон. Заводилы не давали утихнуть пылу огненной войны, ведущейся «правоверными» с еретиками и ведьмами, жертвы множились. Самые же лукавые «поджигатели» пострадали, по обыкновению, гораздо меньше безвинных.

Ведьмы и инквизиторы. Ничто их не объединяет, кроме необъятной ненависти и безмерного страха. Однако, как уже говорилось, у них существенно больше общего, чем различного. Об этом невольно свидетельствуют сами авторы «Молота ведьм». Оказывается, церковное католическое начальство получало при «необходимости» благословение самого папы (!) обращаться к ведьмам и колдунам за помощью, когда они полагали, что на них наведена порча! Ведьмы, которых так охотно посылали на костер, «лечили» пострадавших теми самыми средствами, за которые их же сжигали. Католицизм, по сути, обращался к сатане, чтобы последний выручал из беды его блудливых чад. И ведь действительно выручал!

Если ревностная католическая Инквизиция находила возможным прибегать к защите темных сил, значит она и сама не была им чужда.

Состояние общества, подобное прошлой истерике самоуничтожения эпохи Инквизиции – достояние не только «дикого средневековья». Феномен этот все еще не получил должного анализа отпавшего от Православия Запада. Скверный дух и сейчас, подобно известному марксову «призраку коммунизма», зловеще бродит по Европе в поисках человеческой добычи. Да и не только там...

 

–6–

 

Как и всякая болезнь, болезнь духа подчиняется некоторым закономерностям. Она может быть побеждена либо нужными лекарствами, либо самим организмом больного, либо не оставляет человека до самой смерти, принимая временами острые формы, в остальное же время – хронические.

Так обстоят дела с духовными болезнями Запада. Причина их – поражение Веры ересями. Лекарство – Истина. Ее как не было на Западе, так и нет. Соответственно, нет никаких оснований ожидать исцеления. Более того, болезнь все время усугубляется. Ереси уже давно разрослись до прямого кощунства.

Болезнь, принимавшая в средние века крайне острые формы, сейчас несколько попритихла, хотя и прорывается по временам Мировыми Войнами. И Запад стал старее, и болезнь застарелая. Сейчас некоторым кажется, что прежних взрывов ненависти больше не будет. Это не так. Зло не намеренно дать «больному» покой. Исцеления же не произойдет, пока не будет использовано правильное лечение. В противном случае смерть становится неизбежностью. Человеку это не под силу, а Бог – всесилен и легко может исцелить даже на смертном одре, как произошло в евангельском исцелении расслабленного:

«И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой» (Мф. 9, 2–6).

Здесь ясно указана изначальная причина всякой болезни – грех! Можно было бы исцелить человека, оставив причину его болезни, но тогда другая хворь вскоре снова поразила бы организм. Поэтому Господь поступает иначе, лишая болезнь ее первопричины. Как бы шло исцеление, если не вмешательство вечно недовольных фарисеев – неизвестно. Господь же, как следует из Евангелия, повелевает, в назидание всем неверующим, немедленному исцелению.

Не всем Господь давал отпущение грехов. Здесь – дал. Однако и этим даром можно распорядиться неблагоразумно. Существуют предания, что именно так и случилось с тем исцеленным, который обратился к прежней греховной жизни. Но теперь прежняя страсть превзошла все пределы, став богоборчеством!

Когда обессиленный глумливыми побоями Господь терпел от безумных иудеев заушения, то одним из «шутников», ударявших Христа исподтишка и требовавших назвать, кто это сделал, был... бывший расслабленный! Теперь он свободно ходил, думая, что более не имеет нужды во Христе.

 

–7–

 

Вот так неблагодарный человек «отблагодарил» Божественного Целителя. Поведение бывшего христианского Запада более всего напоминает историю этого человека. Подобно ему, наносит он коварные удары по православному миру и каждый раз с глумливым участием спрашивает: «Ах, да кто ж это наделал?»

Тяжелая духовная болезнь Запада в прошлом давала такие неслыханные осложнения, которые было невозможно представить у его более благоразумного собрата – Восточного Христианства, сохранившего полноту Истины. Время многое сгладило. Но то, что возникло раз, вполне может повториться ещё...

Поразительно массовыми были «эпидемии» средневекового ведьмачества, захватившие некогда средневековую Европу. Причина состояла в том, что умаление духа христианской любви привело к усилению власти тьмы, и это породило навязчивое чувство страха и тревоги. Люди, потерявшие Правду, нелепо пытались найти утешение от страха в… злобе.

Отпадение от Веры во всесилие Творца неизбежно приводит к вере во всесилие мирового зла. Человек тогда начинает служить злу, думая, что в нем и заключается добро. Другие ложно полагают, что властвуют над злом. Оба самообмана равно приводит к нарастанию безотчетной тревоги, которая временами прорывается открытым ожесточением кровопролитных войн. Последние, разумеется, никогда не приводят к исцелению!

Атмосфера ужаса столетиями подавляла дух радости жизни и католиков, и протестантов. Так продолжалось до тех пор, пока уставшие до изнеможения народы не выдохлись от ужаса мистицизма, ведьмачества и ведьмоискательства. К сожалению, в человеческих и общественных отношениях победил не столько здравый смысл или возвратившаяся Христова любовь, сколько духовная усталость и хроническое психическое изнеможение. Костры, возносящие небесам проклятия сжигаемых и злорадный ужас сжигающих, перестали коптить небо над несчастной еретической Европой вовсе не от любви.

Казалось бы, мир и покой должны воцариться в обществе, уставшем от непрестанных кровавых жертвоприношений довольным демонам.

Неистовая религиозность Инквизиции сменилась религиозной аморфностью и атеизмом. Атеизм стал некоторым «лекарством от страха». Точнее говоря, даже не лекарством, а обезболивающим препаратом, создающим иллюзию исцеления. Страх был загнан вглубь души… Этим неуклюжим изобретением европейской духовной медицины «подсознание» расширилось до таких размеров, что вместило новое оружие беззакония против нее, а сама болезнь Европы из острой фазы на время перешла в хроническую.

Такое «лечение» на самом деле может оказаться похлеще прямого убийства.

Времена шли. Человек все больше привыкал к новому обману. Теперь он внушал себе, что смерти нет вовсе. Все, конечно, знали, что она на самом деле есть, но жили мгновением времени, как будто были бессмертны. Такое патологическое состояние показывает меру безбожного безумия, особенно ярко проявляющегося в последнее время. Назвать по-медицински эту форму общественного помешательства затруднительно, но именно безумие стало нормой жизни.

Женщины при помощи косметики и пластических операций делают вид, что им по двадцать лет, а не далеко за шестьдесят. Мужчины отважно смотрят «крутые» фильмы с массовыми убийствами, щекоча ими свои дряблые нервы. Как будто это они сами такие отважные и мужественные, а не немощные и безвольные. Древние старухи красятся губной помадой, как юные снегурочки. При этом все вместе делают вид, что смерти для них-то уж точно не будет.

В клинических формах это проявляется, например, в виде такой психической аномалии, как садизм. Человек от боязни смерти пытается внушить себе свою мнимую власть над нею. К чему это приводит, комментировать не надо.

 

–8–

 

Только в Православии заключается правильное понимание и отношение к жизни и смерти. У православных нет нужды «дразнить смерть», показывая тем самым страх перед неизбежностью своей кончины.

Вот как укрепляет всех верных Христу божественный Апостол Павел. «Поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15, 55–57).

Можно предположить, что истоки многих нынешних кровопролитий имели своим побудительным мотивом тот самый патологический страх людей пред смертью. Именно он обнаруживает себя во время военных действий в виде уродливого садистского синдрома у солдат. Война в таком случае является массовой психической и духовной эпидемией. Причем, как сказано у Апостола, сила смерти заключается в законе. Вернее всего предположить, что в случае войны под ним следует понимать не нравственный закон, а некое законничество, ищущее нравственную правду в убийстве.

Таким странным и нелепым образом неправославный человек безуспешно намеревается победить свой животный страх перед небытием. Столетиями человечество живет в нестерпимом ужасе, перестав замечать это!

«Смерть грешников люта» – говорит царь-пророк Давид. Так что, как ни мудри, а уж на смертном одре все всегда становится на свои места, но исправить уже ничего нельзя. Окаянная жизнь прожита до самого дна...

Страх смерти занимает намного больше места в нашей жизни, чем принято полагать и чем это положено нашему естеству. Он лишает человечество истинных радостей земной жизни, но увы, сам почти незаметен. Проклятое «подсознание» все более поглощает больной человеческий разум.

Надо бы излечиться от этой дурной болезни. Но для этого надо вернуть себе полноту Православной Веры. Иного пути нет, но гордость этого не дозволяет.

Итак, после бурной эпохи Инквизиции ведьмачество как будто притихло. Вековая усталость проходила, возвращались мало-помалу силы, отданные страху и демонам магии. Но наступало ли время покоя? Как бы не так! Эпоха Инквизиции скоро сменилась новой, с неизмеримо большими жертвами.

На смену религиозной ненависти пришла ненависть классовая. В тот самый год, когда в Кракове, в панской Польше была сожжена последняя ведьма, на другом конце Европы, во Франции началась новая война. Сатанинским буйством черной мистерии страшной богопротивной Революции был зверски казнен законный король Франции и ревностный католик – Людовик XVI. Настала эпоха социальных революций.

Во времена Инквизиции в войне преобладала ее мистическая составляющая. Впоследствии место неуемной религиозной ревности и явного богоборчества заняла религиозная теплохладность. Маловерие в сочетании с атеизмом надежно скрыли по-прежнему религиозный характер войны против человечества. Отныне он становится для неправославных людей размытым и неявным. Доминирующим же фактором Войны «тайны беззакония» против современной цивилизации теперь становится новая болезнь – Чудовище Идеологии.

Вернуться к оглавлению

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку