Александр Круглов

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >


Александр Круглов

2005 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Александр Круглов

Последняя война

Часть вторая

ТРИАДА ВОЙНЫ

30. "Камень егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла"

–1–

Эти глаголы Писания ежедневно возглашают священнослужители пред Царскими Вратами на утреннем богослужении во всех православных храмах. Церковь непрестанно возвещает миру, что человек в суете напрасно пренебрегает Божиим и с настойчивостью, достойной лучшего применения, надмевается величием собственного разума. Ему кажется, что все подвластно ему. Однако мера заслуги человеческого разума в гармоничном устроении вселенной не просто ничтожна – ее практически нет. Все рациональное, разумное и непоколебимое строится только на крепком фундаменте Веры. Прочее – ложно, тленно, предается попранию.

Государство, как и любой человек, имеет «душу» и «плоть». Плоть видна в системе государственного устройства, в работе государственного аппарате и тому подобном. «Душа» же в основном бывает невидима. Лишь отчасти она осознается людьми в некоторых проявлениях государственного единства.

Видимость бурной жизни государственной машины – ее «плоти», еще не означает, что государство процветает. Машина может бесконечно совершенствоваться, но в это самое время «душа» может медленно умирать, лишаясь своей жизненной силы. И напротив, гибель государственного аппарата не означает, что погибла его живая «душа».

Мы все стали свидетелями подобных процессов в России. Гигантский колосс распавшегося СССР еще недавно казался незыблемым, но пал в один день, разрушенный небольшой кучкой даже не очень умных злодеев. Дело, правда, не в их якобы необыкновенной мощи, а в том, что государственный механизм рухнувшей державы давно уже был подточен беззаконием. «Душа», соединившая триста миллионов людей в союзное государство, медленно умирала. Требовался только последний удар по братским чувствам народов Империи, чтобы она на радость врагу отделилась от «плоти». Сей-то удар и не замедлил.

Советский Союз умер не естественной, а насильственной смертью, произошло убийство! Грех подобного злодейства вопиет к небесам об отмщении. Не случайно, что издревле земные законы всегда наказывали такое преступление только смертной казнью. Могут возразить, мол, «душа» государства при переворотах часто погибала, но люди-то оставались живы. А вот уничтожить тоталитарный Коммунизм – вообще великое благо всему народу. Грех разрушения государства, стало быть, не столь и велик для наказания смертью.

Это не так. Грех сей огромен. Много людей уже сложили из-за него головы в военных конфликтах. Талантливые умы, ставшие бомжами, замерзают пьяными в сугробах. Распадаются семьи. Изменение социальной среды стало таким потрясением для людей с некрепкой психикой, что они утратили всякую способность к труду в коллективах, замкнувшись в растерянном одиночестве. Это никому не нужные люди вне времени и пространства, у которых убили смысл жизни. Процветает и пьянство, причиной которого часто является все та же безысходность. Пусть она не всегда осознанна, но она есть. Разве такая жизнь не убийство?

Возмездие – земное или небесное, непременно настигнет нечестивцев, попирающих русскую землю. Где бы они ни были, на них пребывает гнев Божий. Гибель Советского Союза – катастрофа мирового масштаба. Но Россия все еще не умерла. Как и в прошлом, единственным образующим державным стержнем Руси была Церковь. Единство русского народа до сих пор стоит на незыблемом краеугольном камне Православной Веры. Всякий раз, когда «зиждущие» народы пренебрегали этим камнем, всегда происходила государственная катастрофа.

После Революции большинство людей не осознавали, что Церковь все время оставалась главным основанием государственного строительства России, даже при смене политической структуры общества и даже при всеобщем пренебрежении к самой Церкви. Нескончаемые гонения не изменили вселенской природы вещей. Основание государства – духовное. Духовность Руси – Православие. Всякое государство, построенное на Руси, будет либо стоять на камне Веры, либо непременно падет.

Сейчас все большему числу людей становятся понятны многие причины происходящих в государстве перемен. Становится очевидным, что основой для государственного возрождения России может быть только возрождение ее исконной духовности – Православия. Сама же православная государственность на Руси всегда мыслилась только как православное царство.

Былое отречение многих от царя и Царства – грех, который свидетельствует об умалении Православной Веры на Руси перед революцией. Не то чтобы люди сразу отказались от нее. Просто очень многие решили, что Русское Православное Царство – вовсе не такой уж дар Божий, можно прожить и без него. Живут же так «прогрессивные» народы, и ничего. Чем мы хуже? Люди пренебрегли Царством и царем, не понимая, что отвергая их, они отвергали Самого Христа.

Не царь мешал «прогрессу», а Христос! Его и ненавидела Революция.

Царь Мира дал людям устроение Земли по образу Царства Небесного. Отказываясь от него, человек полагал, что мера власти Сына Божия на земле не столь велика, как утверждает Евангелие. Человек, умудренный знаниями, тоже много чего еще может. Смирению в процессе модернизации царства места не находилось, поэтому и последствия оказались для России столь трагичны.

Строительство царства, как важнейшего рубежа защиты Церкви, происходит не без участия человеческого разума и воли, но в единстве с благодатью. По мере возрастания гордости, изменялось отношение к роли и месту человека в этом процессе. Шло постепенное, но неуклонное умаление в человеческом сознании значения воли Божией и возношение воли человеческой. Государство все более рассматривалось обществом как некое творение рук человеческих.

Государственный аппарат Русской Империи, действительно, в немалой степени зависел от человека. Но в растущем могуществе России люди видели лишь плоды своего кропотливого труда. Мощь собственного разума поражала даже видавших виды державных мужей так, что Помощь Божия не казалась уже существенной. В этом смысле, Российскую Империю сгубило ее благополучие.

 

–2–

 

Подобное мы видим и в Ветхом Израиле во времена царствия Соломона. Его отец – воинственный царь и великий Пророк Давид всю жизнь провел в войнах с досаждавшим отовсюду неугомонным врагом. Он сражался не зря, сыну были оставлены мирные пределы царства и усмиренные противники. Соломон, одаренный от Бога величайшей премудростью, вступил на престол, занявшись благоустроением своего удивительного царства. Прямо на глазах крепло его могущество и богатство. Третья книга Царств так свидетельствует об этом.

«Серебро во дни Соломоновы считалось ни за что... И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями» (3 Цар. 10, 21–27).

Такой мощи и процветания Израиль потом не знал уже никогда! Кажется, радуйся и благодари Бога. Но вышло иначе. Мудрый вначале, Соломон впал в нечестие. Блудливые страсти лишили его благодатного разумения, взамен пришло безумие идолопоклонства. Ну а вскоре после его смерти Ветхий Израиль и вообще потерял все нажитое. Даже царство распалась на два враждующих друг с другом – Израиль и Иудею.

То же самое произошло и с Православной Империей, которая погибла не от нашествия иноплеменников, а из-за отступления от Веры собственных блудных сыновей. То же самое случилось позже и с рухнувшим Советским Союзом. Может показаться, что в последнем случае не было Веры, ведь Империя была атеистической. Нет!

Советскую Империю создал не Коммунизм, а любовь, это значит – Вера!

Коммунизм не создал России заново. Обновленный мученичеством святых, он нес в себе искреннюю братскую любовь, хотя обычно скрывал это. Во всяком случае, со стороны русского народа она всегда была именно таковой. Поэтому Империя Советов и стояла только до тех пор, пока любовь не стала умаляться.

Страсти захватили многие сердца, предоставив Отечество самому себе, чем не замедлил воспользоваться враг рода человеческого, умело направивший человеческие пороки на разрушение собственной Родины. Особенно отличились в этом те, кому надлежало по должности оберегать Империю от врага.

 

–3–

 

После Революции было много попыток отобрать власть у большевиков. Все они в Итоге провалились, но сумели все же спровоцировать братоубийство – Гражданскую войну. «Белые» хотели создать новую Российскую Республику-Империю. «Красные» мыслили масштабнее – Всемирную Империю Любви. Не вышло, однако, ни того ни другого. И дело здесь отнюдь не в человеческих амбициях и военных неудачах. Все в России всегда устроялось так, как было угодно Богу! Ведь разрушенную Империю, собранную некогда Христовой любовью, не соберешь заново злобой. Это совсем другой «строительный материал». А именно злоба руководила помыслами обоих воюющих сторон, во всяком случае их воинственных вождей.

Белое движение ратовало за восстановление «Единой и Неделимой» России, в которой должно было быть все почти как прежде, кроме Царя-помазанника. Это, мол, устарело – нужен прогресс и торжество цивилизованного разума. Христу здесь еще оставлялось некое «почетное» место, но уже не более того. Все делалось своим умом и без любви. Любовь, как известно, мешает холодному разуму. Кроме того, строительство «новой России» началось с братской резни.

Трагедию Родины нельзя было остановить подобными способами. Действительно, как же можно бороться за «Единую» Россию, если утрачены сами понятия единства, органически исходящие из венчания единого царства с единым царем? Нельзя было соединить распавшуюся «Неделимую» Россию, ведь сама ее неделимость исходит из неделимости Тела Христова – Святой Церкви. Церковь же у слишком многих ревностных «зиждителей» пребывала в небрежении.

Большевизм оказался по Божьему рассмотрению честнее своего «белого» противника. И «белые», и «красные» равно нарушили присягу царю, не признавая за собой этого греха. Но «красные», по крайней мере, честно отбросили Веру предков. «Белые» же хотели соединить свое предательство со святостью.

Пока обе враждующие стороны бились друг с другом, Церковь продолжала возводить свое Царство. Мученичество Церкви, начавшееся в междоусобице, не только не препятствовало строительству, но и создавало ему самый надежный фундамент. Сказанное о зачинщиках Революции и Контрреволюции не имеет никакого отношения к народу Империи и ее последнему святому царю.

Отречение царя – Николая Александровича не было событием естественного распада «застарелой монархии». Многие из высшего генералитета по сути насильно принуждали царя к его отречению, угрожая гибелью России. Государь не внял, однако, их лукавым требованиям. Он задолго до того уже осознал неизбежность падения Православного Русского Царства.

Царь самовластно снял своим отречением с горячо любимого им русского народа клятву верности короне, данную землей Русской на Земском Соборе 1613 года. Клятва все равно была бы нарушена. Святой царь упредил преступление народа, приняв грех клятвопреступления на себя!

Господь попустил России железное коммунистическое единство «красных» как меньшее зло, потому что народ перестал понимать мистический и вселенский смысл Русской Православной монархии. Россия не была в то время готова к восстановлению прежней царской власти. Да и сейчас еще не вполне готова. Тем не менее, окончательному установлению коммунистической власти в России предшествовала кровопролитная Гражданская война – самоистребление народа. Семейные ссоры – свидетельство умаления семейной любви, гражданская война – умаление любви народной. Вот поэтому-то и началось кровопролитие.

О подобном истреблении в Ветхозаветные времена говорил Пророк Исаия: «Истребление определено изобилующею правдою; ибо определенное истребление совершит Господь, Господь Саваоф по всей земле» (Ис. 10, 25).

Истребление Ветхозаветного народа стало несомненной суровой карой Божией за его грехи пред Богом. Для Руси грех усугубился нераскаянностью повинных в свержении монархии. Преступники игнорировали самое строгое предупреждение, исходящее из глубин веков: «не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104, 15). За гордость, беспечность и жестоковыйность получили, каждый в свое время, заслуженное наказание Ветхий Израиль и Новозаветная Россия.

Хотя в Гражданской войне пострадали почти все народы Российской Империи, но особенно досталось, как обычно, русскому народу. Без жалости умерщвляли врага Христовы плоть народа, а Бог в это время исцелял его умирающую душу!

 

–4–

 

Разрушение Российской Империи не было неожиданностью и для нашей Церкви. Долгими столетиями и кропотливыми трудами своих подвижников, ведомых благодатью Святаго Духа, она приготовлялась к грядущей катастрофе, которая стала внезапностью только для легкомысленных наших соотечественников, но вовсе не для святых угодников Божиих.

Прообраз Российских событий можно найти в библейской истории Ветхого Израиля, приведенного в Египет ветхозаветным патриархом Иосифом. Сначала Израиль и Египет сосуществовали единым государством с практическим равноправием обоих народов. Их отчасти разделяла только вера. Вера Ветхого Израиля не только не преследовалась, но своим животворным духом пронизывала все народы Египта. Писание говорит, что ветхозаветный патриарх Иосиф благодатно перестроил царство Египетского фараона, приведя его государственные отношения к совершенной для того времени монархической форме (Быт. 47, 20–25). По словам святителя Игнатия Брянчанинова: «Господь ради Иосифа благословил достояние египтянина… Учредителем самодержавного или монархического правления в Египте был мудрый, святый Иосиф», учредивший наилучшую форму государственного устройства.

Библейское Египетское царство во времена, когда Израиль проживал в Египте, но не был его рабом, представлял собою некое подобие Империи с образующим ядром – Ветхим Израилем. Таким же образом была устроена Российская Империя с ядром в виде Русского Православного Царства.

В свою очередь, особым средоточием Русского Царства, более духовным, чем материальным стала Святая Русь – Царство, устремленное к Небу, когда трудно определить, где кончается Царство и начинается Церковь!

Ветхий Израиль во главе с Иосифом преобразил жизнь древнего Египта. Израиль стал источником жизни и духовности для всех иноверцев-египтян. Этот Библейский пример совместного бытия Израиля и Египта весьма поучителен для осмысления отечественной истории и нашего будущего. Некоторое, да и то относительное, отличие заключается в том, что на Русской земле первоначально «Израиль» и «Египет» были единым русским народом. Когда у одних началось отпадение от веры, другие ее свято хранили, и так началось разделение.

Египет во времена Иосифа не ведал полноты истинной Веры. Тем не менее, он грелся в лучах ее благодатного сияния, получая его через праведность Израиля. Египет процветал и богател лишь потому, что не отвергал ни Израиля, ни его Веры. Так же отогревала Россия своею благодатью многочисленные собравшиеся под ее державным крылом народы и племена.

Собранные Империей, они имели разные культуры и верования, но все их земное бытие незримо пронизывалось благодатью, источаемой православным русским народом. Сама же Русь жила Святой Церковью.

По мере усиления духовного нечестия в Египте, в нем шло и одновременное отторжение животворной духовности Ветхого Израиля. Прежнее дружелюбие сменилось неприязнью, внушенной духами злобы. Гордое богопротивление пришло взамен признания духовного превосходства Израиля. Неприязнь со временем перешла в открытую злобу и несправедливые гонения. Наконец, неблагодарные потомки прежних египтян превратили своего благодетеля в раба – для Египта наступило время богооставленности, а для Израиля – Исхода.

К сожалению, греховная природа человека такова, что он чаще всего не может долго ценить бескорыстные благодеяния, желая унизить своего благодетеля. О подобных последствиях бескорыстности русского братства говорил Достоевский. Заметки относятся к Балканской войне XIX века, когда Россия освободила много христианских народов, особенно славян, от жестокого турецкого ига.

Писатель, как оказалось, не напрасно уже в те дни предполагал: «не будет у России... таких ненавистников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!» Будущее только подтвердило многое из сказанного. У традиционной бескорыстной России всегда искали корысть! И раньше, и сейчас – одно и тоже. Народы, видно, давно забыли, что же такое братская любовь, и это – огромная, ничем невосполнимая потеря заблудившегося человечества.

Исход – не просто некое библейское событие выхода Израиля из Египта, но образ духовного отделения доброго семени от скверного. В один день решилась участь многих поколений людей. Вместе с Израилем Египет покидала сама жизнь. Живые вышли из плена, предоставив «мертвым погребать своих мертвецов». Не все из них были евреями. Но и не все евреи исполнили волю Божию – вышли из Египта, оставив привычную жизнь. Ветхое Царство, ведомое Моисеем, покидало Египет, уходя в пустыню. Но оно все же оставило покинутому Египту отблески былого света.

Египет не распался сразу с уходом Израиля – память прежней благодати в остывающих сердцах народа благоразумно сохранила то, чему учил Иосиф. Это был уже не свет творца, а лишь память о нем. Оставшиеся могли хранить, но не творить. И даже так, память о благодатном Израиле еще долго отогревала оставленный Израилем Египет. Ведь спустя почти полторы тысячи лет именно туда направится Богомладенец Спаситель, скрываясь от беззаконного Ирода.

 

–5–

 

В сорокалетних скитаниях Израиль умирал и рождался одновременно! Умирал грех ослушания пред Богом, закрывший ему путь в Землю Обетованную. Рождался же новый державный организм, бесстрашный освободитель Земли Обетованной от сатанинской скверны народов-богоборцев.

Нет у человека сил для разумения тайны подобного духовного обновления избранного народа. Поэтому, наверное, и не было в те времена обычного царя. Происходящее вдали от мира настолько превосходило природное естество, что и само царство было гораздо ближе к Небу, чем обычное. Человек не мог им править. Со стороны же казалось, что царства Израилева не было вовсе.

Исход древнего ветхозаветного народа от гонений в пустыню является важнейшим прообразом обновления и новозаветного народа Божия. Когда свет истины, исходящий от святых Божиих, освещает людей и ведет их ко спасению, тогда духовные «Египет» и «Израиль» едины. Когда «Египет» отвергает свет «Израиля», тогда «Израиль» исходит от нечестивых в духовную пустыню. С ним исходят и все бывшие «египтяне», ищущие правды. Проходя долгие и суровые искушения и скорби, они обновляются и становятся единым народом Божиим.

И вот, во времена Российской Империи Церковь постепенно приготовляла исход Русского Царства в духовную пустыню. Началом же этому благодатному времени обновления послужил… красный террор кровопролитной революции. Грозное время гнева Божия стало временем спасения России!

Трудно на первый взгляд найти прямые аналогии между долгими скитаниями Израиля в пустыне и нескончаемым террором Революции. Однако духовное сходство поразительно! Святая Русь, ведомая Церковью, как некогда Пророком Моисеем, совершила свой трагический и одновременно спасительный Исход. Это был Исход из мира сего, в котором остались несбыточные мечтания, дебелая расслабленность, заумные мудрования, бездерзновенность и дряблое маловерие. С собой святая беглянка не взяла ничего, кроме самого ценного и нужного в этом нелегком и долгом странствии. Такой святыней была Вера Православная.

Господь наш Иисус Христос вел избранный для страданий и небесной славы православный народ к «Земле Обетованной» – Царству Небесному. До сих пор это долгое путешествие не окончено. В духовной пустыне, вдалеке от досужих глаз, не понявших Тайны России, подобной Тайне Ветхого Израиля времен Моисея, умирала от немыслимых страданий немощная плоть избранных Божиих.

Оказалось, что эта далекая и долгая дорога пустыни одновременно и не далека, и не долга. Это просто предстояние пред Богом во Святой Вере Православной. Духовное стояние происходило в то самое время, когда всё на Руси внезапно сорвалось с места. Со страстью и озлоблением понеслись по пыльной земле племена. В диком вое ужаса и злобы, в надрывных воплях отчаяния никто даже не заметил исчезнувшую с глаз, но все время остававшуюся на прежнем месте Святую Русь. Враг тщетно искал смерти той, которая стояла у него на виду, и одновременно – в духовной пустыне. Он жадно рвал и пожирал плоть человеческую, но заветная душа ненавистной Руси далеко отстояла от него, он так и не увидел ничего. Только что враг видел грешных людей, которых считал своей законной добычей. Но вот они освятились и навсегда исчезли из вида...

Великие и страшные события происходили на Руси, охваченной революцией! Гнев Божий был так силен, что отдал на поругание нечестивым даже многие великие святыни. Но далеко не все было во власти распоясавшейся злобы.

Задолго до Революции началось постепенное разделение России на невидимую Святую Русь и видимую державную Великую Россию – Российскую Империю. Церковь все более отходила в тень державного скипетра от нечестивой возни вокруг трона коварных царедворцев, рвущихся к власти.

Особенно отчетливо это, вероятно, проявилось, начиная со времени царствования первого Российского императора и реформатора – Петра Великого. В те времена даже произошла замена, до времени, патриаршества синодальным правлением. Да и сами реформы стали «стеснительным» бременем для церковного устроения по словам подвижников тех времен. Но во многом именно это стеснение и эта тяжесть смогли стать сильным очищающим средством.

Стеснения – не гонения! Не о них говорили подвижники. Строгость могла вполне стать и возбуждающим угасающую веру лекарством. Такое устроение Церкви часто требовало большого смирения от подвизающихся – свидетельствуют воспоминания очевидцев. Пусть много скорбей, но велика и награда!

 

–6–

 

Трудно предположить, чтобы в Церкви Божией могло происходить что-либо, несогласное с волей Божией и без ее промыслительного попущения. Было бы крайне неблагоразумно считать, что синодальный период правления в Церкви был только неудачной прихотью якобы неуравновешенного царя. Во всяком случае, подвижники благочестия тех и последующих времен, признавая тяжесть петровских реформ для Церкви, ничего не говорили о них как об антицерковных или вредных. Так стали говорить лишь впоследствии, во времена, когда многое из логики тех событий уже стало малопонятным.

Русская Империя долго принимала на себя тяжесть разрушительных ударов «тайны беззакония», рвущейся к Революции. В это же время в тиши келий крепла и возрастала Святая Русь, напряженно готовящаяся к важнейшему событию тысячелетней жизни – Исходу. Иными словами, происходившее в разгар Революции можно назвать восхождением на Русскую Голгофу. Концом царства становится не отречение государя, не захват и разорение России врагом. Деление его на части и отречение от царства великого множества подданных и даже всего народа – тоже еще не конец!

Концом царства следует считать только тот трагический момент, когда от него отходят державные дары благодати Святаго Духа. Именно благодать – и только она, вольна давать или отбирать жизнь царства! Благодатная же природа царства такова, что ее власти послушны не только те, кто пребывает в свободном и добровольном ему послушании. Этой власти покоряются и все те, кто осознанно или неосознанно противятся ей.

Некоторые не вмещают царской благодати и неспособны к царской свободе и добровольной службе по своему греховному нечестию. Такие тоже служат царству – неосознанно или из страха наказания. Подобную службу можно назвать службой слуги. Другие совершенно противятся царской благодати, но и такие гордецы тоже невольно исполняют волю царства как «раб неключимый», подчиняющийся помимо собственной воли. Все происходит вопреки самому искреннему желанию навредить. Такие люди делают одно, а выходит – другое.

 

–7–

 

Когда Ветхий Израиль впал в совершенное нечестие, соблазненный злочестивой Иезавелью, тогда Господь повелел грозному ревнителю, Пророку Илии, помазать на царство двух человек. Израильским царем стал Ииуй. На враждебное Израилю Сирийское царство был поставлен царем Азаил. Духовное владычество над Израилем было вверено ученику святого Илии – Пророку Елисею. Все трое были помазаны, в ознаменование получения особых благодатных даров Святаго Духа для самого сурового наказания Ветхого Израиля. Писание говорит следующее: «кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй» (3 Цар. 19, 16). Для тех же, кто сумеет уйти от их карающего царского меча, Господь воздвигает более страшный духовный меч своего Пророка Елисея.

Ииуй ревностно и беспощадно истреблял неверных, колдунов и всех развращающих вверенное ему царство. Такого массового истребления ведьмаков, какое произошло при нем, Израиль не знал никогда! Азаил посекал мечом согрешивших пред Богом и малодушных в качестве внешнего противника. Пророк же Елисей истреблял само беззаконие, сурово врачуя душу Ветхого народа. Так, отказ населения подчиниться власти царства – еще не свидетельство гибели царства. Скорее это свидетельство гибели отпадших от него душ человеческих.

Ветхий Израиль отверг Царя Мира – Христа в лице его духовных вождей, но благодатное царство Ветхого Израиля не пресекалось ни на мгновение. Господь низложил прежних его вождей и возвел Новый Израиль, дав и вождей новых – Апостолов. Всякий был волен принять их власть или отвергнуть. Ветхий Израиль в своем подавляющем большинстве, увы, отверг...

Двенадцать избранных Апостолов подобны вождям двенадцати колен Израилевых. Это – новое царство, не от мира сего, но одновременно – старое.

Страшные слова произнес Господь всем отвергшим Веру в Него и Его власть на земле: «Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете придти» (Ин. 8, 21).

Отвергшие Бога нигде не найдут покоя! Они поняли, что потеряли Царство, которое вело их к спасению. Благодать навеки покинула их дом. Былые избранники повсюду ищут потерянное, годами, столетиями, тысячелетиями не прекращая отчаянных поисков. Многим так и суждено было умереть непрощенными, в грехе. Страшная участь! А виной всему – злая гордость. Умирают все – и грешные и праведники. Но здесь говорится об особой смерти, которая слишком часто бывала насильственной. Все это последствия Богоубийства. О том как бесполезны эти жертвы продолжает говорить Сам Господь: «вы от нижних, Я от вышних» (Ин. 8, 23). Самые страшные жертвы народа, принесенные непокорными, подобны жертве нечистой и не угодны Богу... Единственная искупительная кровавая Жертва, которая была принята Богом от Ветхозаветной Церкви, был сам Спаситель, закланный ветхими архиереями.

Иное обетование Господь дает своим Апостолам: «Мир оставляю вам, мир даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14, 27). Этот мир – благодать, не оставлял апостолов с того самого момента, когда они ощутили благодатный покой в своем сердце.

Ужас и бегство Апостолов, когда иудеи взяли Спасителя. Беззаконный суд над Невинным. Осужденного Христа ведут на смертную казнь. Муки и Смерть на Кресте. Тягостное ожидание неведомого в крепко закрытом от страха доме. Кажется, что уж тогда-то у Апостолов не было мира и в помине. Но это как посмотреть! Все познается в сравнении. Вот мечется от безысходности Иуда, предавший Спасителя, причем, совсем недорого. Учитель – невелика птица! Многого ли за Него дадут. Жалко лишь потерянного времени – не оправдал надежд.

Кажется, живи себе мирно. Но ноги сами идут к синедриону. В лицо судилища брошен крик отчаянного обвинения в собственном предательстве. И опять нет покоя! Теперь уже рука тянется к веревке – плетет узел на удавке. Опять дорога. Глаза ищут последнего «упокоения» – дерева, где можно «спокойно» повеситься!

Синагога тоже вроде бы должна была успокоиться. Смутьян осужден, наказан и умер. Но почему множество собравшихся на Голгофе зевак рыдает и бьет себя в грудь. Ненавистного Пророка нет, но вдруг сбудутся Его страшные пророчества?!

По сравнению с этим ужасом, не проходящим столетиями, все скорби возлюбленных Христом Апостолов – ничто! Хотя и они ведали невыносимость тревоги и смятения чувств, но где-то в глубине их сердец уже пребывал непоколебимый и вечный мир. Так, одна душа мечется без отрады, истерикой рвет сердце. Другая тоже в тревоге. Но мир и благодатный покой нигде не покидает страдальца Божия.

 

–8–

 

Россия прошла горнило Гражданской войны, разрухи, неслыханного голода. Впереди её ожидала еще более кровопролитная Отечественная война. Вот где, на радость мирового беззакония, конец был неизбежен. Но Господь опять рассудил иначе. Коммунизм и его внешний враг – фашизм, подобно Азаилу и Ииую, жестоко ограждали и очищали Русское Царство от зла карающим огнем и мечем.

Россия должна была погибнуть, но однако же не погибла! В чем же состоит секрет – Тайна России. Она проста и подобна тайне апостольского мира, полученного ими от Спасителя. Россия мучается от надругательств, страдает за погибающих своих детей, обманно обольщенных злом. Но за всем этим, почти непрестанным, смятением всего существа России кроется непоколебимый покой – мир. Господь не только наказывает провинившегося, но и милует Свое чадо.

Иначе все обстоит в стане противников. Одни могучи и сильны, многие очень богаты. Другие, напротив, – бедны. Одни образованы и сыты, другие неграмотны и голодны. Одни агрессивны, другие немощны. Но всех их объединяет одно – искренняя ненависть к России. Враги рвутся к владычеству над ней, но оно никогда им не дастся. Они хотят жить в грехе и иметь власть над святыми Божиими. Силы зла почти всё захватили и поделили в мире и в России. Но нечестивцы твердо знают, что всего лишатся, а самое «усладительное» бешенство злобы никогда не заменит тихий мир, который есть лишь у Христовых воинов.

Никто из беззаконных грабителей и убийц России никогда не признается в непрекращающемся страхе Божия возмездия за богоборчество. Воевать с Божией избранницей, Россией – богоборчество! Можно сколько угодно обманывать себя, но сердце всегда чувствует, что творит ужасное преступление.

Царство, как церковная ограда, не было разрушено революцией. Только роль ограды исполнили уже не царь и свободные христиане, а невольные слуги и рабы, ставшие таковыми по отвержению Веры. И посему власть их – не царская, а власть царского слуги или раба, не более того! Святые же нашей Церкви по-прежнему невидимо пасут церковное стадо, как в пору гонений, так и вплоть до назначенного времени освобождения.

Российская Империя после победоносного разгрома сатанинского духа революции Христовыми мучениками сменилась Империей Советской. Но не потому, что так хотели пришедшие к власти большевики. Так было угодно Богу! Господь внял царским жертвам народа – мученичеству и молитвам праведников.

Относительно же будущего демократической России можно сказать, что лишь Господь определит – пасть нынешнему демократическому режиму или он сам послушно создаст следующую могучую Империю – новую ограду России.

Люди сейчас не просто получают отцовскую Веру и укрепляются в ней. Во многих сердцах постепенно крепнет ясное осознание неделимого единства Святой Церкви и Русского царства. Таким образом, происходит соборное возрождение Единой и Неделимой России, незаметное для всех чуждых Православия.

Имперский дух многих россиян дремлет в ожидании благословенного императора-царя, готовый излиться Христовой любовью на весь мир.

 

–9–

 

Совершенство и бесспорное превосходство истинного царства над прочими формами государственности иллюстрируется просто и наглядно. Идея состоит в аналогии с животным миром. У нормального царства одно государственное «тело» и одна царская «голова». Подобное сочетание тела и головы всегда считалось естественным во всяком нормальном представителе живого мира. А государство является, несомненно, особым живым и духовным организмом. Также всегда считалось очевидной аномалией любое нарушение указанной гармонии – единства головы и тела. Многоголовие, правда, иногда встречается в природе, но крайне редко и к тому же всегда почитается уродством. Такие существа обычно живут очень недолго в силу своей крайней нежизнеспособности.

Иначе обстоит дело в государственном строительстве. Современным идеалом государственного устройства считается парламентская республика, которая является прямым плодом мутации – «державного многоголовия». Республиканский парламентаризм – самый дорогостоящий и неэффективный механизм государства, какой только можно себе представить. Отсутствие единства и гармонии власти делает такое государство малоуправляемым.

Так, известна пропагандируемая на весь мир, как венец человеческого гения, уродливая теория «гармонии» трех равноправных ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, являющаяся прямой противоположностью Православному учению о «симфонии» церковной и светской власти. Законодательная власть при этом обычно представлена в виде Парламента. Исполнительная власть возглавляется президентом или премьер-министром. Судебные функции власти сосредоточены в руках Верховного Суда.

Православная «симфонии власти» – единовластие. Духовное единство Церкви и царства таково, что государственное устройство подчиняется естественному единству власти, а Церковь насыщает эту царскую власть благодатной законностью, которая собственно и создает «симфонию».

Церковь управляет духовной жизнью царства. Духовность Церкви рождает в обществе естественные формы управления царством. Царство же законно вмешивается в административные дела Церкви, но никак не в ее духовность, лишь устраняя нарушения, вызванные человеческим произволом.

Пресловутая «гармония» законодательной, исполнительной и судебной властей поразительно и зловеще напоминает собою трехголового дракона – Змея Горыныча – сказочного персонажа, так хорошо известного любому русскому человеку. Трехголовый змей был первым из трех братьев-драконов, дерзко пришедших покорить русский народ. Шести и двенадцатиголовые Горынычи приходили один за другим на русскую землю через таинственный Калинов мост. На этом роковом для них месте чудовища лишались сразу всех голов, с которыми исчезали и их наглые претензии на Русь.

Уместно вспомнить, что часто в сказках бой проходил на реке Смородине. По некоторым сведениям, так в древности именовалась Москва-река. Удивительное совпадение – во время октябрьских событий 1993 года танки стреляли по Белому Дому с бывшего… Калининского моста! Не все считают тот жестокий штурм и танковые удары победой Ельцина. Некоторые убеждены в обратном – блистательной победе народного духа над танковыми драконами.

Сказки пророчествуют также о нарастающем умножении голов у последующих братьев Горынычей – нелепых, отвратительных, аномальных существ. Все они отличались буйным, строптивым и жестоким нравом. Это были настоящие исчадия зла, сеявшие вокруг себя только ужас, смерть, пожарища и беззакония. Отметим еще, что приходили они не одни. Их сопровождали и науськивали некие помощники – непрестанно кричащие и лающие вороны и собаки, рабски послушные злобные существа, которые, однако, всегда успевали удрать, пока глупым Горынычам рубили их буйны головы.

Сейчас претендует на свою долю власти четвертая «голова» государственного дракона – «четвертая власть». За ней с очевидностью последует пятая, шестая и так далее, до достижения полной бессмыслицы и неуправляемости. Единственным выходом из создавшейся ситуации может стать только изгнание с Руси всех этих чудищ.

Четвертая голова – «четвертая власть», представляется на сегодня самой вздорной. Она так зла, что явно норовит откусить остальные, страстно желая единовластно и беззаконно воцариться на Руси. Ей все время хочется «порулить» державой без права и малейшего умения это делать.

Диктатура кажется как бы стабильной противоположностью демократического парламентаризма, тщательно проводя «санитарную» ампутацию лишних голов или придавая им некие декоративные функции. Диктатура как бы возвращает единство власти. Но у нее отсутствует механизм естественной преемственности власти, свойственной царству. В этом смысле диктатура тоже – урод. Когда одна голова отпадает, другая может отрасти в ином, неподобающем для этого месте.

Всякая диктатура держится на страхе, штыках и сильных личностях. В ней тоже нет места духовному единству государственного организма.

Ушли со сцены некогда славные диктаторы Пиночет, Франко, Сталин. И сразу пошел процесс саморазрушения того, что они с таким огромным трудом и упорством создали. У одних это происходит мягко, у других, как в России – жестко.

Диктатура в значительной степени основана на поддержании в народной среде чувства благоговейного ужаса перед властью диктатора. Страх этот может быть даже незаметным. Люди, кажется, искренне любили Сталина, Муссолини, любят Фиделя Кастро. Но стоит только вождю сойти со сцены, страх часто кончается взрывом ненависти, сменяющим любовь. Так шло развенчание Сталина. Так жестоко казнили Муссолини, гонят Пиночета. Так было и со многими другими.

У диктатуры поражена способность к воспроизводству – детородная функция! С ней нарушена и сама преемственность рождения главы государства. Ведь по своей природе диктатура должна жестоко пресекать любую попытку создания иной власти кроме самой себя. Жизнь и даже «продолжение рода» такого организма, в зависимости от степени заболевания, может продолжаться более или менее долго, но конечная его погибель всегда неизбежна и очевидна.

Природа православного царства совершенно иная. Вся его сущность основана и пропитана церковным началом. Значит, фундамент и связующая сила православного царства состоит главным образом в любви.

Свойство любви – нести всем любовь. Качество это, в приложении к Православному царству, естественно рождает законную преемственность власти.

Другое приложение любви – рождение духа имперской жертвенности.

 

–10–

 

Справедливости ради надо сказать, что и православные царства не вечны. Это – следствие отсутствия на Земле полного совершенства после изгнания человека из Рая. Православные царства так же возникают, стареют и гибнут, как и остальные. Однако здесь есть важная особенность. Возникают, стареют и гибнут внешние оболочки царств. Сущность же царства – его единство и непобедимость кроется в вечности благодатной природы. Как вечна благодать, так вечно и благодатное Царство, которое обретет свою полноту и совершенство в будущем веке.

Духовно пал по причине греха и богопротивной ереси Первый Рим – город первоверховных Апостолов Петра и Павла. Царство его преемственно воплотилось во Втором. Пал по той же причине и Второй Рим – Византия. Его стольный град святого царя Константина – Константинополь ныне именуется захватившими его турками-мусульманами Стамбулом. Царственный Рим, однако, с этим событием не пресекся, а преемственно сохраняется до скончания века в Третьем и последнем Риме, которым стала Златоглавая Москва. В этом качестве промыслительно избраны она и Северные пределы послекиевской Руси.

Таким образом, Святая Русь не дает повода к неумеренному национализму, поскольку она – не чисто русское «изобретение», а являет преемственное развитие благодатных царств Первого и Второго Рима. Смотря глубже, в ветхозаветную эпоху, можно считать Святую Русь преемницей святости Ветхого Израиля. Не зря же говаривал преподобный Серафим Саровский: «Отец наш Авраам», не имея, естественно, в виду родства с распявшими Христа беззаконными иудеями!

Когда пала православная Российская Империя, Третий Рим –Святая Русь не пал вместе с нею, будучи чуждым воцарившемуся на Руси греху. Он только лишился своего видимого воплощения. Главная же духовная сущность по прежнему неизменна. Она непоколебимо и незримо ограждает верных, собирает племена и народы вокруг себя и Христа.

 

–11–

 

Сейчас у Российской Империи много голов, даже чересчур. Некоторые уже вырастают прямо по живому телу в виде уродливых упырей-автономий. Эти самостийные государственные беззакония ненасытно пожирают тело державы и посильно глумятся над народом. Можно сказать, что это противоестественное многоголовие есть на самом деле совершенное безголовие – обезличивание, общее свойство нашего смутного времени.

Как нельзя жить без головы, так нельзя жить без настоящего царя. Безголовое «процветание» может происходить только в искусственном «питательном бульоне» и продолжаться это может лишь до времени более или менее сильных катастрофических потрясений. Ведь, смерть безголового неизбежна!

Что же бывает с народом Божиим, оказавшимся без настоящего царя, мы видим в Евангелии на примере кровоточивой жены, изнуряемой своим тяжким недугом долгие двенадцать лет. Болезнь расточила все ее богатства на врачей и земные лекарства. Выздоровления, однако, не последовало. Жена только лишилась средств к существованию, но не самой болезни (Мк. 5, 25–29).

Двенадцать – число, обозначающее народ Божий, подобие двенадцати колен Израилевых в Ветхозаветные времена и двенадцати Апостолов в новозаветные. Кровоточивая женщина, символизируя народ Божий, была не только больна, но еще и одинока. Значит, жила без законного мужа – без царя, без Бога. Прожила всю жизнь своим умом и так ничего не нажила, кроме кровоточивой болезни, сделавшей ее духовно нечистой. Нет, видимо, у неё и детей, а с ними – и будущего!

Истечение крови – расточение жизненной силы, которое происходит по причине, например, блудодеяний или даже детоубийства в утробе. Возможно были у жены и другие, тоже смертные, грехи. Изнурение души грехом всегда приводит к болезни плоти.

Для государства подобное означает нарушение естества власти.

Россия во многом подобна той несчастной кровоточивой жене и тоже постепенно и безрадостно умирает от дурного течения собственной «крови». Самозваные «лекари» оказывают ей в этом посильную злую «помощь». Сама болезнь делает Русь по закону «нечистой», и её избегают, чтобы не оскверниться. Быстро покидают кровоточащую державу былая мощь, слава и непобедимые силы. Много скопилось грехов, не счесть блудодеяний, еще больше безверия.

Дурное кровотечение происходит по грехам. Поскольку кровь – это жизнь, уходящая вместе с благодатью, земными средствами от этой болезни не излечить. Исцеление, как в Евангелии – прикосновение к Христу, к Православной Вере. Можно не умирать, а исцелиться, вернуть былые силы!

Течение крови прекратится. Жизнь и благодать, милостью Божией, вернутся. Господь скажет исцеленной России, как некогда сказал евангельской кровоточивой жене: «дерзай дщерь»! Дерзай дщерь – Русь святая и грешная, праведная и заблудшая! Оставь все ложные суемудрия века сего, обрети полноту святости в Церкви Божией, где нет смерти! Там открываются пленительные врата Вечности, в соборном духе нет одиночества, а дом наполняется неземной радостью.

Вернуться к оглавлению

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку