Александр Круглов

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >


Александр Круглов

2005 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Александр Круглов

Последняя война

Часть первая

СЛАДКАЯ ГОРЕЧЬ ВЫБОРА:

"Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ… БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ПРОКЛЯТИЕ"

6. "Крестный Ход" из Иерихона в Иерусалим.

-1-

Что может быть необычного в приходе Спасителя в Иерихон по пути в Иерусалим? Господь, проповедуя спасение, совершал и большие путешествия. Но на этот раз оно было особенным, ибо вело к Крестным Страданиям – на Голгофу. Поэтому будничность происходящего была всего лишь внешней видимостью, на самом деле этот период был настолько насыщен чрезвычайными духовными событиями, что мы не раз еще будем к нему возвращаться.

Надо сказать, что именно сочетание обыденности и чрезвычайности особенно роднит эти евангельские события с нашими временами.

Тогда, как и сейчас, малое стадо, следующее за Христом, насыщалось огромной жизненной силой, которая никогда не дается без особой на то нужды и причин. Господь не только Сам твердо шел на Вольную Страсть, но и приготовлял к этому верных. Он вступал в решительную схватку со смертью и звал к победе всех взалкавших истинной жизни.

Какими же немощными казались врагам Христовым «несчастные», плетущиеся вслед за Ним – «неудачником». Какой немощной видится нынешняя Россия, тихо умирающая от их коварства. Но какая немыслимая жизненная сила незримо наполняет ее, якобы умирающую!

Видимо впереди события такого рода, что они еще раскроют нам всю чрезвычайность происходящего ныне с Российским обществом. Говоря кратко, нас ожидает выбор жизни или смерти. И это решение еще потребует от нации предельного напряжения сил.

В начале пути из Иерихона в Иерусалим Спасителя окружали многочисленные любознательные жители Иерихона. Наглядевшись вдоволь, они поустали, поотстали, подумали и побрели обратно – восвояси. Многие возможно и не поняли, что за это время с ними произошла ужаснейшая перемена. Они умерли! Правда, смерть пришла почти незаметно для них. Тихо и мягко, но уже властно входила она в дебелые сердца, только что отвергшие Христово спасение. Господь ждал от людей только доброй воли, предлагая им – умирающим, вечную жизнь. Безумные горожане пренебрегли этим даром, и Господь покинул Иерихон. Опустевший без Него город теперь вполне законно занимала смерть.

Наверняка многие и раньше осознавали бедственность своего положения, вот только не горели желанием что-нибудь сделать для собственного спасения. Рабское безволие охватило гордые души «свободных» Иерихонских граждан, тяжко страдавших, но не хотевших в этом признаться даже самим себе. Более пяти тысяч лет длилось беспросветное рабство человечества беззаконию, начавшееся со времени грехопадения и изгнания людей из Рая. Никто уже не помнил, когда все началось, и не чаял, когда кончится. Рабство стало привычным, но все эти тысячелетия души человеческие разрывала нестерпимая тоска по почти забытой свободе. Несчастные люди все еще ждали исцеления.

Как тягостны и скорбны узы рабства, и как желанна Свобода! Но вот что удивительно: хотя людей страшно тяготила духовная несвобода, однако они не хотели отказываться от первопричины своего рабства – похоти страстей. Капризный эгоизм все чаще начинал видеть в Боге единственную причину всех своих страданий. Вначале неосознанная обида на Него привела к тому, что люди перестали стремиться к жизни. Все нарастающие муки от гибельных страстей приводили лишь к еще большему ожесточению на Господа. Тихая неприязнь в конце концов прорвалась страшными криками на Пилатовом судилище: «Распни, распни Его!». Но пока события проходили в «мирном духе».

От Спасителя ждали, чтобы Он исцелил нестерпимую боль, но оставил людям страсти. Это невозможно, боль и страсть – два симптома одной болезни – греха. И только свобода от них ведет к жизни. Рабство же греху умаляет жизнь, неся смерть, которая и пугает больше всего. Однако безумному рабу даже собственная смерть кажется сладостной! Получается, что от Христа требовали не истребления причины смерти – греха, а лишь того, чтобы она не была такой пугающей. В остальном она всех устраивала...

Так вот в чем дело! Именно к сладости неудержимо рвется душа, совсем не думая об ужасных для нее последствиях. Но вот уже пришел положенный срок, скорби и ужас смерти превзошли наслаждение болью. Пора бы и остановиться! Душа пытается вырваться из лап страсти, но уже не может. Страсть, еще недавно дававшая усладу, теперь показывает свое настоящее злобное лицо. Оказалось, что это смерть, и она вовсе не намерена отдавать обратно хозяину захваченную ей душу.

Страсть – желание греха, преступление Закона Божия и нарушение человеческого естества. Отсюда и боль: от израненной совести, от наказания Божия и бесовских издевательств. Но напрасно кричит измученная совесть: окаянная душа не желает ее слышать, как будто чужую. В таком состоянии уже сама благодать Божия становится для человека «наказанием», и это для души является преддверием ее смерти. Тем не менее, спастись было еще можно. Ведь именно для того Господь и пришел в Иерихон, чтобы оживить умирающих Своей Любовью и привести их в Царство Небесное.

Но Спаситель ушел один – Любовь уже была не нужна мертвому городу!

Как просто умирает душа. Почти все понимает, хотя чаще всего не признается в этом, от чего лишь больше страдает. Самое ужасное – падшее сердце даже в преддверии гибели продолжает мечтательно-сладкую игру со смертью.

Страшно томление духа в ожидании вечной погибели. Но именно от невыносимости боли и страха рождается... безумное услаждение! Обида, похоть, мечты, жажда власти, безволие, злоба... – все смешалось в единую нераскаянную страсть, представляющую упоительным приближение вечной смерти. Пораженный ум представляет трагедию как томительно пьянящее таинство, которое становится отныне безумным пределом мечтаний. Но вот смерть уже поблизости, и она, оказывается, пришла не одна! Отброшены в сторону блестящие и заманчивые карнавальные побрякушки. Теперь за нею следует ад – мрачный холод, опаляющее черное пламя, безжалостный неусыпающий червь, снова и снова пожирающий несчастного человека под оглушительный вой таких же нераскаянных грешников.

От всего этого кровь стынет в жилах. А тут еще хохот бесов гулким эхом раздается из бездны. Страшно! Робкое сердце готово выпрыгнуть из груди от ужаса. Услада забыта. Теперь новая страсть – отчаяние безысходности. На деле страсть старая. Просто тайная ложь стала смертельной обидой. Вырваться еще можно, но спасительный крик: Господи, помилуй! – замирает в груди. Даже эти слова произнести безвольная душа уже не хочет. Духи злобы овладели волей и разумом, не дозволяя ей и этого.

Плоть может долго еще совершать движения кажущейся жизни, а омертвевшая душа несет в себе только ее подобие. Сама же жизнь окончилась.

Главным последствием недолгой прогулки любопытных горожан вслед за Спасителем и Его учениками по дороге к Иерусалиму стало воцарение в душе смерти. Она необычна в житейском понимании – тихая злоба и обида.

Жизнь, кажется, идет своим чередом, но на деле наступил земной ад. Ни радости, ни покоя, ни любви. Только адский огонь в преддверии вечной смерти. Теперь лишь чудо может спасти погибшие души. Но, о бездна милосердия Божия! И это невероятное произошло: богодохновенные Апостолы снова вернулись к погибшим людям, распявшим Спасителя, чтобы опять изгнать злобу отчаяния и освободить несчастных от власти смерти. Это случилось после сошествия на Христовых Апостолов благодатного огня Святаго Духа.

Но вновь, лишь немногие порадовались их возвращению, войдя в малое стадо Христово. Остальные к смерти привыкли. Кажется невероятным, но радость и свобода жизни пугали мертвых больше тягостного рабства смерти!

 

-2-

 

«Свет Христов просвещает всех», – возглашает священник на Литургии Преждеосвященных Даров, совершающейся Великим Постом. Этот несказанный Свет дает людям прозрение от иллюзий, открывает тайны мироздания, являя неизреченные глаголы Божии. Прежде всего, он грозно обличает мерзости человеческой нечистоты, рожденной нашими грехами. Не видящий этого Света ослеп самой страшной слепотой – духовной. Нет человека несчастнее больного, который, умирая, не может осознать наступление собственной смерти!

Пример жителей Иерихона – неординарное событие прошедших дней.

Он и сейчас потрясает бессмыслием и трагизмом тихой духовной погибели несчастных людей. Ну ладно бы, не видели Христа. Так видели же, и даже почти пошли за Ним! Лишь отказались идти до конца – до спасения. Сами определили предел, до которого следует идти. Сами решили своим безумным умом, что им нужно, а что нет. А виноватым в итоге оказался Христос!

Увы, в Евангелии это не единственный подобный эпизод. В разном виде не раз повторяется одно и то же; некоторые различия несущественны. С распространением Христианства мир узнал не только ликование спасенных, и не только в Иерихоне Христовы вестники принимались народами хмуро. Однако это не остановило благовестие жизни, и на Земле возник новый мир Христианской любви.

Не всегда слабый человек может сам противостать натиску страстей, и как тогда к иерихонцам, невидимо приходит к изнемогающим христианам Господь. Сколько раз в Христианском мире повторялось то же, что и в древней Палестине. Как и там, не все сбрасывали иго греха. Бывало даже, что кровавая пелена злобы на Христа застилала глаза народов и нашего богоспасаемого Отечества.

Сейчас вновь решается судьба России. Людям возвращается свобода и жизнь в Вере – Сам Господь обходит Российские пределы, собирая всех верных воинов Христовых в победоносный, но тяжкий горний поход.

Нельзя на Святой Земле Русской повторить трагедию погибшего евангельского Иерихона! Ведь и нынешнее посещение Божие может стать подобием иерихонского – последним. Бесчисленные враги России и исконный враг рода человеческого с нетерпением ждут именно такого исхода. У них давно все готово, чтобы враз стереть всякую память о великом народе с лица земли.

Без Христа, без Его Церкви нет спасения, потому что без Церкви нет покорности воле Божией. Люди, лишенные Веры, избегают покаяния в угоду страстям. Но неразумно отвергать правду, чтобы иметь «утешение» лжи, ласкающее сердце обманом. Обман – грех! Нераскаянный, значит – непрощенный, он причиняет постоянную боль. Можно сделать вид, что ее нет, и нераскаянная злоба греха будет тихо бесчинствовать в грешной душе, пока вконец не изорвет ее истерией лютой ненависти. Именно так смерть изгоняет жизнь. Не то, чтоб смерть была так уж сильна, нет. Просто благодать сама покидает оскверненную душу.

Если бы не было самообмана, рожденного злобой, никто не стал бы с таким безумным ожесточением распинать Спасителя. Множество людей погубило тогда богоубийством свои бессмертные души, оправдывая преступление ревностью к соблюдению Закона. Но если бы это было так на самом деле, то истреблялись бы и лжеучители. Ведь Писание словами Гамалиила (Деян. 6, 36–38) утверждает, что в Израиле тогда проповедовало спасение изрядное количество «учителей-спасителей». Кого-то из них слушали, кого-то прогоняли, кому-то внимали с благоговением, а кто-то и сам погибал дурной смертью.

Но вполне сознательно и целеустремленно распяли только Истину – Христа!

Даже лютых преступников не всегда предавали такой страшной, мучительной и позорной казни, как Спасителя. Допустим, скверные богоубийцы считали ошибочным Его учение. Однако неистовые фарисеи более или менее уживались, даже в синедрионе – верховном судилище иудеев – с противным им учением славолюбивых саддукеев, и все вместе – с вовсе безумными иродианами. Каждая из этих иудейских «партий» осознавала грубейшие нарушения Моисеева Закона противной стороной. Но не было случая, чтобы по поводу этих философских и богословских разногласий устраивалось бы смертельное кровопролитие. Вот распять Христа – другое дело! Ни те, ни другие, ни третьи терпеть Его обличения были не намерены. Можно, конечно, укрыться от грозных речей Господа, обращенных к грешникам. Но даже ослепив себя, спрятаться от яркого Света спасения невозможно. Значит надо Его убить! И вот уже заклятые враги дружно собираются на святотатственное злодейство.

Духовно слепые бегут от Света, боясь его подобно ночным тварям. Такие могут до времени тихо и неосознанно ненавидеть Христа, но наступает время взрыва ожесточения – и верных Христу опять ведут на Голгофу. Внешне она может быть мало похожа на Евангельскую, важна лишь духовная сущность. Голгофские страдания для христиан, исполненных любви к Богу, – путь мученического воскресения. Для прочих – это дорога в черную бездну безысходности и вечной погибели.

Но Голгофа – не только место славы распинаемых и казни самих распинателей. Это и место просвещения падших. Ни тихая проповедь, ни жаркие споры – сильнее всяких прочих средств для вразумления неверных может оказаться сильнейшее потрясение от жестокости палачей и мужества воинов Христовых.

Духовная сопричастность христианских мучеников Христовой Голгофе стала незыблемым основанием Церкви. Не мерой изливается благодать Божией Славы на распинаемых за Христа. Слава – это еще и власть, которой мученики попирают зло. А любовь бессмертна, и потому зло всегда погибает, пытаясь распять ее.

И снова ослепительно яркое: «Свет Христов просвещает всех». Именно всех, а не только верных. Каждый вольно избирает ослепление смерти или жизнь.

В ином месте Евангелия Господь говорит о страшной участи видевших Христа, ощутивших благодать Божию, но оставшихся с холодным сердцем: «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! …И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но… земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе». (Мф. 11, 20–24).

Когда Господь произносил эти слова, еще не требовалось того непоколебимого мужества, которым прославились воины Христовы впоследствии – только добрая воля и любовь к жизни, но и этого малого Спаситель не находил.

Как просто спасительная благодать Божия обращается в проклятие всем тем, кто по своему безрассудству ее отвергает! Для такого дела, как видно, нет нужды вообще что-либо предпринимать, достаточно просто остаться равнодушным. Поскольку Бог есть Любовь, равнодушие ко Христу есть отсутствие любви, которое может начинаться по-всякому, но кончается всегда злобой и смертью.

Напомним еще раз: для многих людей и народов безволие и теплохладное «иерихонское» сердце не навсегда оставались таковыми. Умирающая душа, отвергшая Христа, после посещения Божия принимает в сердце зависть ко всем живым, ушедшим вслед Ему. Проходит время и начинается сперва тихая, а затем буйная истерика-бунт, не раз становившаяся причиной самых страшных и кровопролитных трагедий, коренным образом изменивших мир.

Меняются эпохи, но, как и прежде, звереющие «тихие иерихонцы» раз за разом распинают Христа и Святую Церковь.

Так, на глазах у бессильного народа была разрушена и Советская Империя. Даже в коммунистический период силой ее объединявшей был отнюдь не только страх перед инородцами-большевиками, как утверждают, а еще и любовь, это надо твердо усвоить. Пусть любовь была не всегда осознана, но она была! Иначе не было бы героев-защитников Брестской Крепости, двадцати восьми панфиловцев, Матросова, непобедимых защитников Сталинграда и многих других героев. А теперь мы холодно наблюдаем за медленной гибелью своего Отечества, хотя это наша собственная гибель!

Чего же нам следует ожидать дальше? – Того же, что и в Евангелии. Взрыва ненависти к Отечеству или сразу ко Святой Церкви – Телу Христову. А уж ненависть может быть самого разнообразного свойства – революции, междоусобные войны или… неистовый патриотизм.

Когда обличающий Свет Правды, сокрушая иллюзии, властно вторгается в жизнь ожесточившихся нераскаянных слепцов, попытка убийства Правды, а точнее – самоубийства этих безумцев, становится неизбежной. Правду ведь нельзя убить, а себя – можно. Вопрос лишь во времени, когда состоится эта трагедия и конечно, в попущении Божием на святотатство. А сейчас неистовство смерти уже ясно наблюдается в яростном ожесточении окружающих нас народов, которым сопровождается духовное возрождение Православия в нашем Отечестве.

Можно не сомневаться, что и нынешнее, еще во многом мирное, собирание русского и братских ему православных народов окончится свирепым нападением на них врага. Каким и когда оно будет, сколько душ от этого гонения на Христа еще прозреет, а сколько ожесточится до конца – сие нам не ведомо. Для нас важнее успеть приготовиться к будущему противоборству злобе сатанинской. В том же, что Христос победит снова – нет и тени сомнения!

 

-3-

 

Тяжелые гонения на Христа происходят ныне в Украине, став хотя и скрытой, но целенаправленной государственной политикой самостийных делителей Неделимой Империи. Гонители Христа – униаты, самосвяты и крушители Церкви, нагло выдают себя за христиан, но на самом деле они – всего лишь маленькие антихристы.

Дерзко восхищают право Божьего суда нечестивые «ревнители веры», вся ревность которых состоит в тайной ненависти ко Спасителю и открытой – к Православию. Хотя и они проповедуют Христа, но особенного. «Христос» значит «Помазанник», Царь мира. Беззаконные униаты ожидают именно такого царя… Почти такого. Им действительно нужен некий «царь мира», в чем они вполне искренни. Есть лишь маленькая разница.

Их «христос» беспощадно жесток к тем, кто не разделяет его убеждений, у него нет любви, а значит – и самого спасения. Да это же антихрист! Вот, оказывается, кому готовят трон «незалежные христиане», поступившие с Церковью и Россией точно так же, как некогда евангельский Иуда Искариот! Если не придет раскаяние – их участь будет такой же скверной. Может именно таким образом, не дай Бог, на окраине огромного Русского Царства, рождается последний злочестивый зверь-антихрист!?

Не случайна ненависть к России, поощряемая на Украине, да и не только там. Она связанна с возрождением Апостольского духа России, чего новоявленные иуды не могут стерпеть. Как же он силен, этот невидимый могучий дух, что далекие от Москвы «западэнцы» из РУХа в злобе берутся за оружие, чтобы даже в Чечне сражаться с ненавистными «москалями»!

В Евангелии воины Пилата вдоволь натешились, избивая беззащитного Христа. Сейчас их потомки хотят убить беспомощную Россию. Мировое сообщество с удовольствием дозволило бы, да Бог не велит!

В такое предательство нельзя было бы поверить, не происходи оно прямо на наших глазах. Но раз уж молитвы православной Руси дошли даже до таких наших «братьев» – иначе отчего они так озверели? – значит, велика она и пред Богом!

И до гонителей Христа доходит благодатный Свет Правды, струящийся по всему миру от престолов и келий – молитвенного стояния Третьего Рима.

Евангельское молчаливое исповедание спасения измученного побоями, издевательством и безумием народа Христа, вознесенного на Кресте, вызвало истерическую ненависть и визг христопродавцев. Не стихающий их злобный вой и поныне доносится из темных глубин «тайны беззакония». Скорбное молчание распятого Христа, оказывается, равно ненавистно врагу рода человеческого, как и свободная проповедь Его Учения.

Мир и сейчас не может игнорировать кажущееся безмолвие Божьего народа и Святой его Церкви. Либо произойдет обращение заблудших к Вере, либо их ожесточение снова обрушится на православных и Святую Русь.

К нашему счастью, процесс ожесточения соседей еще только разгорается.

Как некогда Евангельский Иерихон, Русскую Империю тоже посетила неумолимая смерть. Но не все на Святой Руси умерли. Не все с иерихонским безрассудством отдали бездне свои бессмертные души. Храмы Святой Церкви с каждым днем собирают новых воинов Христовых. Многие из них немощны, скорбны и изранены, но все исполнены решимости идти до победного конца! Ведь с нами Бог, ведущий Свою паству через Голгофу к славе обителей Горнего Иерусалима – Царства Небесного!

Раньше защитой Святого Православия, останавливающей его извечных врагов, было как само церковное устроение Русского Царства, так и державная мощь Российской Империи. Сейчас состояние ни того, ни другого нельзя считать удовлетворительным. Поэтому злорадные враги Христовы все безбоязненнее поднимают свои мятежные головы, извергая серный дух бездны против России и его православного народа, в первую очередь – русского.

Но враги-обманщики сами обмануты. Злорадно наблюдают христопродавцы за беспомощностью доверчивых и беззащитных людей, но не различают под скудными их ризами блистание грозных доспехов непобедимых воинов Христовых. Их блеск ослепляет неверных, а за кажущимся метанием отчаявшихся людей не видит враг тихого собирания победной рати!

Чья-то способность к видению Света, как особенно ярко видно и из евангельских событий, может очень сильно раздражать духовно незрячих. Особенно это проявляется, когда свидетельствует об их собственной неполноценности. Ведь поврежденные гордой завистью сердца слепых не желают смириться с этой правдой. Они непрестанно вопиют о своем мнимом превосходстве над Христом. В болезненном состоянии слепоты некоторые усматривают большие преимущества, особенно живя в мире глубоко искаженном. Слепой, например, легче зрячего ориентируется в кромешных потемках современного общества.

Выросший в духовной слепоте зачастую бывает более удачлив и приспособлен к духовному мраку, легче адаптируется к его изменчивым и жестоким законам, но такое «знание жизни» есть на самом деле познание смерти.

Понятно, что подобные способности и навыки неизменно кончаются для «счастливчика» большой бедой. Если она не настигает его в земной жизни, то в загробном бытии возьмет свое обязательно. Вроде бы полезная способность ориентирования в духовной тьме никому еще не помогла найти дорогу из адской тьмы к Божьему Свету. Бесполезна эта способность на светлом месте – в Христовой Церкви. Во Царствии же Небесном – и вовсе бессмысленна.

 

-4-

 

Присмотримся еще раз внимательнее к происшедшему некогда в Иерихоне, чтобы понять, почему именно самые близкие, по сути – братья, какими являются украинцы-униаты, стали внезапно злее самых заклятых врагов России.

Сначала собравшимся вокруг Христа жителям Иерихона было очень хорошо. Благодатно действие на человека Божией Любви, утешающей его израненную душу. Так действует благодать на новоначального, обратившегося к Вере. Но когда человек немного набирается сил, та же самая благодать начинает не только утешать, но и обличать, настойчиво пробуждая спящую совесть и все больше требуя от человека посильного труда в деле собственного спасения.

Возвращение к жизни понуждает безвольную волю вернуть себе свободу, отобранную страстями. Этот тяжелый труд может показаться сластолюбивой душе не таким уж приятным, а часто и вовсе досадным. И тогда человек начинает по гордости противиться обличающей благодати. «Есть лукавство в грешной душе, что она всячески уклоняется от труда по делу спасения. Приди, возьми и понеси ее; перечить не станет, – ей лишь самой потрудиться не хочется», – поучает святитель Феофан.

Нужно волевое усилие над своей немощью, а это сложно. Радостно шли жители Иерихона, но лишь до тех пор, пока не ощутили в шествии необходимости труда.

Сначала, видимо, удалились гордые, но безвольные. От них, таких «мудрых и уставших от жизни», Господь потребовал посильного труда наравне со всеми – даже унизительного общения с жалкими смердами-рыбаками – Апостолами.

«Смиритесь. Вы не лучше их», – слышали они слова Господни. – «Но это же возмутительно! – стрелой пронзила обида сердце. – Коли так, то хватит нам унижений! Или несите нас и славьте, или идите дальше одни. Ах, так? Не хотите? Значит, вы решили бросить нас на погибель? Так знайте, что вы оставляете лучших! Идите же со своим безграмотным быдлом. Копайтесь в их мелких душонках, в то время как от вас уходят настоящие благородные люди!» – А сами с тоскою все смотрели вслед ликующим ушедшим. Истомленная душа рвалась к только что познанной бесконечной радости. Они ждали, что за ними, такими замечательными, вернутся и позовут встать на почетное место. Увы! Дорожная пыль постепенно оседала вслед за ушедшими в Иерусалим. Сначала затихли вдали радостные голоса людей, затем почти неслышное, мягкое и торжествующее ангельское пение, сопровождавшее процессию. Тишина. А горькие слезы несчастных все текли и текли. Томная обида – новое страшное услаждение, становится уделом одинокой нераскаянности!

Вслед за ними, спустя время, последовали восвояси гордые и волевые.

Эти возможно даже и не поняли, как снова очутились в городе. Таких можно назвать «ревнителями веры». Они проследовали далее прочих, но их ожидала, наверное, более незавидная участь, чем отставших из-за эгоистичной обиды.

Велика была радость Божия утешения, испытанная шедшими со Христом. Ведь Сам Спаситель усыновил их! Радость эта для некоторых, увы, была недолгой.

Законное сыновнее дерзновение скоро сменилось незаконной дерзостью.

Дерзкие неожиданно возомнили стать не просто учениками, а самыми незаменимыми «помощниками Христа». Без них Ему, Такому непрактичному, не обойтись! В нарастающем своем безумии гордецы вдруг ощутили властное обличение Спасителем их нечистой совести. Господь любовью и обличением греха снова хотел спасти гибнущие души, но люди, увы, отказались от новой милости.

Нераскаянная гордость рождает в душе особый гнев, приводящий ревнителей к необычной злобе, обычно выражающейся в неумеренной религиозной ревности, особенно опасной тем, что в ней таится скрытая, но бешеная ненависть «ревнителей» Веры Христовой… ко Христу!

Обличение, которым благодать исцеляет многих нераскаянных, «ревнители» с негодованием отвергают для того, чтобы самим обрушиться «праведным» гневом на «схизматиков», смиренно идущих вслед Христу.

Страстная натура не может терпеть благодатной тишины сердечного покоя. И вот уже «гордо реет буревестник, черной молнии подобный», без устали сеющий в Церкви черную смуту и кровавые расколы. Таким напряженно-созерцательная и благодатная жизнь Церкви не потребна. Непокаянные безумцы жаждут особой «жизни» – сладкой крови врага.

Пусть не всегда это удается, но хотя бы посеять семена злобы – уже для них хорошо!

Сперва злоба не осознается и выражается ревностным осуждением «нерадивых» братьев во Христе, представляясь сугубым благочестием. Придирки, осуждения, долгие бесплодные молитвы постепенно заменяют былую радость любви. Ревнители даже не поняли, как пошли обратно от Христа к Иерихону.

Напрасно был пройден большой путь. Смертельная болезнь стала неисцелимой. Несчастные только переполнили сердце злобой – ужасное состояние души!

Человек мечтательно думает, что шествует со Христом, в то время как давно следует в сторону бездны. Душа его может быть наполнена отвагой и ревностью, но это уже или скрытая ложь, или явная злоба ко Христу.

Такого человека раздражают люди, идущие в противоположном ему направлении. От гордости и ненависти душа страдает, но спасительного покаяния эти страдания уже не производят. Поэтому «ревнитель веры» доходит до такого исступления, что начинает гнать Самого возлюбленного им Христа. Без каких-либо мучений и кровопролития, гонений или насильного отречения от Веры душа такого «ревнителя» сама незаметно отпадает от Бога. Страшно и бессмысленно погибнуть христианину такой лютой смертью. А ведь это – отнюдь не редкость!

Уместно будет упомянуть еще об одном обстоятельстве, видимо повлиявшем на решение иерихонцев возвратиться в город. Господь шел в Иерусалим – образ Небесного, но на этом пути надлежало пройти и через Голгофу. Господь, уже не скрывая ни от кого, сообщил это своим ученикам, наверное для того, чтобы объяснить непонятный страх, который входил в сердца верных. Они его еще не знали, имея до сей поры только радость богообщения. Поэтому новые ощущения особенно пугали. Чувствовали тревогу и иерихонцы, начиная понимать, что жизнь, свобода и любовь даются не даром. За них придется до смерти сражаться с демонами.

Радоваться хотели все, но трудиться, и тем более страдать, было неохота!

Страх вообще – тяжелое испытание, и преодолеть его, по слову Писания, может в полной мере только одно средство – любовь. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4–7).

Этой-то любви и не смогли обрести напуганные и нераскаянные гордецы, свой нарастающий страх скрывавшие особой ревностью. Здесь проявился закон духовной природы – чем меньше любви, тем больше страха, а чем больше страха, тем больше нервозности и истеричной злости.

Нетрудно заметить, что таким же скверным качеством обладали и фарисеи. Подмену любви жестокой ревностью можно считать одним из важнейших качеств, определяющих истинное лицо христиан, оставивших полноту правой Веры.

Можно здесь вспомнить и дела более давние. Например, странный «крестовый поход» католиков, дотла разграбивших и разоривших православный Царьград – Константинополь. Та же жестокость привела к походам меченосцев и их последышей на Русь. Во всех этих случаях жестокость была следствием именно злобной религиозной ревности.

Но то – в прошлом, а сейчас почти разорены уже две украинские епархии.

Что побудило нынешних «ревнителей веры» – униатов, к жестоким преследованиям православных? Может и до них тоже дошло древнее Иерихонское шествие, вызывая у принявших Христа, но отказавшихся от Его любви, прежнюю ненависть, рожденную завистью, страхом и демонической гордостью?

 

-5-

 

России, на первый взгляд, подобное не грозит. Но так ли это на самом деле? Есть все основания предположить, что опасность реальнее и ближе, чем думается.

Ведь дело даже не в католицизме, протестантстве или униатстве, принесших столько вреда Христианству. Это лишь видимые очаги проявления тяжелой болезни христоненавистничества. Так, тело больного чумой покрывается страшными язвами. Но не от язв гибнет еще недавно здоровый организм. Гибнет он от совсем малых, невидимых глазу бацилл. А язвы образуются от собрания их гниющих масс в одном месте, и свидетельствуют о начале смерти, а не о начале болезни.

Так и сейчас, язва униатства на теле умалившейся до времени Российской Империи ясно говорит, что наше общество находится в смертельной опасности. Промыслительное, по-видимому, отсечение от Российского государства ее особо тяжко больного члена – Украины, дает России еще некоторое время для того, чтобы достойно приготовиться к неизбежной борьбе с нарастающей болезнью гордого и злого самосвятства – с самой смертью.

Если все действительно так и есть, насколько же велика сейчас опасность!

А какое тяжкое бремя духовной брани выпало православным, оказавшимся в гуще событий! Может быть, в Малороссии уже сейчас стяжаются дивные светлые венцы новых исповедников и мучеников от «демократических» гонений на Святую Церковь Христову.

Тихо, без видимой войны и без особой надежды на помощь из России, ведут сии отважные воины Христовы непримиримую битву за Украину – окраину Руси, за бессмертные души своего народа. Велико молитвенное стояние праведников. Им неоткуда ждать помощи, но с ними Господь наш Иисус Христос!

А что же происходит в России? Готовы ли мы к тому, что в этом духовном сражении неминуемо настанет и наш черед? Как часто на наших приходах царит вовсе не соборный дух любви, как должно бы быть. Настоящие братские чувства – не слишком частое явление в обыденной приходской жизни. Особенно ярко это проявляется тогда, когда кого-нибудь из братьев настигает беда. Еще недавно он был всем нужен и мил, особенно если мог помочь приходу средствами, своим трудом или еще чем-либо. Но вот человек пал или заболел, и очень скоро забывается его добрый отзывчивый взгляд. Так же незаметно уходят из жизни старушки, отдавшие Церкви всю свою жизнь, силы и средства. Так бывает не всегда, но увы, нередко. Одинокие люди умирают вдали от тех, с кем провели годы церковного стояния, забытые всеми кроме Бога.

Зато как часто у нас процветают взаимные осуждения, доходящие до неприязни. Жгучая обида – тоже постоянная спутница нашей приходской жизни. Как трудно от всего этого избавляться. Зачастую только лютые скорби могут еще как-то отвлечь нас от негодных страстей, и действительно, по милости Божией скорби не покидают верующих. Когда зло среди христиан набирает силу, посещают Церковь многие беды. Пока же подобная напасть не наступила, нужно успеть укрепить душу, приготовиться к грядущим непрестанным сражениям не на жизнь, а насмерть!

Давным-давно уже нет в живых никого из участников того удивительного иерихонского «крестного хода», но по-прежнему, из века в век с тихим и радостным смирением следует Христово воинство от сумеречного греховного Иерихона в Горний солнечный Иерусалим свободы, счастья и святости.

Все так же Спаситель ведет верных. Все новые и новые ряды победоносных воинов Христовых приходят на смену нашедшим желанное вечное упокоение. А другие, точно также как и их предшественники-иерихонцы, искушаются демонами и уходят несчастные прочь от спасения, в жгучей обиде и нестерпимой злобе проклиная Спасителя, видя все свои беды в Нем и в преданных Ему учениках.

Как же легко живительное Божие благословение становится для отвергших Христа людей тяжким проклятием, нестерпимо жгущим несчастных, где бы они ни были. Рожденные от этого тревога и страх могут подолгу оставаться почти незаметными, и лишь по временам они внезапно выплескиваются массовой безудержной истерией. Тогда озлобленность перестает быть уделом отдельных людей, целые народы дружно собираются, чтобы отомстить всем, кто по-прежнему следует за Христом.

И в наше время это проклятие тоже принимает откровенно воинственные формы, например, в сербском Косово, где «цивилизованный» мир твердо, злорадно и безжалостно поставил Христа на «законное место» – среди «мерзких православных недочеловеков».

Сербии уже не раз доводилось видеть разных захватчиков – и мусульман, и католиков. Даже православные (!) братья – болгары, и те часто за что-то ненавидели их. И вот, некоторые из страха перед оккупантами, в отчаянии приняли чужую кривую веру. Прошло время, и оказывается, что отпавшие стали уже не просто чужим народом, но народом, ненавидящим свою Родину-Мать – Сербию! Теперь сомнительные права дерзких сынов агарянского Магомета ставятся теперь выше прав законных хозяев.

Вина православных сербов, зачастую даже не очень-то и церковных в наши времена, была для убийц очевидна и состояла уже в том, что народ сербский не отверг Христа, как все «порядочные» люди. Проклятые жаждут, чтобы их проклятие досталось всему миру! Поэтому так настойчиво идет усмирение непокорных. Вся западная технотронная мощь обрушилась на невинных сербов только за одно то, что они все еще остаются людьми. Весело и быстро пролетели для войск НАТО и прочих деятелей, увлекающихся политикой, несколько недель ракетно-бомбового террора. Кажется, сопротивляющиеся поставлены на колени? Нет – ошибаетесь!

А пока что мертвая западная цивилизация, бывшая некогда христианской, шествует к Иерихону, а точнее – к самой Голгофе, где уже кипит работа: готовятся кресты для распятия Православного мира. Многие думают, что это для них – единственный путь ко спасению, иные просто покорились злу.

Протест против Спасителя всегда принимает такие агрессивные формы, когда он уже в самом разгаре. Но начинается все обычно с относительно мягких и почти незаметных, как бы «тлеющих» форм выражения этой неприязни. Рассмотрим одну из них.

Вернуться к оглавлению

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку