Александр Франгуланди

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Ф >


Александр Франгуланди

1991 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Александр Франгуланди

Греки-понтийцы: дорога длиной в 2,5 тысячи лет

Введение. Знакомство с черноморскими греками и их соседями

Прежде, чем переходить к последовательному и детальному описанию событий, имеет смысл кратко ознакомиться с теми, кого называют черноморскими греками, и тем фоном, на котором они жили и действовали.

Черноморскими называют греков, в глубокой древности поселившихся на берегах Черного моря, по-гречески - Понта Эвксинского или кратко - Понта, и не просто поселившихся там, но и организовавших тогда же свою государственность (в виде множества независимых государств-полисов) (см. рис.)

В настоящее время, как этнос, т.е. народ со своими специфическими чертами, черноморские греки сохранились в основном на территории Советского Союза. Хотя в Греции их намного больше (по разным оценкам 2-3 миллиона), но там они мало отличаются от местных греков (хотя сохранили еще в некоторой степени свой диалект греческого языка). Живут они и в других странах Запада, где еще больше потеряли черты своей самобытности.

Прежде всего, откуда, как и когда появились греки в границах России? Как оказалось в самое последнее время, эти вопросы имеют не только исторический интерес. Будучи очень далеки от понимания демократических начал жизни общества, народы СССР - недавно тоталитарного государства - восприняли демократию не как возможность установить гражданский суверенитет, а как право на решение судеб других народов, живущих с ними рядом. Вопрос коснулся не только греков. Прибалтийские республики ставят вопрос о «захватчиках, пришельцах, посторонних» в своей стране, имея в виду русских; узбеки с неимоверной жестокостью убили и изувечили несколько сотен своих единоверцев, говорящих на близкородственном языке - турок-месхетинцев, требуя их удаления с территории Узбекистана; грузины настаивают на том, что абхазы и осетины не имеют прав на свою территорию, поскольку де она исконно грузинская земля; таджики требуют у Узбекистана свои земли и своих людей, насильственно записанных в свое время в графе «национальность» узбеками; между армянами и азербайджанцами идет настоящая война за территорию Нагорного Карабаха. Греки везде воспринимаются как эмигранты, поскольку де их Родина - Греция. И т.д., и т.п.

В своей «Истории» я не думаю ограничиваться только греками, но о греках я знаю просто несколько больше, и на их примере лучше смогу сформулировать те проблемы, которые являются, по-видимому, общечеловеческими.

 

В границах России (и тем более, Союза) греки появились задолго до того, как появились эти самые границы и сама Российская империя. На вопрос «откуда», разумеется, можно было бы ответить - «из Греции», но вот, что такое Греция в проекции на то далекое время, ответить не просто.

 

В то время, когда черноморские греки впервые высадились на земли, ставшие их родиной, не было ни самой Греции, как государства, ни тем более России, Литвы, Латвии, Грузии, Абхазии, Армении, Азербайджана и большинства других государств земного шара. Более того, в то время не существовало еще народов, населяющих нынешние страны Союза, хотя, конечно, существовали и сами земли, и предки тех людей, которые в настоящее время на них живут. Эти люди входили в состав первобытных родов и племен, носивших совсем иные наименования и зачастую располагавшихся во многих сотнях, а то и тысячах километров от мест нынешнего проживания их потомков. Один пример такого рода - перемещение тюрок из восточной Сибири и Алтая на территории Европы и западной части Азии - широко известен. Но мало кто знает, что и предки подавляющего большинства других народов жили когда-то в других местах, чем ныне. Если тюрки начали свое движение с IV в.н.э. и особенно бурным оно было в Х-ХI вв.н.э., то монголы пришли в Среднюю Азию и Закавказье на несколько веков позже, а русские завоевали Сибирь (дружина Ермака) в XVII веке. А вот индоевропейские предки армян и иранцев пришли на нынешние территории примерно во II тыс. до н.э. Арабы прибыли в Аравию в IV-V тыс. до н.э.; и т.д., и т.п.. Причем, как известно, все современные народы произошли от смешения множества племен, и их название нисколько не отражает их, так сказать, генетического, или племенного происхождения. Так болгары названы по имени тюркского племени «булгар»; по языку они - славяне, а «по крови», антропологически, они принадлежат, в основном, к фракийской племенной группе. Как такое могло случиться, мы покажем в дальнейшем на разных примерах.

 

В свете таких фактов вопросы о том, кто пришелец, кто коренной житель данной территории, решить, по-видимому, почти невозможно. С какого времени нужно проживать в данном месте, чтобы считаться «коренным» жителем: 10, 50, 100 лет, 1 тысячелетие или более? И как убедиться, что именно этот человек имеет всех предков (иначе снова проблемы) начиная, скажем, с Х в. н.э. жившими на этом месте?

 

Греки, как и любой другой этнос, менялись на протяжении всей своей истории; менялись и генетически, и культурно; менялся, разумеется, и их язык. Можно насчитать, по крайней мере, три ясно различимые ступени формирования греков, как целого, и множество мелких локальных изменений, которым подверглись отдельные их части. Притом, сейчас очень трудно решить, какой признак следует ставить во главу угла при определении вопроса, грек это или не грек: гены, язык или культуру. Ведь именно все вместе эти признаки в достаточной мере определяют этнос. А поскольку греки, как и другие народы, произошли от смешения нескольких народов, зачастую с совершенно разными признаками, то очень сложно решить, кто же до смешения из них были настоящими греками.

 

Первой ступенью формирования греков было смешение некоторых европейских племен, пришедших с севера Балканского полуострова с местным европейским и неевропейским населением, более высоким по культуре, проживавшим на территории современной Греции, островах и побережье Эгейского моря (включая побережье Малой Азии). Таким образом, если мы хотим выяснить происхождение греков, мы должны изучить все имеющиеся сведения обо всех компонентах, вошедших в их состав.

 

Следующая ступень - средние века (IV-XV вв. н.э.): в это время в состав греков вошли многие другие племена, проживавшие на той же территории или поселившиеся на ней (славяне, влахи, албанцы и пр.), приобретя права Римского (Византийского) гражданства, а также масса рабов самого разного происхождения, освобожденных при развале рабовладения.

 

Третьей ступенью можно считать время турецкого и, отчасти арабского, венецианского и генуэзского владычества над греками, внесшего свои изменения в язык, культуру и гены греков. Оно началось в XIV веке и кончилось в XIX. За истекшее с тех пор время новых причин для изменения греков метрополии (т.е. собственно Греции) не было, за исключением того, что Греция снова приобщилась к европейской цивилизации. Однозначно сказать то же самое о греках черноморских трудно, так как за годы Советской власти они подверглись существенной ассимиляции в местах проживания по причинам от них не зависящим (о них мы поговорим в своем месте).

 

Черноморские греки (и греческая государственность на побережье Понта) появились в 8-7 вв. до н.э. Греция тогда не была единым государством, а делилась на множество государств, во главе каждого из которых стоял крупный для того времени город-полис. По этой причине государства эти назывались полисами. Большая часть самих городов возникла еще в конце II тыс. до н.э., но полисная система начала складываться только с середины 1 тыс. до н.э. Для нас представляет интерес тот факт, что на Эгейском побережье Малой Азии уже с этого времени существовали 12 крупных и богатых полисов (так называемое ионийское двенадцатиградье). Наиболее крупным из них и самым богатым был полис Милет. По-видимому, население этого государства росло очень быстро, поскольку именно выходцы из Милета основали большинство черноморских полисов: на севере побережья - Ольвию, Феодосию, Пантикапей (Керчь), Горгиппию; на востоке - Питиунт (Пицунду), Диоскуриаду (Сухум), Фасис (Поти); на юге - Синоп, Тею и некоторые другие. Кроме того, позже полис Синоп (а значит и милетцы) организовал Трапезунд (Трабзон), Фарнакию, Керасунт, Котиору (Орду?), а Тея - Фанагорию. Немало черноморских полисов были организованы и другими государствами малоазийского побережья и материковой Греции. (Последняя особенно активна была на средиземноморском побережье - в Африке, на острове Сицилия и юге Апеннинского полуострова и в других местах). Все эти вновь организованные государства принято почему-то называть колониями, хотя, как общеизвестно, они никогда не существовали за счет эксплуатации местного населения, и с самого момента образования каждый полис получал государственную самостоятельность.

 

Дочерние полисы организовывались за редким исключением мирным путем, ибо и без того их жителям доставало забот на новом месте, чтобы вести еще военные действия с близлежащими племенами. Большая часть этих полисов располагалась на побережье, и только единицы - на некотором удалении от берега, но обычно на реке, по которой нетрудно было добраться до моря. Каждое из них состояло из города и хуторов (клеров), составлявших сельский округ (хору) этого государства. Владельцы хуторов были гражданами государства и часто имели собственные дома в городе. «Хора» поставляла в город продукты и сырье. Собственно городские жители занимались ремеслом, торговлей и обработкой сырья. Управление полисов обычно первоначально было демократическим. В дальнейшем часто правители захватывали власть силой или становились, так называемыми, тиранами (но не в современном смысле) или царями.

 

Отношения с окрестными племенами складывались в разных местах по-разному. Жители полиса избегали затевать с ними войны, ибо завоевывать, в сущности, было нечего - окрестные племена находились на более низкой ступени развития, а потерять можно было многое. Кроме того, в греческой истории не было традиций именно грабительских походов. Боролись за свободу, за власть. За деньги воевали только наемники - профессиональные воины, происходившие из разных мест и выполнявшие указания любого, кто им платил - будь то грек, перс, фракиец или другой. Поэтому полисы, если и воевали, то, в основном, между собой (к сожалению, делали они это , как и все другое, очень умело, и иногда разоряли друг друга дотла).

 

Отношение окрестных племен к полисам было иное. Здесь была возможность продавать свое сырье и продукты и богатеть; поэтому вокруг полисов быстро организовывались села, специально производившие продукцию для полисов. Со временем местные жители получали права гражданства и могли селиться прямо в городе, становясь греками. В то время люди различались не по национальности, а по способности быть полезным другим людям. Признанием этих способностей было право быть гражданином государства. И наоборот, в случае, если человек наносил вред своим согражданам, он мог потерять гражданские права.

 

Несомненно, полисы вызывали зависть и желание овладеть чужим достоянием. Поэтому нападение на полисы со стороны окрестных и дальних племен неоднократно зафиксированы в хрониках. Многие из полисов погибли именно в результате военного разорения.

 

Не менее часто, однако, эти государства исчезали, поглощенные появляющимися местными государственными образованиями. Если в жизни граждан бывшего полиса надолго порывались связи с другими греческими государствами, то в течение нескольких столетий греки ассимилировались с господствующим населением и исчезали как культурная единица. Так было с полисами северо-востока и востока Понта, включая и мой родной город Диоскурию-Сухум. Можно сомневаться, что в этих городах сохранилась ветвь того первоначального населения, которое основало эти государства.

 

Некоторым греческим государствам повезло больше - они вошли в состав более поздних греческих политических структур и продержались в качестве именно греческих государственных образований до более позднего времени без ассимиляции населения. Так было с полисами побережья Малой Азии, которая вошла в состав греческой по культуре и языку Восточной Римской империи (сейчас условно называемой ученными Византийской). В это время возрождается греческое население в некоторых древних центрах побережья, которые по наследству от Римской империи перешли в круг влияния Византии, например, в Херсонесе, Питиунте, Диоскуриаде (которая в это время уже называлась Севастополисом) и некоторых других. Но оно не было многочисленным, так как постоянно подвергалось ассимиляции.

 

С началом возникновения Византии (IV в. н.э.) практически совпадает начало образования государств современного типа и на территории Европы, и на Кавказе. Точнее, начинают вырисовываться будущие границы современных государств, а население их начинает закрепляться в этих границах и закреплять их за собой. Но впереди еще были около 15 веков перемещений народов прежде, чем закрепление было признано всеми и можно было говорить о национальностях, т.е. о чувстве общности у людей, населяющих данную территорию и выработавших здесь некоторые правила общежития. Греки были типичным, хотя и своеобразным, элементом этого перемещения.

 

Итак, с VIII в. до н.э. и по нынешнее время, т.е. на протяжении почти 28 веков, греческий поток впитывался во все окружающие земли, в том числе, в земли, которые позже стали Молдавией, Украиной, Россией, Абхазией, Грузией, Турцией и др. В «Истории» Геродота и в «Географии» Страбона упомянуты даже целые племена греков, еще в древнее время растворившихся в окружающих племенах - гелоны и будины на Дону и ахеи на кавказском побережье (в отношении последних высказываются сомнения, было ли это племя греческим, но древнегреческие источники на этом настаивают, и вопрос до конца не снят). Компактная масса потомков древних греков осталась к нынешнему времени только на территории СССР (в границах до 1991 г.).

 

В настоящее время (1991 г.) греческое население Советского Союза составляет около 350 тыс. чел. и ежегодно сокращается на несколько тысяч человек за счет эмигрантов в Грецию. Больше всего греков проживает на Украине, в основном, в Донецкой области - более 110 тыс. чел. Их называют мариупольскими (азовскими, донецкими) греками, хотя они являются потомками тех древних греков, которые основали города Крымского полуострова. (В 1779 г. по предложению русского правительства они перешли с территории Крымского ханства на побережье Азовского моря, став русскими подданными и основав г. Мариуполь и еще 20 селений).

 

На Северном Кавказе проживают около 70 тыс. греков; около 50 тысяч - в Казахстане и около 7 тыс. - в Армении. Около 100 тыс. греков населяют Абхазию и Грузию. Они живут и в городах - Тбилиси, Рустави, Сухуме, Кобулети и других более мелких, но основное население сосредоточено в селах, в том числе и в сельских районах, удаленных от побережья - Цалкинском, Тетрицкаройском, Дманисском, Болниском, Боржомском и др.. Примерно около 38 тыс. греков приходится на Цалкский район с райцентром г. Цалка, расположенном в горах. Эти греки составляют в большинстве своем особую группу (так называемых «цалкинских» греков), говорящую не на греческом, а на турецком языке (почему это случилось, мы расскажем в свое время).

 

О предках северных (мариупольских, азовских) греков существует обширная литература, особенно в Советском Союзе, поскольку русские и советские ученые изучают эту тему в составе истории юга России уже около двухсот лет. Пожалуй, именно в России и Союзе сосредоточены основные сведения о северочерноморских древнегреческих городах и быте их жителей. Раскопки этих городов продолжаются до сих пор, и здесь найдены весьма интересные эпиграфические памятники (например, ольвийский декрет, херсонесская клятва и др.), освещающие историю образования и существования этих городов и окрестных хуторов (по-гречески - клеров). Вместе с тем, сведения о древнегреческих городах, расположенных в Грузии, почти отсутствуют, а история черноморских греков вряд ли может интересовать местных ученых, занятых только поисками доказательств крайней древности и величия их собственной родины. Городу Сухуму в этом отношении повезло, поскольку он расположен в Абхазии, обладающей некоторой автономией в составе Грузии. Местным, русским и абхазским ученым изредка удается опубликовать сообщения о том, что здесь некогда действительно жили греки и даже оставили после себя немало памятников именно греческой культуры. (Аналогичные памятники, расположенные на территории Грузии, уверенно объявлены памятниками местного, грузинского происхождения с незначительным греческим влиянием).

 

Существуют исследования ученых Греции на эту тему, но они, в основном, касаются только турецкой территории проживания черноморских греков и мало затрагивают период жизни греков Советского Союза.

 

Черноморские греки - и северные, и юго-восточные - сохранились только благодаря стечению обстоятельств, а именно потому, что в свое время Византийская, т.е. Восточная Римская империя взяла их под свое покровительство. С переменным успехом эти области сопротивлялись порабощению до середины ХV века, и обе затем подпали под власть тюрков: крымских татар - на севере, турок-осман - на юге. В остальных областях, на которые власть Византии не распространялась, или ее власть там была неустойчива - на западе и востоке Черного моря - греки начали ассимилировать уже в Византийское время.

 

Основная масса юго-восточных греков, живущих ныне на территории Союза, переселялась в Россию в известное историческое время, в основном, в ХIХ, начале ХХ вв. Переселение совершалось несколькими волнами и часто было связано с обострением либо русско-турецких, либо греко-турецких отношений. Часть греков в поисках лучшей доли уезжала из Турции на заработки, часто надолго оседая в подходящих местах.

 

Основная масса юго-восточных греков прибыла на территорию России с территории бывшей Трапезундской империи (до этого - Понтийского царства, откуда научное название жителей этого государства - понтийцы) и сопредельной с ней территории. Прибывая на территорию Российской империи греки могли беспрепятственно получить греческое или русское подданство или остаться в подданстве Турции, что ни в коей мере не ущемляло их прав в России. Часть греков на территории России со временем приняла российское гражданство, но ассимиляции не подверглась, ибо не испытывала никакого давления со стороны правительства. Но большая масса греков до 1949 г. сохраняла греческое подданство, а затем была вынуждена принять советское гражданство. Перестройка Советского Союза, начатая в 1986 г., позволила им восстановить греческое гражданство, а обстоятельства заставляют уезжать навсегда в Грецию.

 

В настоящий момент никто не подозревает, что кончается эпоха в жизни целого народа - из черноморских греков мы превращаемся в просто греков. Более того, мы последние «римляне», с которыми навсегда исчезнет этнос, носящий это название, его язык и традиции. Я не оговорился: хотя название «римляне» нужно понимать в историческом плане, но так называют себя юго-восточные черноморские (понтийские) греки. Мы действительно «римляне», точнее потомки подданных Восточной Римской империи (которую ученые для краткости именуют Византией или Византийской империей). Мы называем себя так, как называли себя жители этой империи - ромеями, т.е. в переводе с греческого «римлянами».

 

С одной стороны, этот этнос непосредственно связан с теми древними греками, которые создали города Трапезунд, Керасунт, Котиора, Амасис, Синоп и другие, из которых мы родом. С другой - мы культурно вышли из Византийской империи и являемся носителями ее традиций. Более того, мы кое-что можем сказать об истории народов, живших по соседству с нами, и о которых сохранилось чрезвычайно мало сведений. Очень жаль, что, занимаясь раскопками городов и могил наших далеких предков, ученые не обратили внимания на живых «ископаемых» византийцев, которые, быть может, могли бы подсказать ответы на неразгаданные вопросы греческой колонизации и византийского быта.

Вернуться к оглавлению

Александр Франгуланди. Греки-понтийцы: дорога длиной в 2,5 тысячи лет. Сухум, 1991.


Далее читайте:

Греки, эллинес (самоназвание), народ, основное население Греции и Кипра.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку