Александр Франгуланди

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Ф >


Александр Франгуланди

1991 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Александр Франгуланди

Греки-понтийцы: дорога длиной в 2,5 тысячи лет

Раздел 2. КРЫМСКИЕ ГРЕКИ

Глава 2. Средневековая история Херсонеса  

После разделения Римской империи на две части с конца IV в. н.э. Херсонес фактически находился в зависимости от Константинополя - столицы Византии - Восточной римской империи. Херсонес был нужен Византии как форпост для защиты владений в Крыму и сношений с кочевниками. Здесь предпринимаются восстановительные работы и строительство христианских храмов. В 325 г. Константин I посылает в Херсонес епископа Капитона с военным отрядом в пятьсот человек - для распространения христианской религии. Храмы строятся, начиная с V века, особенно же интенсивно строительство шло при Юстиниане I (527-565г.г.).

Херсонес [34] в раннем средневековье (см. рис. из книги Я.Л. Якобсон. Крым в средние века. М., Наука, 1973) cтановится центром довольно большого земледельческого района, занимавшего юго-западное нагорье Крыма (страна Дори). К этому времени, т.е. ко второй половине 2 века относится процесс заселения этой местности остатками готских дружин, оттесненных сюда гуннами. Прокопий (VI в. н.э.) уже писал о них, как о давних насельниках этих мест и отмечал, что "в военном деле они превосходны и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны". Готы в свою очередь, по-видимому, ассимилировали сложное по составу местное население аланов, в состав которых до того уже вошли тавры и, возможно, греки. Еще в XV веке, по свидетельству итальянского торгового деятеля, в Крыму жили готы, говорившие на своем языке.

Период с конца V до середины VII в. н.э. в истории Херсонеса характеризуется не только интенсивным городским строительством, но и оживлением торговли и всего хозяйства в целом. Подтверждением тому служит возобновление собственной чеканки монет при Юстиниане I (прекращенной еще в III в. н.э.). Херсонес становится главным экономическим, политическим и культурным центром в Крыму. Кроме того, по словам Прокопия, Юстиниан I построил два укрепления на южном берегу Крыма - Алустон (Алушта) и "в Горзувитах" (нынешний Гурзуф). Оба города были крупными поселениями, преимущественно аланскими, как на то указывают их могильники.

Но надо сказать, что Херсонес, как и в античную эпоху, так и в средние века продолжал тяготеть не к центру Византии, а к прибрежным районам Малой Азии. Об этом свидетельствуют прежде всего параллели в архитектуре этих районов. Эти связи не прерывались вплоть до тюркских нашествий в ту и другую область.

Со второй половины VII века начинается очередной упадок Херсонеса, о чем свидетельствует прекращение выпуска собственной монеты. Он затянулся до второй половины IX в. н.э. и не был исключительным явлением в византийских областях: экономический застой охватил в это время многие области Византийской империи. Упадок Херсонеса на этот раз можно связать с нашествием хазар, хотя, по-видимому, сам Херсонес они не захватили. Более того, воспользовавшись ситуацией, Херсонес с помощью хазар отложился от Византии и перешел на самоуправление. Карательные экспедиции императора Юстиниана II (в начале VIII в. н.э.) не дали результата.

К этой эпохе относится основание и возобновления многих монастыре в Крыму. Причиной этого стала иконоборческая политика ряда императоров, направленная на уничтожение монастырской феодальной собственности.

В это же время в Крыму появился и новый этнический элемент - булгарский (булгары составляли одно из тюркских племен хазарского племенного объединения).

В середине IX века была образована Херсонская фема (административная область империи) с центром в Херсонесе и Херсонесский архиепископат. Важное значение приобрел Херсонес в сношениях между Византией и Русью, особенно со времени княжения Владимира Ярославича в Киеве. По просьбе императора Василия II князь Владимир послал ему в помощь шеститысячное войско. Но Василий не выполнил договорных обязательств по отношению к Владимиру, и поэтому последний предпринял поход на Херсонес (в средние века он назывался Херсоном, а на Руси - Корсунем). После осады, длившейся девять месяцев, город был взят.

Византийский император вынужден был выполнить требования Владимира. Он послал ему в жены царевну Анну и денежный выкуп за Херсонес. Со стороны Анны было высказано лишь пожелание о крещении Владимира, что, по-видимому, совпадало с тайным желанием последнего.

Летопись повествует, что Владимир был крещен в Корсуне, после чего женился на Анне, возвратил город Византии, а сам возвратился в Киев, увезя с собой церковных священнослужителей и богатую добычу - многочисленные церковные принадлежности и произведения искусства. В Киеве Владимир настоял на крещении своей дружины, а затем и простого народа, что положило начало христианизации Руси. Вот так оказался этот древний город причастен к великим событиям на Руси.

В конце X - начале XI в.в. византийское господство в Херсонесе ослабло. Силы империи были скованы почти непрерывной войной с болгарами и турками-сельджуками. Правда, в течение XI и ХII в.в. здесь еще распоряжался византийский стратиг, но подчиненная ему область существенно сократилась. В XII в. Византия формально отступилась от большинства своих владений в Крыму в пользу генуэзцев: они получили исключительные торговые привилегии на Черном море и создали множество своих факторий в греческих городах побережья.

После захвата Византии крестоносцами (1204 г.) и возникновения Трапезундской империи Херсон и его области ("климаты", в частности "Готфия", как тогда называли юго-западную области) признали власть последней. Это выражалось в обязательстве вносить в казну трапезундского императора ежегодные сборы.

Интересно, что в Готских климатах еще, по-видимому, в XII веке возникло феодальное княжество во главе с бывшими владетелями Трапезунда - Гаврасами (по некоторым предположениям армянского рода Гаврасов - Таронитов).

Свое название княжество получило по имени Феодора Гавраса. Известно, что во второй половине XI века он правил Трапезундом, возглавил борьбу против турок-сельджуков, был взят в плен и казнен, когда отказался принять магометанство. Греческая церковь чтит Феодора Гавраса под именем святого Феодора Стратилата ("стратилат" означает "воевода"). По наиболее правдоподобной версии, племянника (или внука) Феодора Стратилата, Константина Гавраса, в середине XII века попавшего в опалу при византийском императоре, сослали в Крым. Константин Гаврас обосновался в Херсонесе, а затем основал в его окрестностях княжество Феодоро с одноименным центром (современный Мангуп). Именно его потомки и объединили земли вокруг Мангупа в княжество Феодоро. Княжество благодаря протюркской политике владетелей просуществовало до Турецкого завоевания (1475 г.) По-видимому, некоторое время и Херсонес входил в сферу влияния этого княжества.

Факт возникновения и существования княжества Феодоро интересен, во-первых, как свидетельство взаимосвязи различных областей черноморских греков; во-вторых, оно в какой-то мере стало оплотом греческого мира Крыма в борьбе за выживание. В-третьих, греческий род Гаврасов стал родоначальником российского княжеского рода - Гаврасов-Ховриных-Головиных, известных в российской истории своими делами (см. историю Петра I).

Но, начиная с XI века, в причерноморские степи приходят новые орды кочевников - тюркские и монгольские. В 1223 г. Херсонес и южное побережье подверглись опустошительному нашествию турок из Малой Азии. В том же году татары совершили первый набег на Крым. В 1239 г., во время второго татарского нашествия, города Крыма и Херсонес, в том числе, были разграблены. В 1299 г. они испытали нападение хана Ногая. Но особенно разорительным был поход Едигея, полководца Тимура (1399 г.). Вероятно, в это время Херсонес был сожжен и разрушен полностью и более никогда не сумел подняться, оставаясь в развалинах до сих пор. Разрушению остатков Херсонеса способствовало и то, что возникший уже в XIX веке Севастополь, строился из камней Херсонеса.

После погромов Едигея вновь наступил период сравнительного спокойствия, в течение которого в Крыму, и в частности, на его юго-западе, судьбой которого мы интересуемся, возобновилось развитие хозяйственной жизни, продолжавшееся в течение почти всего XV века.

По итальянским источникам, в 70-х годах этого столетия в районе Феодоро насчитывалось до 30 тысячи домов, т.е. около 150-180 тысяч жителей; по тем временам эти цифры довольно велики.

В столице своего княжества князья Гаврасы продолжили постройку крепостей и защитных сооружений. В 20-х годах XV в. князь Алексей завершил здесь строительство крепости. Судя по развалинам, средневековая крепость Мангуп (это название известно уже с X века) - была одной из наиболее мощных в Крыму. Здесь же на плато сохранились многочисленные развалины дворцов и христианских храмов, которые, по-видимому, со временем привлекут к себе потоки туристов. На плато Мангуп в ХУ веке доживала свой век старая греческая культура. Некоторое влияние оказала на них средневековая культура Италии, но, пожалуй, это влияние коснулось только высших слоев жителей княжества. Основной массе населения, судя по археологическим памятникам той эпохи, оно осталось чуждым.

В 1475 году турки после длительной осады захватили и разгромили Феодоро-Мангуп. Княжество прекратило свое существование. Большая часть населения, особенно греки, переселились из Мангупа в другие города и местности. Но город сразу не опустел. Турки некоторое время поддерживали его, как объект оборонительного назначения. Но затем, уже в ХУ1 веке Мангуп пришел в окончательный упадок, ибо исчезли источники, дававшие ему жизнь: сельская округа была разорена турками, а морская торговля, которая велась через Каламиту (ныне Инкерман), теперь целиком шла через Кафу (Феодосию).

Дальнейшую судьбу херсонесских греков (имея в виду скорее жителей сельскохозяйственных округов, которым легче было скрыться от глаз завоевателей, чем собственно горожанам), проследить нелегко, так как письменные источники упоминают об их судьбе очень скупо. В дальнейшем, по-видимому, различие между остатками потомков херсонесцев и греческих жителей других местностей древнего Крыма стерлись, и далее говорить собственно следует просто о крымских греках.

Единственная зацепка здесь, пожалуй, язык (в той мере, в какой его можно проследить по эпиграфическим памятникам и живой устной речи). Поскольку по-видимому херсонесцы принадлежали к дорийскому племени, а подавляющее большинство других жителей Тавриды было ионянами, то диалектальные различия могут указать преемственность между древними и современными греками Северного Причерноморья.

Конец XV века ознаменовался не только уничтожением последней в Крыму греческой государственности - греческого княжества Феодоро. Одновременно было покончено с генуэзским владычеством на Черном море. Наступило 300-летнее господство турко-татар. На начало XV вена приходится возникновение феодального политического образования - Крымского ханства, которое со дня завоевания его турками находилось в вассальной зависимости от турецкого султана. С этих пор начинается постепенное оседание татар на землю, хотя этот процесс затянулся вплоть до XVIII века.

Татары оседали на земле почти исключительно в южном Крыму - на его плодородных равнинах и в районе городов Феодосия, Старого Крыма (Солхата), Судака, Керчи, Бахчисарая, в местах со старым греческим и огреченным населением - носителем древней земледельческой культуры. Поселяясь рядом с коренным населением - греками-земледельцами, подчиняя его себе, налагая на него многочисленные поборы, татары, тем не менее, менялись сами, перенимал обычаи и хозяйственные приемы. Даже традиционное общинное землепользование здесь не было разрушено приходом татар. Последние переняли у греков и сельскохозяйственную технику, особенно традиции виноградарства и плодоводства, ремесла, форму и планировку жилищ в виде двухэтажного дома с каменным низом и глинобитным верхом, армированным деревянным каркасом, и т.п.

Но сказывалось и обратное влияние, которое в обстановке господства татар вело к ассимиляции греческого населения. Оно постепенно отатаривалось, забывало родной язык и, переходя в мусульманство, пополняло ряды вчерашних завоевателей. Единственными очагами греческой культуры, препятствующими окончательной ассимиляции греков, стали в это время греческие христианские монастыри, особенно в районе Бахчисарая, которые в XVI-XVII в.в. поддерживало Российское государство. Известны четыре таких монастыря: в Салачихе (название спорно), Федора Стратилата и Иоанна Предтечи (все близ Бахчисарая) и Георгиевский - вблизи Балаклавы. Не исчезли в это время еще и греческие полупещерные монастыри в Инкермане, Чилтере и Шулдане.

Но, пожалуй, полной ассимиляции греков помешало только присоединение Крыма к России 9 апреля 1783 года. Ему предшествовала победа России в 1-й русско-турецкой войне 1768-1774 г.г. Согласно мирному договору, подписанному в Кучук-Кайнарджи, Россия получила Азов, Керчь, Еникале, Кинбурн, и Кабарду; Крымское ханство было объявлено независимым, и за Россией признано право защиты турецких христиан. В частности, в течение года после подписания мира Турция разрешала беспрепятственно переселяться грекам в Россию (Надо сказать, переселение продолжалось и далее, но уже нелегальным образом). Значительные волны переселения греков в Россию возникали и в результате остальных 5-ти русско-турецких войн. Общее число переселенцев оценивается до 800.000 человек [35].

В это же время в Северном Причерноморье в излучине Днепра был основан город Екатеринослав (в последствии временно переименованный в Новороссийск - не путать с нынешним Новороссийском на восточном берегу Черного моря) и создана Екатеринославская (впоследствии временно - Новороссийская) губерния, заселением которой очень было озабочено российское правительство. Именно поэтому переселение греков и других народов сюда всячески приветствовалось и поощрялось всяки­ми льготами.

Присоединение Крымского ханства к России было волевым актом, не обусловленным никаким договором. Оспорить этот факт Турция пыталась во 2-й русско-турецкой войне, но безрезультатно.

Вернуться к оглавлению

Александр Франгуланди. Греки-понтийцы: дорога длиной в 2,5 тысячи лет. Сухум, 1991.


Далее читайте:

Греки, эллинес (самоназвание), народ, основное население Греции и Кипра.

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку