Николай Дик, Петр Дик

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Д >


Николай Дик, Петр Дик

2006 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Николай Дик, Петр Дик

Культурология

Учебное пособие для вузов

ЧАСТЬ I

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

ГЛАВА 7. ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНАЯ КУЛЬТУРА

         Основные понятия: Понятие ценности. Типы ценностей: экзистенциальные, религиозные, социальные, общечеловеческие, экологические. Социокультурные требования: норма, образец. Механизм динамики ценностей и норм. Социокультурная функция нормы, классификации норм. Нравственные и правовые нормы. Конфликт норм в культуре. Этикет: этикет общения, деловой этикет, этикет досуга, этикет дома и семьи.

 

Понятие ценности

         Сущностные силы человека (индивида и группы) опредмечиваются в ценностях. Ценности культуры отражают общественные отношения и играют регулятивную роль, выступая в виде определённых норм культуры. Под словом «культурные люди», заметил Гегель, можно понимать таких людей, которые в состоянии сделать всё то, что делают другие.

         Понятие ценности впервые появляется у И. Канта; он противопоставил сферу нравственности (свободы) сфере природы (необходимости). Ценности не существуют самостоятельно; у них есть только значимость: они являются требованиями к воле человека. Неокантианец В. Виндельбанд рассматривает ценности как нормы, которые образуют основу функций культуры и отдельного осуществления ценности. Ценность, это идеал, создаваемый сознанием. Нормы управляют нравственной, теоретической и эстетической деятельностью. У него проблема ценностей становится проблемой философии культуры; ценности образуют некую субординацию: ценности (добро, истина, красота) и ценности-блага культуры (наука, правопорядок, искусство и особенно религия). Г. Риккерт разрабатывает учение о ценностях как основу теории истинного знания и нравственного действия. Познать, значит занять определённую позицию по отношению к ценностям. В процессе познания Риккерт выделяет субъективную сторону суждения и его объективное содержание (значение, смысл). Познавать предмет, значит придавать ему форму правил и норм, требующих признания; познание есть рационализация иррационального. Поэтому истина определяется им как согласованность понятий между собой, содержание которых определяется значимостью, обусловленной теоретической ценностью. Главная характеристика ценности состоит в её безотносительности к бытию; она логически предшествует всякому бытию. Г. Риккерт различает понятия ценности и нормы. Ценность, или значимость, становится нормой в связи с субъектом. Норма несёт долженствование (должное), поскольку связана с волей субъекта. Виндельбанд и Риккерт считают, что цель философии состоит в создании новой методологии – науки об общеобязательных ценностях, обусловливающих нормы и правила в эстетических, научных, этических, религиозных сферах. Определяющим значением обладает не знание само по себе, а понимание и создание новой понимающей науки. В основе понимающей науки должно лежать стремление понять смысл совершаемого человеком в различных историко-культурных контекстах и сферах жизнедеятельности. По Г. Риккерту, таких сфер шесть: искусство, этика, эротика (блага жизни), наука, пантеизм (мистика), теизм. Каждой сфере соответствует своя система ценностей. Единичные факты опыта, соотнесённые с системами ценностей, образуют культуру, в которой наиболее ярко и полно воплощаются красота, истина, нравственность, святость, счастье. Ценности могут совпасть с сущим лишь в области, постигаемой религиозной верой. 

Отличную от неокантианства позицию занял В. Вундт. Источником ценности он считает не волю, а чувство; соответственно, ценности у него не объективны, а субъективны. Этические и правовые нормы относительны, поэтому мировоззрение принципиально отлично от объективной науки.

         Ф. Брентано и М. Шелер стараются доказать объективный характер чувства и, следовательно, объективность, общезначимость ценностей. Источником ценностей является не интеллектуальная воля, как полагают неокантианцы, а эмоциональные акты любви и ненависти, качественно отличающиеся от восприятия и мышления. Ценности отличаются от опытной составной реальности, как цвет от цветных предметов.

 

Типы и типологии ценностей

         Существуют разные типы и типологии ценностей.

         Экзистенциальные (экзистенция - существование) ценности - ценности бытия человека, личности. К ним относят: любовь, жизнь, смерть, страх, надежда, смысл жизни. Религиозные ценности утверждают святое в качестве высшего смысла, высшей ценности, синтеза и вместилища всех ценностей. Социальные ценности, это ценности, направленные на благополучие сообщества, группы людей и личности в группе - интеграция, социальный порядок, социальная дифференциация, социальный престиж, равенство. Равенство понимается по-разному в историческом и индивидуальном становлении личности: как уравнительность; как равенство перед Богом; как равноправие в гражданском обществе и правовом государстве, то есть равенство людей перед единым для всех законом. Общечеловеческие ценности - социально значимые ценности, направленные на поддержание и развитие человечества, требующие признавать в человечестве (человеке) высшую ценность, - соотносятся с локальными - ценностями, требующими признавать вершиной ценностной иерархии отдельное сообщество, противостоящее миру. Экологические ценности в культуре – ценности природы, жизни, Космоса. Экологические ценности могут включать или исключать ценности бытия человека и сообщества людей. Позиция, выражающая противостояние человека и природы, сменяется экологической культурой, в которой гуманистическое и экологическое рассматриваются как взаимосвязанные компоненты, например, в биосферных концепциях культуры. Поэтому в гуманистическую ориентацию последних десятилетий все активнее входят экологические ценности. Окружающая среда рассматривается как освоенная (или осваиваемая) деятельностью и мыслью человека культурная среда, космический Дом человечества.

         Диапазон социокультурных требований достаточно широк: от культуры поведения до духовного мира человека. Культура поведения имеет внешнюю и внутреннюю стороны: внешнее выражение поведения предполагает конкретную символику, знаковую систему (правила культурного поведения, правила этикета).

         Культурное поведение, это поведение, имеющее характер утвердившегося стереотипа, реализующего определённые культурные нормы. Нормы являются основными элементами таких систем, как право, обычай, традиции. Превращение норм культуры в привычку представляет собой превращение предписаний культуры во внутреннее убеждение человека. Внутренняя сторона поведения человека регулируется не только нормами, но и образцами. Если норма есть нижний предел социокультурных требований к человеку, то образец – верхний предел возможности приближения к идеалу. Поэтому образец выступает как достояние немногих людей, постепенно превращаясь в норму, а на смену ему приходят новые образцы поведения. Нормы имеют жёсткий императивный характер, а образцы допускают различные варианты поведения или сосуществование нескольких образцов; образцы предполагают скорее желательное, чем обязательное. Своеобразными стереотипами нормативного поведения, ценностно-нормативной стороны культуры являются обычаи и обряды. Обычай, существуя в поколениях, становится социокультурной традицией.

         Механизм динамики ценностей и норм можно представить в виде схемы: из случайно закрепившихся в культуре образцов возникают ценности; ценности кодифицируются и превращаются в нормы, закреплённые в обычаях, традициях, законах; разрушение и гибель системы ценностей, норм происходит параллельно с возникновением ценностей из закрепляющихся в культуре других идеалов и образцов иного поведения. В культуре созидание и разрушение находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

         Социокультурная функция нормы заключается в формировании ожидаемого поведения, понятного окружающим людям и принимаемого ими. Формированию представления о сущности и разнообразии нормативной культуры помогают классификации и дифференциации норм. Выделяют универсальные и частные нормы. Первые относятся в равной степени ко всем представителям конкретной культуры, а вторые принадлежат к сфере профессиональной деятельности или играют определённую социокультурную роль. По степени обязательности можно выделить побуждающие и запрещающие нормы. В теории социального действия Т. Парсонса социальная норма есть общезначимое правило поведения, прежде всего стандарт действия, регулирующий поведение людей в определённой социальной сфере и характеризующий принадлежность человека к конкретной социальной группе. Соответственно, можно классифицировать нормы по сферам деятельности: нормы поведения, нормы хозяйственной деятельности, политические нормы, собственно культурные нормы. Если дифференцировать социокультурные нормы по сферам действий, то можно получить: правила поведения, моральные нормы, правовые нормы.

 

Нравственные и правовые нормы духовной культуры

         Особую роль среди ценностей духовной культуры имеют нравственные (моральные) и правовые нормы. В нравственных нормах соединены важнейшие свойства морали: императивность, оценочность, нормативность. Они поддерживаются общественным мнением. Общими оценочными понятиями морального сознания выступают добро и зло. Добро и зло – способ ориентации человека в социокультурной действительности. Нравственные нормы и принципы объединяют нормы в конкретную целостность. Моральные кодексы выступают в качестве социокультурных систем норм и запретов. Осознавая нравственные требования, человек действием, в своих социокультурных поступках, превращает внешнее должное во внутреннее убеждение личности. Поэтому нравственность выступает основанием культуры и культурной традицией.

         Правовые нормы призваны быть эффективными там, где несоблюдение норм культурного поведения представляет опасность для бытия общества и личности. В. Соловьёв определяет право как минимум морали. В ещё большей степени, чем нравственные, правовые нормы содержат в себе не только предписания-разрешения, но и предписания-запреты, определяя права и обязанности граждан данного сообщества. В отличие от нравственных норм, правовые нормы кодифицируются законом и охраняются государством.

         Проблему конфликта норм в культуре разработал Р. Мертон в своей концепции аномии (буквально: отсутствие норм). По Мертону, аномия есть результат несогласованности между разными элементами ценностно-нормативной системы общества; разрыв между культурно предписанными  всеобщими целями и институциональными (законными) средствами их достижения. Действия людей в условиях социокультурной аномии можно классифицировать в нескольких типах поведения. Тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения. Конформизм представляет тип ожидаемого поведения. Среди типов отклоняющегося социокультурного поведения Мертон выделяет инновацию, ритуализм, ретреатизм, бунт. Инновация – согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицание социально одобряемых способов их достижения. Сторонник инновации будет применять новые, нормативно не одобряемые, в том числе противозаконные средства достижения целей. Ритуализм предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства. Идеальный представитель ритуализма будет примерно исполнять свою потерявшую смысл функцию. Ретреатизм, или бегство от действительности, предполагает отрицание социально одобряемых целей и способов их достижения. Такое поведение характерно для пассивных аутсайдеров (бродяг, наркоманов).

Этикет

         Совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих отношений, называется этикетом. Этикет – составная часть внешней культуры личности и группы. В этикете разнообразными формами выражаются принципы нравственной добродетели и культуры общения – вежливость, такт и любезность. Есть повседневный и профессиональный этикет. В традиционном обществе этикет выражается в форме жёстко определённого ритуала. Для нетрадиционного общества типичны упрощённые правила поведения, помогающие общению индивидов и групп людей.

Как быть хорошим

         Искусству преподнести себя в выгодном свете можно научиться. Основой наших отношений с людьми должна быть истина: Никогда не делать другим того, чего не желаем себе и поступать с другими так, как мы желали бы, чтобы с нами поступали. Старайтесь развивать чувства великодушия и благодарности. Не враждуйте ни с кем и всегда старайтесь примирить враждующих людей. Никогда и никого не раздражайте обидными словами или шутками. Искренность – добродетель, ложь унизительна. Не надо льстить; говорите правду, но сдержанно. Не должно без нужды говорить дурно о людях. Сострадание – одно из прекраснейших человеческих качеств: будьте добры и человеколюбивы; облегчайте участь близких, насколько можете. Смягчайте недостатки своего характера. Избегайте гнева, праздности, суеты, спеси, упоения удовольствиями, излишеств, уныния и отчаяния. Воспитывайте волю, довольствуйтесь малым, привыкайте к постоянному труду, цените радости семейной жизни.

Беседа

         Сократ утверждал: «Принимайся говорить в двух случаях: когда предмет своей речи ты обдумал ясно, или когда сказать о чём-то необходимо, потому что только в этих случаях речь лучше молчания». Искусство ведения беседы начинается с умения заинтересованно слушать. Будьте корректными в дискуссии; в споре легко обидеть человека, но потом будет трудно восстановить прежние отношения. Шутка всегда желанна, но к месту. Избегайте слухов. Не забывайте, что беседа – это не откровения и не допрос. Талантлив тот, кто даёт возможность собеседнику раскрыться, проявить себя с лучшей стороны, умеет похвалить удачное высказывание – это возвращается сторицей. Нет необходимости становиться жертвой чужой болтливости, но неприлично перебивать собеседника. Всегда помните, с кем вы говорите, и это будет вам диктовать темы разговора. Говорить с тактом – это значит никогда не касаться предмета, неприятного тому, с кем вы говорите. Делать комплименты дамам – обязанность воспитанного мужчины; назойливость, развязность мужчины и неумеренное кокетство женщины недопустимы. В связи с искусством беседы развивается искусство молчать и искусство непринуждённо болтать. Справедливость мысли: речь – серебро, молчание – золото, подтверждается часто. В беседе высказывается мера образованности и воспитанности человека, эти качества и сравниваются с серебром. «Пусть будет всякий скор на слушанье и медлен на речи». Остерегайтесь злых языков. Можно принять за правило: всякий, отзывающийся дурно об отсутствующем человеке (из легкомыслия или с умыслом), говорит о нас точно так же и другим. Храните доверенную вам тайну, и не навязывайте другим советы, пока вас об этом не попросят. Никогда не шепчитесь в гостях и не подслушивайте разговор людей, отошедших в сторонку. Высоко ценится искусство поддерживать разговор; нужно уметь говорить о пустяках. Занимательность беседы зависит не от темы, а от способа разговора. Говорят обо всём, чтобы каждый мог сказать; не углубляются в вопросы, чтобы не наскучить собеседникам; говорят логично и в немногих словах, избегая горячности и упорства. При соблюдении этих условий разговор делается интересным; собеседники, как бы забавляясь беседой, извлекают из неё пользу и сохраняют хорошее настроение.

Деловые отношения

         На работе (учёбе) мы проводим значительную часть жизни, для многих она становится вторым домом. Руководитель должен избегать проявлений культа личности и помнить, что должности приходят и уходят, а имя остаётся. Начальник должен быть профессионалом высокого класса, в том числе организатором и психологом. Уважение начальника к подчинённому – святое правило. Критерием отношения к каждому подчинённому могут быть только результаты работы. Подчинённому порой не хватает самокритичности. По отношению к начальнику необходимо соблюдать определённые правила: вести себя корректно, в том числе не грубить и не заискивать, качественно и своевременно выполнять поручения по производственному процессу.

На рабочем месте не курят и не сорят

         Правила хорошего тона требуют чистоту и порядок на рабочем месте, в учреждении. Одежда, обувь, причёска сотрудников должны быть рациональными и опрятными. Вежливость в коллективе – это и отсутствие слухов, сплетен. Любители походить по кабинетам, не забывайте, что планы сотрудников могут не совпадать с вашими планами! Если есть желание или необходимость обсудить проблемы на отвлечённые темы, останьтесь после работы и поговорите. Возникшие проблемы с коллегой лучше обсудить наедине. Многое зависит от тона разговора: в любой ситуации надо сохранять спокойствие, уравновешенность и корректность. Новичку следует помочь войти в курс дела и благожелательно отнестись к нему; со временем он сам расскажет о себе то, что посчитает необходимым. Если коллега заболел, предложите помощь. Дамам в учреждении следует избегать: ожидания особой галантности от коллег-мужчин, обсуждения внешнего вида сотрудников, занятий макияжем на рабочем месте. Решающим фактором является отношение к работе, уважение собственного труда.

         Посетителю учреждений следует знать, что не надо откладывать посещение на последний день. Идя оформлять документы, проверьте, взяли ли вы всё необходимое. Хотите быть быстро и верно понятыми – выражайтесь кратко и ясно. Согласно нормам служебного этикета служащие учреждений должны быть корректны, предупредительны, быстро и чётко реагировать на просьбы посетителей. Не забывайте, что к вам будут относиться с той же долей учтивости, с какой вы относитесь к служащим. Ситуацию в учреждении (обстановка, очередь, шум, разговоры) надо воспринимать достойно, с наименьшими потерями.

         Деловая встреча, в которой стороны являются равноправными партнёрами, предполагает более жёсткие правила. Партнёра можно расположить к себе таким качеством, как обязательность: точность, это вежливость королей. Предварительно выясните имя партнёра, продумайте одежду, обувь, причёску, не забудьте визитную карточку (если она есть у вас). Не стоит долго молчать, но тем более не следует много говорить. В процессе деловой встречи будьте воспитанным человеком и практическим психологом – улавливайте нюансы в поведении партнёра и корректируйте свои действия, - тогда вам будет сопутствовать успех.

В пути

         Как известно, поездка начинается с подготовки необходимых вещей. Продумайте, что вы возьмёте с собой; можно составить заранее список и отредактировать его. Вещи первой необходимости должны быть под рукой. Лучше всего в дорогу подобрать практичную, удобную одежду и обувь, которую не придётся снимать в пути. Нравятся вам ваши попутчики или нет, будьте вежливы и ровны в поведении. Если вместе с вами находятся люди старше вас и дети, помогите им; будьте предупредительны в общении с женщинами.

В кафе, ресторане

         В ресторан, кафе ходят, чтобы отдохнуть; здесь мы должны себя чувствовать гостем и соответственно себя вести. Если мужчина пришел с дамой, то он берёт на себя роль предупредительного организатора и хранителя, а дама – роль леди. Допущенную за столом мелкую неловкость молча извиняют, делая вид, что не заметили этого. Знак, что пора уходить, первыми подают женщина или старший по возрасту.

Танцы

         Танец – это достойный отдых, способ самовыражения и повод познакомиться. Недопустимо приходить на танцевальные вечера в нетрезвом виде, в неряшливой одежде и с мрачным состоянием духа; лучше отказаться от вечера под благовидным предлогом. До танцев следует создать себе праздничное настроение, продумать костюм, характер поведения, реально оценить свои танцевальные возможности и способности. Кавалер, пригласивший даму на танцевальный вечер, танцует с ней, помогает ей создать комфортную обстановку, в том числе провожает домой. У классического танца, предполагающего танцующую пару, есть свои нормы. Культура приглашения дамы на танец включает ожидание согласия или отказа, которые должны быть корректными со стороны кавалера и дамы. Отказ исключён, когда дама приглашает кавалера на «белый» или дамский танец; приглашение должно быть принято с благодарностью. Танцующие партнёры определяют меру дистанции и прикосновений; обычно мужчина держит руку на талии, не позволяя себе коснуться обнажённых плеч или спины дамы. Танцуя, партнёры уделяют внимание только друг другу и танцу; знакомым вне танцующей пары можно кивнуть, не более. Во время танца разговор обычно начинает мужчина, но допустимо молчание, особенно, если музыка заглушает слова или партнёры увлечены мелодией и движениями. Если один из партнёров (чаще это мужчина) танцует неумело, то другой может выйти из положения упрощением движений или темпа, а также завершением танца, сославшись на усталость или сложность танца. После танца кавалер благодарит даму – она в ответ может просто кивнуть головой - и провожает её из танцевального круга.

Гости

         Вы – гость. Получив приглашение и поблагодарив, вы, если приглашение принято, готовитесь к посещению соответственно предполагаемой встрече. Собираясь, тщательно продумайте, во что вы будете одеты; одежда должна быть комфортной, опрятной, изящной, но не кричащей. Точность – знак вашего уважения к хозяевам и гостям. Главный подарок – своё хорошее настроение. Если вы принесли цветы – предварительно распакуйте их и вручите хозяйке со словами поздравления (если это торжество) или благодарности. С гостями можно поздороваться сразу со всеми – поклоном – или индивидуально; гостей, которые встречаются впервые, представляет друг другу хозяин. Разговор в гостях соответствует нормам беседы (смотрите выше). Помните, что хозяева сами покажут в доме и расскажут вам всё, что сочтут нужным. За стол нужно садиться только после приглашения хозяйки и на то место, какое она укажет. Не отказывайтесь от предлагаемых блюд – этим вы обидите хозяйку. Никто не лишает вас права взять поменьше или не доесть. Воспитанный гость не упустит случая похвалить хозяйку за хорошее угощение и сказать доброе слово о доме. Если вы хотите уйти пораньше – объясните хозяину или хозяйке причину, поблагодарите, попрощайтесь. Общее правило – не ставьте хозяев в неловкое положение, ведь по норме гостеприимства они не смогут вам ответить так, как хотели бы. Предложенный хозяйкой кофе или чай – первый знак к тому, что вечер подходит к концу. Помните, что даже восточное гостеприимство не безгранично. Прощаясь, не забудьте после слов благодарности пригласить хозяев к себе с ответным визитом. Если вы хотите достойно принять хозяев вне своего дома, то пригласите их в театр или ресторан, кафе.

У вас – гости

         Гостей, как правило, приглашают. Незваный гость подобен стихийному бедствию; но коль гость уже на пороге, остаётся ненавязчиво, но ускоренно проводить его. Если человек не может воспользоваться вашим приглашением, не следует принимать отказ на свой счёт и настаивать. Приглашая гостей, хозяева должны стремиться к тому, чтобы им было интересно вместе; в гости ходят для общения. Если вы точно знаете, что чьё-то присутствие способно омрачить общение, то самое лучшее не  приглашать его со всеми. Супругов приглашают вместе. Не старайтесь своим нарядом затмить пришедших. К назначенному времени у хозяев всё должно быть готово. Гостей встречает хозяин, хозяйка, или вдвоём; часто встречает гостей хозяин, а хозяйка приглашает к столу и угощает. Обязанность хозяев представить незнакомых гостей друг другу. Помните: занять гостей (не просмотром телевизионных программ), чтобы им не было скучно, – тоже забота хозяев. Характер и время общения определяют набор блюд угощения: чаще приглашают во второй половине дня и предлагают первое, второе блюда, десерт, чай или кофе; можно предложить «шведский стол»; возможно приглашение на кофе или коктейль. Хозяева должны заранее обдумать, кого из гостей куда усадить. Хорошо, если после застолья или в перерывах хозяин может развлечь гостей шутками, пением или организацией танцев. Помните, самый хлебосольный хозяин не должен настаивать на том, чтобы гость пил непременно до дна. Провожает гостей до двери и благодарит за проведённый вечер хозяин, он же помогает одеться и непременно заботится о том, чтобы у всех леди были провожатые.

Театр, концерт

         Приходите с таким расчётом, чтобы успеть оставить одежду в гардеробе и без спешки занять своё место до начала спектакля, концерта. Мужчины обычно ходят в театр в тёмном (вечернем) костюме, а женщины в платьях, которые считают выходными (зимой женщине лучше взять с собой туфли). Мужчина заботится о женщине на протяжении всего вечера. Во время пребывания в театре, концертном зале будьте взаимно вежливы и внимательны. Недопустимо во время спектакля заходить или выходить, перешёптываться, вертеться и бурно проявлять свои эмоции. Главное и первое условие – глубокая тишина, полное внимание происходящему на сцене. По окончании спектакля актёров благодарят единодушными аплодисментами, нередко стоя. Цветы, приготовленные любимому исполнителю, нужно вручать из рук в руки; недопустимо бросать цветы на сцену и позволять себе возгласы в качестве благодарности за спектакль.

Дом. Дом человека – его душа, второе «я». Всё в доме должно быть направлено на удобство. Постарайтесь получать маленькую радость дома каждый день. Гармонии интерьера можно добиться, подбирая цвет обоев, обивки мебели, штор, паласа. Свет ламп должен быть мягким, равномерным. Не перегружайте свой дом вещами: одно из золотых правил – вещь для человека, а не человек для вещи. Разумеется, в доме должен быть порядок, чистота, свежий воздух. Если в доме есть детская комната, то выглядеть она должна как детская, то есть быть удобной для ребёнка. Кухня должна быть организована компактно, чтобы всё было под рукой. Не поленитесь часто убирать в ванной и туалете – сырость и запахи имеют свойство становиться устойчивыми и тогда с ними бороться сложнее. Тщательно подобранные живые растения придают комнате уют, действуют на человека успокаивающе. Помните, что, формируя свой дом, вы готовите его воздействие на вас – на ваше настроение, характер, здоровье. Жить в доме – вам.

Семья

         Каким бы ухоженным ни был дом, благополучие и мир в нём зависят от взаимоотношений в семье. Одно из важных условий гармоничных отношений в семье – умение уступать друг другу, взаимная терпимость. Важно проявлять интерес к личности, работе или учёбе членов семьи. Следует избегать неряшливости в одежде, обстановке, чувствах и мыслях. Важно, чтобы участие членов семьи в домашней работе было продуманным, управляемым. Постарайтесь организовать домашних так, чтобы к вечеру все освободились и могли вместе провести свободное время. Где, как не в кругу близких людей полноценной семьи, можно разделить радости и горести, поделиться сокровенным, не опасаясь насмешки или предательства, получить и предложить новый импульс для личной жизни и профессиональной деятельности! Не существует семей без выяснения отношений; в хорошей семье это не становится нормой и не выносится на всеобщее обсуждение. Порой нам именно в семье не хватает элементарной вежливости. Недопустимо плохое настроение, вызванное проблемами на работе, срывать на домашних. Люди, позволяющие себе распускаться в общении с самыми близкими людьми, наносят урон здоровью всей семьи и теряют любовь. Уметь сдерживать себя в любой ситуации – обязанность каждого члена семьи, заботящегося о покое близких. Помните, что один нежный поцелуй, добрый взгляд или поступок, благодарное слово способны сделать гораздо больше, чем сто угроз покончить жизнь самоубийством. Кстати, подобные угрозы – верх неприличия. Учитесь зарабатывать, тратить деньги и жить по средствам. Семейные отношения лучше и прочнее всего строить на взаимном доверии. Помните, что дети в семье впитывают отношения родителей между собой и с детьми, а затем воспроизводят их в своей взрослой жизни.

Культурология: Учебное пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с. (Высшее образование).


 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку