Владимир БАЗАРНЫЙ

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Б >


Владимир БАЗАРНЫЙ

1995 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Владимир БАЗАРНЫЙ

Методология и методика

раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса

Часть III

5. НЕКОТОРЫЕ НАУЧНЫЕ ИТОГИ 18-ЛЕТНЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ МОТОРНО-РАСКРЕПОЩЕННОЙ ТЕЛЕСНОЙ ВЕРТИКАЛИ И РЕЖИМА ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ В ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ШКОЛЬНИКОВ

5. а) Краткая историческая информация о появлении в широкой педагогической практике технологий динамических поз в построении учебного процесса.

Как уже отмечалось выше, систематические исследования, направленные на изучение особенностей функционального, антропогенетического и психического развития детей, пребывающих в качественно отличающихся телесно-стереотипных позно-статических установках, начали проводиться под нашим руководством на базе Института медицинских проблем Севера СО РАМН с 1977 года (В. Ф. Базарный, Э. Я. Оладо, В. А. Гуров и другие, 1978-1994 гг.). При этом были подтверждены выводы, сделанные И. М. Сеченовым: эффективное раскрепощение физических и психических потенциалов в процессе развития детей возможно лишь на фоне внутренней энергетической избыточности, внешним проявлением которой как раз и является выраженная моторная экспрессия.

В то же время наши исследования показали, что у современных детей моторная экспрессия оказалась настолько приглушенной за счет раннего и продолжительного опыта сидения, настолько у них оказалась надломленной видовая моторно-тоническая устремленность к телесной вертикализации, что для многих быстрый переход на рабочую позу в режиме телесной вертикали оказался порой уже затруднительным.
Вот почему изначально нами была избрана методология динамических, т. е. меняющихся поз (стоя-сидя, а иногда и лежа).*)
После тщательного изучения влияния динамических поз, в т. ч. определения допустимой максимальной продолжительности разового стояния в отношении "засиженных" детей (которая оказалась в среднем в пределах до 20—25 мин.), выполняемых в лабораторных условиях, эксперимент был вынесен в практику школьной жизни (школа № 8 г. Красноярска, дир. В. И. Рогова; школа № 24 г. Талнаха, дир. М. А. Убакова; школы г. Дивногорска, Я. Ф. Эфримзон и др.).
После получения убедительно положительных данных с целью доведения выводов данной работы до широкой медицинской и педагогической общественности с 1981 года итоги стали регулярно представляться на ВДНХ СССР. К тому же времени был издан ряд брошюр, в т.ч. и "Система массовой профилактики отклонений в развитии зрения и нарушений осанки у детей и подростков, организованных в детских дошкольных и школьных учреждениях" (М., 1983).
В целом комплекс предложений по физиолого-гигиеническим проблемам реорганизации традиционной школьной среды (в т. ч. и с помощью режима динамических поз) был награжден рядом дипломов, золотой, серебряной и бронзовыми медалями. Вскоре появилась информация о результатах использования целого комплекса физиолого-гигиенических разработок, в т. ч. и режима динамических поз в учебном процессе в газетах и журналах: "Изобретатель и рационализатор" (№ 10, 1986 г.), "Северные просторы" (№ 2, 1986 г.).
Наконец, до широкой общественности результаты данного исследования донесла центральная, в то время, газета "Правда" (от 16 июня 1986 года).
Отрадно, что 2 сентября этого же года эта же газета "Правда" сообщила, что методика проведения занятий в режиме "стояния за конторками" подхвачена школой-интернатом г. Владивостока (дир. - народный учитель СССР Н. Н. Дубинин).
На этом кратком историческом экскурсе мы остановились только потому, что Н. Н. Дубининым были допущены значительные отклонения от физиолого-гигиенических требований, предъявляемых к режиму динамических поз:
1) Допущена произвольность угла наклона рабочей поверх
ности конторки.
2) Исключена регулировка высоты конторки в соответствии
с ростом ученика.
3) Рекомендовано стоять на резиновом коврике.
4) Плоская жесткая поверхность передней стенки конторки
рекомендована в качестве спинки для впереди сидящего уче
ника.
5) Данный вариант конторки предполагает выбрасывание
существующей (даже новой) школьной мебели (столов, стульев)
и другие...
Как выявилось позже, на протяжении продолжительного периода времени в педагогической практике складывалась, мягко говоря, своеобразная нравственно-психологическая обстановка вокруг новаций. Оказалось, что в практике системы образования не отработаны элементарные нравственные навыки соблюдения не только технологической чистоты и чьих-либо авторских прав, но даже элементарных гигиенических требований, предъявляемых к организации школьной среды (соблюдение осанки в процессе занятий, соблюдение ростомер-ной мебели, качества освещенности и т. д.). Поэтому и неудивительно, что многие запатентованные нами технологии в организации и проведений учебного процесса вскоре в видоизмененных вариантах (разумеется, с грубыми физиолого-гигиеническими отклонениями) начали появляться в педагогической практике с новыми именами "новаторов" России.
Однако эта тема для отдельного разговора.

 

5. б) КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ВЛИЯНИИ РЕЖИМА ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ

Информация о влиянии традиционной моторно-закрепо-щенной сидяче-учебно-познавательной позы и моторно-раскрепощенного режима динамических поз освещена в специальных научных изданиях (Бюллетень СО РАМН СССР — № 4, 1986; Новые исследования по возрастной физиологии — № 2, 1988; Сборник научно-методических и информационных материалов для медицинских работников службы формирования здорового образа жизни, — М., 1994 и др.), в т. ч. и специальных монографических изданиях: В. Ф. Базарный "Зрение у детей: проблемы развития" ("Наука", 1991), В. П. Щербинина "Педагогика здорового развития" (Гродно, 1992 г.), а так же в ряде брошюр и научных сборников.
Детальное исследование по изучению влияния традиционной сидячей рабочей позы и режима динамических поз на ант-ропогенетические параметры конституции человека, а так же его базовые функциональные системы (сердечно-сосудистая, нервная, опорно-двигательная и др.) выполнено под нашим руководством В. А. Гуровым и изложено в его кандидатской диссертации.
Ниже приведем лишь краткие выводы этих исследований. Во-первых, перевод детей на режим моторной свободы (динамических поз) качественно улучшил не только функциональную ситуацию организма (энергетику, процессы межор-ганной и межсистемной координации), но и такие высшие "духовно-строительные" отражательные способности, как. чувство времени и локализации в пространстве (Рис. 1).

Верхняя линия - учащиеся в режиме моторно-раскрепощенных динамических поз.

Нижняя линия - учащиеся, занимающиеся в традиционной позе моторного закрепощения.

Рис. 1. Вариационные распределения интервалов времени моторной реакции в ответ на предъявления зрительного стимула

Но ведь чувство метризации времени и пространства заложено в базовую конституцию нашего сознания! Именно прежде всего этим обстоятельством мы и объясняем тот факт, что в режиме моторной свободы и динамических поз качественно улучшились не только показатели физического развития и здоровья детей, но и показатели психического развития, в т. ч. детей с дефектами в психической сфере (см. ниже).
Улучшение межорганной (межсистемной) координации и, в частности, зрительно-ручной координации, в т. ч. функции локализации в пространстве, качественно изменили ситуацию с широко 'распространенным среди детей и чрезвычайно устойчивым аномальным психо-моторным навыком — психомоторным закрепощением и низким склонением в процессе письма с вытекающими отсюда неблагоприятными последствиями на качество морфогенетических ростовых процессов, в т. ч. качество формирования конституционально-моторного профиля (осанки) учащихся (Рис. 2-3).

son2.jpg (26132 bytes)

Рис. 2.

Рис. 3. Деформированный конституционно-моторный "профиль" учащихся в условиях продолжительного пребывания их в режиме закрепощающей психомоторной напряженности.


Оказалось, в частности, что, если дети во время занятий находились в режиме моторной свободы и телесной вертикали, то ростовые процессы характеризовались равномерностью и устойчивостью. И наоборот, в режиме традиционной моторно-закрепощенной сидячей позы у многих детей в течение учебного года ростовые процессы резко замедлились, либо даже вовсе приостанавливались. И лишь выход детей из школьной среды (например в процессе летних каникул) сопровождался выраженным скачкообразным приростом детей в высоту (Рис. 4).

Верхняя линия - традиционный режим моторного закрепощения

Нижняя линия - режим динамических поз

Рис. 4. Динамика роста учащихся, занимавшихся в различных моторных режимах.

Это явление мы назвали синдромом подавления морфоге-нетической ростовой экспрессии в режиме традиционной сидячей рабочей позы и высвобождения ее в режиме моторной свободы и динамических поз.
Необходимо заметить, что, в принципе, данную закономерность замечали многие и родители и педагоги. Замечали, что за 2—3-х месячные летние каникулы вдруг "подросших и окрепших детей не узнать". Не случайно, что именно после школы общество было вынуждено когда-то заниматься "реабилитацией" здоровья детей путем организации летних оздоровительных сезонов. Оздоровительных, значит от школы!?
В последние же десятилетия гигиеническая ситуация в школе еще более усугубилась, с другой стороны - летние сезоны "послешкольного" оздоровления почти исчезли из практики нашей жизни. А в итоге общество лишь пассивно фиксирует: уже до 100% выпускников наших школ страдают теми, либо иными хроническими (как правило, школьными) недугами?!
Принципиальным и несколько неожиданным для нас оказался выраженно положительный иммунологический эффект режима моторной свободы и динамических поз. Дело в том, что в иммунологии сложилось представление, согласно которому формирование того, либо иного уровня иммунологической защиты организма обусловлено прежде всего его генетической "настройкой". При этом степень и глубина иммунной специфичности напрямую связана с генетически сформировавшимся характером реагирования на конкретный возбудитель (Ф. Бер-нет: "Клеточная иммунология". М.: "Мир", 19/1; О. В. Бароян, Д. Г. Партер "Международные и национальные аспекты современной эпидемиологии и микробиологии". М.: "Медицина", 1975; Ю. М. Зарецкая "Клеточная иммунология". М.: "Медицина", 1983 и другие).
К сожалению, даже в указанных фундаментальных работах по иммунологии не затрагивается роль энергетики организма в обеспечении того, либо иного уровня его иммунной защиты. Речь идет о том, что при эффективности генетической иммунной реактивности, достаточности поступления в организм энергопластического материала и даже благоприятного исходного уровня здоровья, организм может оказаться в ситуации хронического энергетического истощения, которое резко меняет всю стратегию иммунной защиты. Именно такая ситуация как раз и описана нами у школьников. В частности, оказалось, что в настоящее время до 90-95% детей поступают в школу в условиях незрелости произвольно-координаторной и образной сфер. Данная ситуация привела к тому, что выполнение произвольных тонко-координированных процессов (письма, рисования, чтения) дети стали осуществлять ценой чрезмерной всеобщей "мобилизации" моторной сферы, придания ей режима генерализованной судорожно-закрепощающей напряженности и, как следствие - истощение нервно-психической энергии и утомляемость детей.
И, наоборот, режим динамических поз, активизируя межсистемную координацию, чувство локализации в пространстве, способствовал повышению эффективности произвольно-моторной деятельности детей и снижению за счет этого напряженности, в т. ч. нервно-психической утомляемости учащихся. В свою очередь это отразилось как на иммунологической характеристике крови, так и на заболеваемости детей. В частности, с помощью люминисцентно-гистохимического метода (В. Ф. Базарный, В. А. Гуров, Э. Я. Оладо, 1994; В. А. Гуров, В. Л. Кондратьева, 1994) установлено: если дети находились в режиме динамических поз, то в лейкоцитах концентрация катехоламинов была существенно выше по сравнению с "сидячими" детьми. Это привело к тому, что в тех классах, в которых дети пребывали в режиме динамических поз, пропуск по заболеваниям был в 2-3 раза ниже по сравнению с детьми этой же школы, но занимающихся в традиционном режиме (В. П. Щербинина, 1992; В. А. Гуров, В. П. Кондратьева, 1994).
И, наконец, целым рядом исследований, выполненных под нашим руководством, установлено, что режим моторной свободы и динамических поз качественно улучшил ситуации со становлением психической сферы. Фундаментальной основой этих процессов, -как отмечалось выше, является установление факта, при котором в условиях моторной свободы и активизации мышечно-телесной тонической активности, наблюдалась активизация чувства меры времени и пространства. Наглядным в этом отношении примером явился положительный опыт коррекционных шкрл № 24 г. Красноярска (дир. заслуженный учитель РФ Т. П. Трубачева) и школы-предприятия г. Магадана (дир. Заслуженный Учитель РФ Н. А. Плахова).
В частности, работами Л. П. Уфимцевой, Т. П. Трубачевой, Л. В. Кожуренко (1992), А. А. Богатчук, С. Б. Павловского (1994) убедительно показано, что режим моторной свободы и динамических поз улучшает уровень психической активности детей, качество внимания, фиксационные способности, мотива-ционно-волевую сферу, синтетические психологические способности, в т. ч. ряд других характеристик умственной деятельности учащихся.

5. в) ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В РЕЖИМЕ МОТОРНОЙ СВОБОДЫ ДИНАМИЧЕСКИХ ПОЗ

Идеальным вариантом для внедрения режима динамических поз в образовательные учреждения является воспитание детей в режиме телесной вертикали уже в детских дошкольных учреждениях.
Именно так мы и рекомендуем поступать. К сожалению, часто дети в школу приходят уже "засиженные", психо-моторно слабо активные.
При такой реально сложившейся ситуации мы вынуждены были предложить не просто переводить "по приказу" всех детей в телесную вертикаль, а разработать методику постепенной перестройки "засиженного" динамического стереотипа, методику постепенного вхождения ребенка в привычную удобную и потребную для него телесную вертикаль, как доминантную позу в организации учебного процесса. Для этого, как показала практика, нередко требуется значительный период времени (до 9-ти месяцев и дольше).
Учитывая, что все школы имеют столы (порой добротные), замена которых потребовала бы огромных экономических средств, которых к тому же просто нет, было решено разработать лишь приставку к столам в виде удобной настольной конторки с регулируемой по высоте рабочей поверхностью (Рис. 5-6). Отличительными особенностями такой конторки является то, что рабочей поверхности придан оптимальный для зрительного восприятия угол наклона (как это ранее было на партах).

ris10.jpg (22273 bytes)

Рис. 5. Вид класса с самодельными конторками.

 

Рис. 6. Конторка с регулируемой по высоте рабочей поверхностью

(из патента № 20032273, авторы В.Ф.Базарный, Ю.Н.Коновалов)

Наши специальные исследования показали, что средне-оптимальным углом наклона рабочей поверхности конторки является угол в 14-18 градусов. Режим продолжительности стояния-сидения дети отрабатывают сами.
Задача педагога — изначально предоставить детям свободу такого выбора. Это принципиально! Это самый главный момент режима динамических поз!
Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют Позы "стояние-сидение" через каждые 15 минут.
Анализ же электрических потенциалов со стороны икроножных мышц, в т. ч. самочувствие детей, позволил установить, что в процессе такой адаптации продолжительность разового стояния не должна превышать 20—25 минут.
Опыт показал и другое: по мере адаптации к такому режиму у детей возникает внутренняя потребность ко все более продолжительному стоянию. И спустя учебный год некоторые дети уже совсем не могут сидеть.
Вот почему на начальных этапах мы используем конторку на двоих. Позже уже многим детям вынуждены ставить по одной конторке каждому.
При этом, даже если весь класс предпочитает уже заниматься в режиме телесной вертикали, мы всегда рекомендуем в таком классе иметь хотя бы один свободный стол, за которым вдруг ребенок в любой момент мог бы присесть.
При переходе на организацию учебного процесса на основе режима динамических поз следует особое внимание обратить на соблюдение следующих общегигиенических и эргономических требований:
1) Высота конторки должна быть подобрана безукоризнен
но в соответствии с ростом каждого школьника (по методике
подбора высоты конторки — см. ниже).
2) Конторка размещается на той половине стола, которая
максимально удалена от окна.
3) Столы расставляются таким образом, чтобы вокруг каж
дого из них было хоть какое-то свободное поле — поле для по
стоянного удовлетворения естественной потребности ребенка в
движениях — зона организации малых форм непроизвольной
двигательной активности.
4)Расстановка столов меняется не реже 1 раза в месяц (см. ниже).
5) Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь
снята и дети находятся в носочках из естественной ткани
(идеальный вариант - вообще босиком).
6) Под ноги рекомендуется поместить коврик из естественных тканей (соломы, хлопка и т. д.).
Стояние на резиновых ковриках, линолеуме категорически недопустимо!!

МЕТОДИКА ПОДБОРА ОПТИМАЛЬНОЙ ВЫСОТЫ КОНТОРКИ

Оптимальная высота конторки определяется следующим образом. Каждый ребенок, стоящий у края своего стола, сгибает руку таким образом, чтобы большой палец упирался в нижний край грудины, а локтевая часть руки располагалась строго параллельно полу. После чего измеряется высота от поверхности стола до локтя. Этот размер и соответствует высоте нижнего края конторки, устанавливаемой на стол.

Практика вскрыла, что, несмотря на оптимально подобранную высоту, некоторые дети все же могут еще несколько склоняться в процессе письма. В этих условиях вступает в силу жесткое требование: уровень высоты конторки необходимо повышать сверх оптимального уровня до тех пор, пока ребенок ни в коей мере не будет склоняться при письме.
Необходимо строго следить за тем, чтобы за одним столом (одной конторкой) работали дети с одинаковым ростом.

МЕТОДИКА МЕНЯЮЩИХСЯ ПОЗИЦИЙ РАБОЧИХ МЕСТ УЧАЩИХСЯ.

Проведенный анализ психосенсорного самочувствия детей показал, что традиционная практика размещения рабочих мест (столов) учащихся в строго фиксированных по рядам участках оказалась наименее благоприятной.
Оптимальным режимом оказался тот, при котором расстановка столов меняется 1—2 раза в месяц. При этом мы предлагаем следующие варианты расстановки рабочих столов (Рис. 7—9):

 

Примечания:

*) В. Ф. Базарный. Удостоверение на приоритет № 25-2 от 2. 09. 1981 года, выданное НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН

Вернуться к оглавлению


 

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку