Родственные проекты:
|
Методология и методика
раскрепощения нейрофизиологической основы психического и
физического развития учащихся в структурах учебного процесса
Часть III
3. МОТОРНО-СВОБОДНАЯ ТЕЛЕСНАЯ ВЕРТИКАЛЬ И
МОТОРНО-ЗАКРЕПОЩЕННАЯ СИДЯЧАЯ ПОЗА В АСПЕКТАХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО И
ИСТОРИЧЕСКОГО
Кто осмысленно не наблюдал за младенцем, как в каждом
судорржно-моторном его приступе с каждым днем все более отчетливо вырывается
откуда-то из недр биологической сути устремленность принять телесную
вертикаль? Сколько усилий и труда будет затрачено во имя этой цели! Лишь бы
скорее, лишь бы найти хоть какой-нибудь выступ, за который можно ухватиться!
И, наконец, после многих месяцев таких изнурительных попыток и тренировок
такая долгожданная телесная вертикаль завоевана!? Наконец-то под ногами
такая долгожданная твердь! И как в благодарность за отрыв от мира
биологического, за великое чувство внутреннего раскрепощении, за взлет к
вершине человеческого духа — нескончаемый ритм танца и искрящиеся от счастья
глаза!
Если кто осмысленно наблюдал за дальнейшим развитием ребенка, тот непременно
подметит: с этого момента дети по своей биологической сути могут лишь
присесть, но сидеть продолжительно они просто не в силах, т. к. такая поза
для них противоестественна. Но сколько взрослым потребуется упорства и
настойчивости, чтобы сбить это "пламя" избыточной моторной энергии, так
необходимой для раскрепощения и биологических и психических потенциалов.
Чтобы "укротить" внутреннюю моторную экспрессию! Чтобы заставить часами изо
дня в день, из года в год сидеть и сидеть, слушать и слушать чаще всего
занудные и неинтересные педагогические "проповеди"; И это по педагогическому
представлению совершается всемирно-исторической значимости процесс
образования!?? Процесс познания жизни в уме!? И так из поколения в
поколение.
О том, что человек по своей природосообразной конституции не мог
продолжительное время пребывать в сидячей позе, указывает и такой факт.
С наступлением капитализма и эпохи просвещения, естественно, возник целый
класс пишущих и счетных работников. Учитывая же, что они физически не могли
долгое время сидеть, их не усадили за столы, а поставили за... конторки. Так
возник целый класс конторских работников. Но как только всеобуч проник в мир
детства, а в основу строительства учебного процесса были взяты "дисциплина"
и "прилежание", это потребовало придать детям моторно-инактивационную позу
послушания. На языке же биологической логики эта поза явилась позой
всеобъемлющей, психомоторной инактивации, т. е. закрепощения детей.
И по мере того, как эти "моторно-укрощенные" поколения приходили в конторы,
пополняя пишущих и счетных работников, они уже стоять не могли.
С фундаментально-биологической позиции не может не вызвать недоумение та
легкость и бездумность, с которой человечество избрало себе ту стратегию
своего образа жизнедеятельности, в которой телесная вертикаль как доминанта
видовой конституции стала все больше и больше подменяться на какую-то
противоестественную, то ли эмбрионально-свернутую, то ли старчески-согбенную
в условиях продолжительного сидения. И эта поза с наступлением всеобуча,
научно-технической и информатизационной революций стала доминирующей в
рабочей позе при выполнении интеллектуальных и тонко-координированных видов
труда (процесс учебы, микропроцессорные производства, работа за
компьютерами, конструкторские и проектные работы, электронная, часовая,
швейная промышленность и многие другие).
Но весь драматизм, пожалуй, связан с тем, что мир взрослых именно такую позу
глубоко подвел под детство, т. е. под ту ступень нашего бытия, на которой
эволюция разворачивает основные процессы своего биогенетического
раскрепощения, а так же духовно-психического и телесно-физического
строительства. И как это ни парадоксально, но все это произошло без
серьезных научных исследований, без попыток получить ответ: в каком же
направлении пойдет наша эволюция, и что произойдет с нашей
духовно-психической и физической конституцией в условиях повторяющегося из
поколения в поколение такого "надлома" телесной вертикали?
Между тем, практически во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу
причин возникновения болезней цивилизации (зрения, сердца, психики,
опорно-двигательной системы и т. д.), фактор сидения отнесен к базовым
факторам риска в возникновении самой тяжелой соматической патологии на этом
этапе XX столетия.
Следует отдать должное, что телесная вертикаль явилась предметом
определенных исследований в таких сферах, как военное дело, а так же в
ортопедии и протезировании.
С этих позиций первое понятие "нормальная стойка" было введено братьями
Вебер в 1836 году. Во многие же учебники "нормальная стойка" вошла по
инициативе Брауне Фишер (1889), как фактор, который необходимо учитывать с
целью оптимизации размещения военного снаряжения немецкого пехотинца.
В отечественной литературе телесная вертикаль с позиции биомеханики
обстоятельно рассмотрена в монографии В. С. Гурфинкеля, Я. М. Каци, М. Я.
Шик "Регуляция позы человека" ("Наука", М., 1965). К сожалению, ни в
отечественной, ни в зарубежной литературе систематических исследований по
анализу того, как же все-таки организм будет развиваться функционально,
духовно-психически и физически в условиях рабочей позы удобного стояния,
либо рабочей позы систематического сидения, мы не встретили.
Такие исследования мы начали проводить на базе института медицинских проблем
Севера СО РАМН с 1977 года.
Вернуться к оглавлению
|