Владимир БАЗАРНЫЙ

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Б >


Владимир БАЗАРНЫЙ

1995 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Владимир БАЗАРНЫЙ

Методология и методика

раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса

Часть III

Содержание

Постановка проблемы

1. Закон доминирования целостности во взаимоотношениях организма с внешней средой.

2. Телесная вертикаль в обеспечении гравитационного равновесия организма человека с внешней средой, а так же межсистемной функциональной синхронизацией в рамках целостного организма.

3. Моторно-свободная телесная вертикаль и моторно-закрепощенная сидячая поза в аспектах индивидуального и исторического.

4. Базовая роль фоновой мышечно-тонической активности в поддержании эффективной психической деятельности.

5. Некоторые научные итоги 18-летнего исследования моторно-раскрепощенной телесной вертикали и режима динамических поз в основе построения учебного процесса школьников.

Основная литература.

 

 

 

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Еще на заре зарождения всеобуча было замечено: за грамотность мир взрослых почему-то расплачивается своим здоровьем. Болезненная бледность, согбенная спина, пенсне на носу, а нередко'и чахотка - все чаще становились атрибутами образованной интеллигенции.
И как только всеобуч шагнул в мир детства, сразу же: школьная близорукость, школьные сколиозы, школьная неврастения и многое другое.
Вскоре сами педагоги почувствовали, что с детьми в школах происходит что-то катастрофически-разрушительное. Так Г. Песталоцци еще в 1805 году оповестил миру о том, что при традиционно закладывающихся принципах обучения происходит непонятное "удушение" развития детей, "убийство" их здоровья. Вскоре настоящую тревогу забили медики. Один из них — известный специалист по природным силам оздоровления Ла-манн оповещал, - "...школьники живут под постоянным парализующим гнетом... Вот почему, когда приходит время занятий в школе, мы видим, как бледнеют румяные щечки детей, как раздаются постоянные жалобы на отсутствие аппетита, расстройство пищеварения, головные боли и прочее, как, иными словами, развиваются явления настоящей неврастении...
Один при такой работе получает неврастеническую головную боль, которая делает его полным "идиотом", неспособным к работе, у другого начинается нервное расстройство пищеварения.... Насколько неправильная система воспитания расшатывает у детей нервную систему, можно видеть на постоянно увеличивающемся числом самоубийц в школьном возрасте.
Позор нам, извратившим натуру детей настолько, что они устают жить!"
Читаешь эти строки и невольно думаешь: только пораженный безумием мир взрослых мог все это уготовить своим детям и запустить это "удушение" и "убийство" из поколения в поколение, как механизм массового деформированного самовоспроизводства.
И вся эта трагедия разразилась в экологически чистые времена. Во времена, когда дети еще рождались нормальными родами и от здоровых родителей, и до 2-3 лет "тянули" материнскую грудь. Когда были качественно иные семьи и не было "сексопатологического" телевидения. Когда школьная мебель была ростомерной, а информационные перегрузки в школе еще не были столь умопомрачительными.
Имеющий нормальное воображение (неважно, кто ты — министр ли образования или рядовой педагог) представь себе: что же происходит с детьми в современных школах, в которых давно позабыто, что такое элементарная школьная гигиена и что такое сообразная росту мебель? С детьми, изначально ослабленными и болезненными, родившимися от ослабленных и болезненных родителей — вчерашних выпускников наших школ?!
О трагедии, которая развернулась с психическим и физическим здоровьем детей в нашей массовой школе сказано и написано немало. Немало проклятий со стороны родителей обращено в сторону системы образования. Но наиболее точный диагноз всему тому, что происходит с детьми в школах, ставит один из видных отечественных специалистов по школьной гигиене профессор Р. И. Айзман (1990): "У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о школьном стрессе", "школьном шоке"..." Такая практика "школьного шока", которую мир взрослых творит с детьми на исходе XX столетия достигла масштабов настоящей видовой и духовно-психической саморазрушающей эпидемии.
Всесторонний анализ причин, так глубоко подорвавших здоровье каждого нового поколения, и которые оказались глубоко сокрыты от общественного сознания под такой внешне привлекательной вывеской, как "школа", был проведен под нашим руководством на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН. Полученные данные подробно освещены в научной и популярной печати (В. Ф. Базарный с соавт., 1977— 1994 гг.). К сожалению, таких деструктивных истоков оказалось слишком много. И касаются они гигиенических, эргоно-метрических, в т. ч. дидактических принципов организации учебного процесса и способов передачи детям информации.
Одним из наиболее разрушительных факторов, оказавшимся в организационной структуре учебного процесса, явилась моторно-инактивационная сидячая поза. Вместе с этим вскрыто, что до 90—95% детей идут в школу с незрелостью той физиолого-координаторной основы, которая эволюцией подведена под механизм мыслетворческих и образо-конструирующих процессов, и, в частности, системы "глаз-рука", обеспечивающей зрительно-ручное интегрированное чувство.

Уже только эти факторы в условиях "информационно-скоростных" установок школы и незрелости правополушарной образной сферы привели к тому, что до 90—95% детей в процессе занятий пребывают в состоянии хронического моторного, психогенного и нейровегетативного закрепощающего напряжения.
Рдним из внешних проявлений такой внутренней напряженности как раз и явился синдром общего мышечно-судорожного напряжения и низкого склонения детей над тетрадью в процессе письма.
Установлено, что именно с данного закрепощающего напряжения и берут свое начало не только группа так называемых школьных форм нездоровья, но и наиболее тяжелые и распространенные так называемые болезни цивилизации (зрения, сердца, позвоночника, психики и т. д.).
А теперь зайдем в любую школу и посмотрим, в каких позах пишут наши дети. И мы увидим, как при письме дети пребывают в каком-то зажатом противоестественном состоянии: кто "кособочит", кто "кривошеит", а кто буквально носом водит по тетради. И так из урока в урок, изо дня в день, из года в год. И мы видим как все больше и больше наши некогда зоркие и стройные дети превращаются в горбато-сутулых "очкариков-старичков".
О каком нормальном развитии детей в таких условиях может идти речь!? И это все видят миллионы пап и мам, учителей и врачей!? И это не что иное, как настоящее преступление мира взрослых перед беззащитным миром детей!
Как показал наш многолетний опыт, многое из всего этого можно легко изжить из школьной жизни. Для этого нужно вместо сковывающей все и вся традиционной сидячей позы поставить детей за простейшие конторки. Но сколько еще будет сломлено поколений, пока такое простое предупредительное средство мир взрослых доведет до детей!
Может, эту проблему система образования начнет решать энергичнее, если четко назвать вещи своими именами: все то, что сегодня школа делает с нашими детьми - есть не что иное, как скрытый механизм нанесения увечья физическому и психическому здоровью в масштабах всего подрастающего-поколения народа. Эта ситуация есть грубейшее нарушение важнейших положений Международной конвенции "О правах ребенка", многих статей Законов РФ "Об образовании и Основ Законодательства РФ "Об охране здоровья граждан".
И такую систему образования широкая родительская общественность может и должна объявить ВНЕ ЗАКОНА.

 

Министерство образования РФ
Управление реабилитационной службы и специального образования
Научно-внедренческая лаборатория
физиолого-здравоохранительных проблем образования
Администрации Московской области


В. Ф. Базарный


МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА
раскрепощения нейрофизиологической основы
психического и физического развития учащихся
в структурах учебного процесса


(Президентская программа "Дети России")


Сергиев Посад, 1995

Рецензенты:
Директор Института педагогических инноваций, доктор психологических наук,
профессор
В.И. Слободчиков
Заведующий лабораторией дошкольного воспитания детей с проблемами развития ИКП РАО, доктор педагогических наук, профессор
Е. А. Стребелева
Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
А. Т. Озерюк
Директор Федерального научно-методического центра специальной (кор-рекционной) педагогики
Б. В. Белявский
Доктор медицинских наук, профессор Владимир Филиппович Базарный


В брошюре освещены краткие итоги многолетних исследований, проводимых под руководством автора и направленных на радикальную замену традиционной противоестественной моторно-инактивационной рабочей дозы школьников (в положении сидя), негативно влияющей на их физическое, психическое и духовное развитие, на эволюционно-сообразную моторно-раскрепощенную телесную вертикаль (режим динамических поз). Внедрена во многих регионах РФ. Под руководством Министерства образования Республики Коми внедрена в более чем 250 учреждениях.
Положительный эффект в развитии и здоровье детей выявляется уже через 1—2 года после внедрения.


 

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку