Н.Г. Карнишина

       Библиотека портала ХРОНОС: всемирная история в интернете

       РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ

> ПОРТАЛ RUMMUSEUM.RU > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КОСТРОМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ >


Н.Г. Карнишина

2010 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


БИБЛИОТЕКА
А: Айзатуллин, Аксаков, Алданов...
Б: Бажанов, Базарный, Базили...
В: Васильев, Введенский, Вернадский...
Г: Гавриил, Галактионова, Ганин, Гапон...
Д: Давыдов, Дан, Данилевский, Дебольский...
Е, Ё: Елизарова, Ермолов, Ермушин...
Ж: Жид, Жуков, Журавель...
З: Зазубрин, Зензинов, Земсков...
И: Иванов, Иванов-Разумник, Иванюк, Ильин...
К: Карамзин, Кара-Мурза, Караулов...
Л: Лев Диакон, Левицкий, Ленин...
М: Мавродин, Майорова, Макаров...
Н: Нагорный Карабах..., Назимова, Несмелов, Нестор...
О: Оболенский, Овсянников, Ортега-и-Гассет, Оруэлл...
П: Павлов, Панова, Пахомкина...
Р: Радек, Рассел, Рассоха...
С: Савельев, Савинков, Сахаров, Север...
Т: Тарасов, Тарнава, Тартаковский, Татищев...
У: Уваров, Усманов, Успенский, Устрялов, Уткин...
Ф: Федоров, Фейхтвангер, Финкер, Флоренский...
Х: Хилльгрубер, Хлобустов, Хрущев...
Ц: Царегородцев, Церетели, Цеткин, Цундел...
Ч: Чемберлен, Чернов, Чижов...
Ш, Щ: Шамбаров, Шаповлов, Швед...
Э: Энгельс...
Ю: Юнгер, Юсупов...
Я: Яковлев, Якуб, Яременко...

Родственные проекты:
ХРОНОС
ФОРУМ
ИЗМЫ
ДО 1917 ГОДА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ

Рабочие – предприниматели – власть

в конце XIX – начале ХХ в.: социальные аспекты проблемы

Материалы V Международной научной конференции Кострома, 23–24 сентября 2010 года

ЧАСТЬ I

РАЗДЕЛ II. ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, ВЛАСТЬ И РАБОЧИЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ МЕЖДУ ПАТЕРНАЛИЗМОМ И АССЕРТИВНОСТЬЮ

Н.Г. Карнишина [1]

Страховое законодательство в России в конце XIX – начале XX вв.

Развитие российского страхового дела с 1895 г. по 1916 г. можно определить как этап, который обычно связывают с началом формирования национального страхового рынка, появлением частных акционерных компаний, развитием частной монополии на страховом рынке.

За предыдущие 1876-1885 гг. было создано 32 общества взаимного страхования, что создавало конкуренцию на данном рынке услуг. В 1874 г. съезд представителей акционерных страховых обществ установил общий тариф премий, обязательный для всех заключивших конвенцию, принятую этим съездом. Для обоснования тарифов было решено с 1874 г. вести общую статистику. Тарифное соглашение вошло в силу в 1875 г. и получило название Страхового синдиката – первого монополистического объединения в России.

Для придания устойчивости страховым операциям  в этот же период были организованы общества взаимного страхования. В 1863 г. учреждено два таких общества – в Туле и Полтаве; в 1864 г. – пять (Харьков, Череповец, Ревель, Рига, Пермь); в 1865 г. – также пять. В 1880 – 1890 –е гг. проходили съезды представителей обществ взаимного страхования (I съезд в 1883 г. в, VII съезд – в 1912 г.)[i]. Для исполнения поручений съезда было создано особое бюро и печатный орган «Вестник взаимного от огня страхования». В 1909 г. был создан «Российский Союз Обществ взаимного от огня страхования», который объединил 83 страховых общества на основе договора, обязывающего страховые компании оказывать  взаимопомощь при пожарных убытках, превышающих годичный сбор премий. К 1917 г. Союз, имеющий свой устав, объединял 124 общества взаимного страхования. Союз страховщиков осуществлял страхование недвижимости и движимости, коллективное страхование от несчастных случаев лиц, служащих и работающих на фабриках и заводах по отраслям: мануфактурной промышленности (Московская губерния), горных и горнозаводских предприятий Юга России, Киевское общество взаимного страхования свеклосахарных и рафинадных заводов, Минское Землевладельческое общество взаимного страхования.

В 1894 г. в России был установлен государственный страховой надзор за деятельностью страховых компаний. Функции органа государственного страхового надзора выполняло Министерство внутренних дел. Также была установлена публичная отчетность страховых компаний.

В 1885 г. был снят запрет на деятельность в России иностранных страховых обществ и в Петербурге открылось центральное агентство страхового общества «Нью-Йорк» (США). В 1889 г. Министерством внутренних дел России была разрешена деятельность страховых обществ «Урбен» (Франция) и «Эквитебл» (США) для осуществления личного страхования населения. Активно развивались также операции перестрахования рисков на международном рынке. Иностранные страховые общества подчинялись общей системе государственного надзора со стороны Министерства внутренних дел. Для открытия страховых операций в России они были обязаны предварительно внести в государственное казначейство денежный залог 500 тыс руб. золотом и резервировать на счетах государственного банка 30% поступлений страховых платежей.

Конец XIX столетия, когда в основном сложилась сеть российских акционерных компаний, был отмечен известной унификацией их деятельности. Большинство «огневых» обществ добавило к своим операциям страхование жизни, транспорта, ценностей, перевозимых по почте; а общества, занимавшиеся чисто транспортным страхованием, ввели у себя огневое страхование.

Московские компании в это время уверенно занимали место в первой десятке крупнейших. География московских страховых компаний была достаточно широка и простиралась далеко за пределы Московской губернии. Их отделения и агентства были рассеяны не только по центральным регионам страны, но успешно работали в Прибалтике, Закавказье, Средней Азии, Сибири. Промышленные и финансовые связи московских «текстильных королей» с отдаленными районами, где приобреталось сырье либо сбывалась продукция, облегчали им, как представителям страховых компаний, установление необходимых контактов и для страховой деятельности.

Примерно к 1910 г. «Якорь», Московское и Северное общества восстановили утраченный за кризисные годы запасной капитал и прежние резервы премий. В списке держателей их полисов встречаются фамилии Голицыных, Родзянко, Хитрово, Лобановых-Росовских. Из объектов недвижимости, застрахованных Московским обществом, заслуживают быть упомянутыми усадьба А. Блока в Шахматово, здание ресторана «Прага» на Арбатской площади, усадьба А. Рейнбота.

Устав 1895 г. предоставлял вкладчикам право вносить условные вклады или вклады с особым назначением, которые устанавливали формы распоряжения капиталом либо процентными бумагами при наступлении определенных обстоятельств. Преобладающее число условных вкладов вносилось на погребение и до совершеннолетия. На 1 января 1901 г. единоличные клиенты произвели условных вкладов на сумму 54,2 млн. руб. по 242 200 книжкам, что составляло 7,3 % общего числа книжек и 8,1 % общей суммы вкладов[ii]. Развитие этой деятельности связано с неудачным опытом деятельности похоронных касс, которые часто распадались и приносили своим участникам убытки.

Неудачными оказались и попытки организовать общества взаимного страхования  жизни. В начале XX в. в России было учреждено только одно подобное общество в г. Харькове. Застрахованная сумма на случай смерти и «на дожитие» в русских обществах доходила до 2500 руб., а в иностранных обществах, действовавших в России, превышала 5000 руб. К началу XX в. наблюдалась устойчивая тенденция у части населения России в мелком страховании по обеспечению старости или на случай смерти.

В 1901 и 1905 гг. были приняты законодательные акты, значительно расширявшие самостоятельность Управления государственными заведениями народного сбережения. В 1906 г. был открыт Совет по делам страхования доходов и капиталов.

В 1903 г. Министерство финансов представило законопроект «Об учреждении государственного страхования жизни через посредство государственных сберегательных касс». В стране действовали на тот момент 7 русских и 3 иностранные компании, в том числе «Россия», «Жизнь», «Первое российское страховое общество», «Саламандра», «Помощь», французская компания «Урбэн», американская «Нью-Йорк» и др.

Особенно остро в начале XX в. стоял вопрос о страховании малообеспеченных слоев населения. С.Ю. Витте в проекте «Об учреждении государственного страхования жизни через посредство государственных сберегательных касс», обосновывая необходимость государственного страхования жизни, писал: «Государство не может оставаться безучастным зрителем того явления, что известная часть населения остается без всяких средств к жизни, ибо такой элемент представляет несомненную опасность общественному спокойствию и установленным отношениям»[iii]

2 июня 1903 г. был принят закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности», по которому ответственность за пособие работникам возлагались на владельцев промышленных предприятий. Вне действия этого закона оставалась значительная часть рабочих мелких предприятий и кустарных мастерских, т.к. обеспечение потерпевших вследствие несчастных случаев еще тесно зависело от финансового положения производственной фирмы.

В тоже время в материалах Комиссии при совете по горнопромышленным делам по поводу проекта закона о врачебной помощи рабочим от  1905 г. содержатся следующие сведения: «В Бакинском районе за последние годы расход владельцев горных промыслов и заводов на врачебную помощь рабочим составляет в среднем 15-16 рублей на одного рабочего в год, а на юге России соответствующий расход равен: на каменноугольных копях – около 8 рублей, а на заводах – около 12 рублей. Ежегодный расход владельцев горнопромышленных предприятий на медицинскую часть для различных местностей империи выражается приблизительно в следующих цифрах:

Царство Польское – 400000 руб.

Кавказ – 475000 руб.

Юг России – 1100000 руб.

Урал – 600000 руб.

Итого 2575000 руб.

Если принять во внимание, что число рабочих на горных заводах и промыслах империи равно около 640 000, а также и то обстоятельство, что в заведениях фабрично-заводской промышленности ежегодно расходуется на врачебную помощь рабочим около 4000000 руб. при общем количестве фабрично-заводских рабочих Империи  около 2500000 человек, то ясно видно, что владельцы горнопромышленных предприятий несут более чем вдвое больший расход на постановку медицинской части, чем владельцы заведений фабрично-заводской промышленности»[iv]

В законе от 30 мая 1905 г. определялось: «Свободные суммы страховой операции вносятся в Государственный банк на особый счет и помещаются в государственные процентные бумаги, в закладные листы учреждений земельного кредита, а также в облигации городских кредитных обществ и городских займов»[v]. Закон открывал при сберегательных кассах страховые операции. Принимая данный закон, правительство тем самым способствовало организации системы социального обеспечения в государственных и частных учреждениях путем совокупного страхования их служащих и рабочих. Сберкассы приступили к страховым операциям с февраля 1906 г. Операции по страхованию для сберегательных касс ограничивались следующими видами: страхование небольших вкладов на случай внезапной смерти и «на дожитие» на сумму до 5 тыс. руб.; страхование пенсий размером до 600 руб. в год. Всего страхованием к 1.01.1916 г. занимались более 7,5 тыс. касс почти из 10 тыс. Однако, процесс развития этого вида услуг шел достаточно медленно и до первой мировой войны не приобрел широкого распространения[vi]. Тем не менее, по размерам прироста страхования сберегательные учреждения занимали одно из ведущих мест среди страховых обществ России.

В 1914 г. был принят новый закон о страховании, в который были внесены дополнения в виде страхования от потери трудоспособности, повышения предельного размера страхуемых капиталов и пенсий, введения досрочной выплаты пенсий в случае потери трудоспособности. По мнению правительства, проблема страхования трудовых слоев населения оставалась преимущественно задачей сберегательных касс. В этих целях страна была разделена на 12 страховых районов во главе с инспекторами сберегательных касс, в обязанности которых входило руководство агентурой.

В целом, к началу XX вв. в России сложилась система страхования, которая включала в себя государственное страхование, российские и иностранные акционерные страховые общества, городские взаимные и земские страховые общества. Система страхования регулировалась государством. В качестве страховщиков выступали российские и иностранные страховые организации, предоставляющие достаточно широкий спектр услуг.

Примечания

[1] © Н.Г.Карнишина, 2010

[i] История финансового законодательства России / Отв. ред. И.В. Рукавишников. М., 2003. С. 148.

[ii] Об учреждении государственного страхования жизни через посредство государственных сберегательных касс // РГИА.Ф.581.Оп.1.Д.888.Л.1.

[iii] РГИА.Ф.581.Оп.1.Д.888.Л.22.

[iv] НИОР РГБ.Ф. 260.К.VIII.№5.Л.1

[v] ПСЗ-3.Т.XXV.Отд.1.№26259.

[vi] Очерк развития и деятельности Государственных сберегательных касс. Спб, 1912. С.47; Морозан В.В. Операционная деятельность сберегательных касс России и социальный состав их вкладчиков (1895-1916 гг.) // Деньги и кредит. 2001. № 9. С.67.

Вернуться к оглавлению V Международной научной конференции

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании всегда ставьте ссылку